Меню

Интернет-магазины будут активнее блокировать?

Игорь Бахарев

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил "Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей", сообщает сайт правительства.

Конкретики не очень много, известно, что план по реализации стратегии будет готовить Роспотребнадзор, однако заявлено, что особенно серьезные нарушения прав потребителей происходят в онлайн-магазинах.

Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом в онлайне, согласно документу, являются:

  • Реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;
  • Непоставка товара по оплаченному договору;
  • Нарушение сроков поставки товара;
  • Реализация некачественного товара или товара, не соответствующего описанию (ожиданию);
  • Целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
  • Сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
  • Уклонение от рассмотрения требований потребителя;
  • Невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
  • Отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек)

Мошенники пользуются правовой и цифровой неграмотностью людей, "поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети "Интернет" информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз", сказано в стратегии.

Отдельно оговаривается тот факт, что в сети активно продается контрафактная и запрещенная продукция. "Потребители вправе требовать, чтобы все товары были доброкачественными и соответствовали предъявляемым к ним обязательным требованиям. И необходимо, чтобы люди знали это свое право и пользовались им", - говорится в стратегии.

По мнению правительства, хотя блокировка сайтов "плохих" продавцов является действенным способом борьбы, однако такой способ "сопряжен со значительными временными затратами, а регистрация и перенос на новый ресурс (доменное имя) запрещенной информации может занимать несколько минут".

Значит ли это, что власти собираются жестче блокировать "зеркала" магазинов - пока не ясно. В документе лишь говорится, что "важно менять законодательство о защите прав потребителей, улучшать его и разрабатывать новые программы. Этим и будет заниматься власть в рамках утвержденной стратегии".

Напомним, что сейчас продолжается борьба вокруг законопроекта об агрегаторах. В августе в Роспотребнадзоре подготовили ряд существенных поправок, которые, по сути, фактически являются третьей редакцией законопроекта, усиливающего защиту прав клиентов интернет-магазинов.

Интернет-омбудсмен, член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» Дмитрий Мариничев в разговоре с порталом E-pepper.ru рассказал, что количество проблем и жалоб пользователей интернет-магазинов сейчас ничтожно. "Это был главный аргумент насчет ненужности нового закона. Однако основной смысл его — работа на опережение. Он водит новую сущность, которой ранее не было в правовом поле – «товарный агрегатор». Фактически с его появлением будет сформирован новый ландшафт на рынке», — добавил Мариничев.

По данным Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, жалоб на интернет-магазины в 50 раз меньше, чем на обычные магазины. В НАДТ отмечают, что доля жалоб на работу магазинов незначительная по сравнению с общим объемом покупок. Так, в 2016 году было совершено 385 млн покупок, зарегистрировано 8,7 тысяч жалоб на онлайн-ритейлеров, из которых только 404 конфликта не удалось решить в досудебном порядке. 

Материал по теме

Мишустин потребовал не мешать курьерам

Материал по теме

Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь

Материал по теме

Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Какие данные и как использовать для персонализации в ритейле

Треть клиентов считают , что ритейлеры недостаточно стараются, чтобы обеспечить высокий уровень персонализации. Эксперты приложения "Кошелёк" разбираются, на что обратить внимание, чтобы улучшить актив...

Amazon всё-таки проведёт осенние распродажи

Amazon всё-таки проведет акцию Prime Day 13-14 октября, сообщают несколько источников издания The Verge. Ранее стало известно, что Amazon предупредил своих селлеров о начале распродаж "Черной пятницы" 26...

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая ключевых кейсов индустрии

Седьмой Международный ПЛАС-Форум "Online & Offline Retail 2020": готовимся к сбору урожая к лючевых кейсов индустрии Дорогие друзья и коллеги, рады Вам сообщить, что октябрьский ПЛАС-Форум состоится ...

Социальный шопинг в Instagram: кейс Sephora

У любителей косметических товаров, представленных в Sephora, появилась возможность купить их через Instagram Checkout, виртуальную витрину, позволяющую оформлять заказ непосредственно из ленты пользователя ...

Клиенты "Петровича" подсчитают ремонт на "Калькуляторе"

СТД "Петрович" представил пользователям своего сайта новый цифровой сервис "Калькулятор ремонта". С помощью этого инструмента на этапах планирования ремонта можно рассчитать стоимость ремонта в зависимости ...

Ozon и Lamoda встроят товары в кинофильмы

Онлайн-площадки Ozon и Lamoda станут партнерами площадки Сберанка SberDevices. Этот сервис видеошопинга интегрирует ассортимент маркетплейсов в видеоконтент ТВ-приставки. Как будет работать новый рекламны...