Интернет-торговля в России 2022: аналитика Data Insight
Игорь Бахарев
В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. Это следует из ежегодного отчёта "Интернет-торговля в России 2022" от Data Insight. Эксперты раскрыли ключевые цифры и тренды 2022 года, характеризующие рынок eCommerce в стране.
2022 год вошел в тройку лучших годов российского рынка eCommerce по динамике числа заказов. Роста количества заказов составил 65% при этом объем рынка в рублях вырос на 38%.
Темпы роста интернет-торговли в 2022 году ожидаемо ниже темпов роста в 2021 году и чуть ниже прогнозных. Основная причина - уход с рынка значительной части премиального (и средний+) сегмента.
Средний чек продолжает снижаться: по итогам 2022 года он составил 2 010 рублей, это на 16% ниже прошлогодних показателей. Причина снижения среднего чека - увеличение доли магазинов с небольшими чеками и частыми заказами (маркетплейсы, ультрабыстрая доставка продуктов). При этом в большинстве магазинов средние чеки выросли за год.
Доля онлайн-продаж продолжает расти: в 2022 году на них пришлось 15% от всего ритейла и 30% от рынка непродовольственного ритейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно). Все данные указаны без учета продаж автомобилей и топлива.
По прогнозу Data Insight, в 2023 году объем продаж на российском рынке eCommerce достигнет 7,4 трлн рублей, рост составит 30%. Количество выполненных заказов на рынке eCommerce достигнет 4,6 млрд (+64%). Темпы роста в текущем году продолжат замедляться - но показатели роста все равно останутся на уровне намного выше среднемирового.
Основной рост в 2022 году обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: во второй половине 2022 года их доля достигла 73% в общем количестве заказов и впервые превысила половину всего объема продаж. Они же обеспечат основной рост в 2023 году.
В июне 2022 года совокупная доля двух крупнейших российских маркетплейсов Wildberries и Ozon впервые в истории превысила 2/3 от всех онлайн-заказов и составила 69%. В ноябре была достигнута максимальная доля Wildberries и Ozon за год: она составила 75%. По прогнозу Data Insight, в 2023 году доля двух лидеров рынка составит в среднем по году 53% по объему онлайн-продаж и 77% по заказам.
Российский рынок логистики (включая MLM и C2C, но не включая доставку продуктов питания) вырос в 2022 г. в натуральном выражении до 2,55 млрд заказов, при этом только в последнем квартале было доставлено 880 млн заказов - что лишь немногим ниже показателя за весь 2020 год.
В 2022 году объем рынка eGrocery (доставка продуктов питания) вырос на 66% и составил 553 млрд рублей, а количество заказов выросло на 75% до 402 млн.
Рынок ePharma в первом полугодии 2022 года составил 110 млрд рублей и 60 млн заказов. Рост составил 50% и 36% соответственно.
В период с апреля 2021 года по март 2022 года россияне сделали 2,6 млрд заказов услуг с использованием интернета. Количество исполнителей на рынке услуг снизилось на 9% и составило 8,6 млн человек.
Ключевые тренды рынка 2022-2023:
· Снижение доли импульсных и премиальных покупок;
· Ускорение перетока на маркетплейсы;
· Подвижность рынка в части распределения между брендами;
· Взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах;
· Заметное снижение средней стоимости покупок.Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте