Интернет-магазины будут активнее блокировать?

Игорь Бахарев

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил "Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей", сообщает сайт правительства.

Конкретики не очень много, известно, что план по реализации стратегии будет готовить Роспотребнадзор, однако заявлено, что особенно серьезные нарушения прав потребителей происходят в онлайн-магазинах.

Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом в онлайне, согласно документу, являются:

  • Реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;
  • Непоставка товара по оплаченному договору;
  • Нарушение сроков поставки товара;
  • Реализация некачественного товара или товара, не соответствующего описанию (ожиданию);
  • Целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
  • Сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
  • Уклонение от рассмотрения требований потребителя;
  • Невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
  • Отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек)

Мошенники пользуются правовой и цифровой неграмотностью людей, "поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети "Интернет" информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз", сказано в стратегии.

Отдельно оговаривается тот факт, что в сети активно продается контрафактная и запрещенная продукция. "Потребители вправе требовать, чтобы все товары были доброкачественными и соответствовали предъявляемым к ним обязательным требованиям. И необходимо, чтобы люди знали это свое право и пользовались им", - говорится в стратегии.

По мнению правительства, хотя блокировка сайтов "плохих" продавцов является действенным способом борьбы, однако такой способ "сопряжен со значительными временными затратами, а регистрация и перенос на новый ресурс (доменное имя) запрещенной информации может занимать несколько минут".

Значит ли это, что власти собираются жестче блокировать "зеркала" магазинов - пока не ясно. В документе лишь говорится, что "важно менять законодательство о защите прав потребителей, улучшать его и разрабатывать новые программы. Этим и будет заниматься власть в рамках утвержденной стратегии".

Напомним, что сейчас продолжается борьба вокруг законопроекта об агрегаторах. В августе в Роспотребнадзоре подготовили ряд существенных поправок, которые, по сути, фактически являются третьей редакцией законопроекта, усиливающего защиту прав клиентов интернет-магазинов.

Интернет-омбудсмен, член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» Дмитрий Мариничев в разговоре с порталом E-pepper.ru рассказал, что количество проблем и жалоб пользователей интернет-магазинов сейчас ничтожно. "Это был главный аргумент насчет ненужности нового закона. Однако основной смысл его — работа на опережение. Он водит новую сущность, которой ранее не было в правовом поле – «товарный агрегатор». Фактически с его появлением будет сформирован новый ландшафт на рынке», — добавил Мариничев.

По данным Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, жалоб на интернет-магазины в 50 раз меньше, чем на обычные магазины. В НАДТ отмечают, что доля жалоб на работу магазинов незначительная по сравнению с общим объемом покупок. Так, в 2016 году было совершено 385 млн покупок, зарегистрировано 8,7 тысяч жалоб на онлайн-ритейлеров, из которых только 404 конфликта не удалось решить в досудебном порядке. 

Материал по теме

Аптекам открыли выход на онлайн-маркетплейсы

Материал по теме

Минпромторгу предложили зарегулировать eCommerce

Материал по теме

Калининград может остаться без онлайн-торговли

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Маркет" вводит единую стоимость доставки для покупателей

С 1 июля "Яндекс.Маркет" вводит для покупателей единые тарифы на доставку. Её стоимость будет одинаковой независимо от того, кто доставляет заказ: "Маркет" или сам продавец. Единые тарифы будут влиять ...

В каких интернет-магазинах самые удобные корзины?

Markswebb завершил E-commerce Checkout Rank 2021 — первое исследование процессов чекаута в крупнейших интернет-магазинах России. Эксперты изучили корзины 25 онлайн-ритейлеров из 5 категорий непродовольственной ...

"Здравсити" внедрил функцию самовывоза за час во всех регионах присутствия

Сервис "Здравсити" запустил опцию "Забрать за час" через онлайн-бронирование товаров на сайте для 5 тысяч аптек во всех регионах присутствия. В планах "Здравсити" на 2021 год увеличить до 10 000 число аптек...

"Яндекс.Маркет" начал отдавать селлерам подробную аналитику о клиентах

"Яндекс.Маркет" теперь будет показывать партнерам, которые продают товары напрямую через маркетплейс, расширенную статистику о заказах и покупателях. Дополнительные аналитические инструменты для прод...

"Перекрёсток" запустил новый сайт

"Перекрёсток" запустил новый веб-сайт. Там можно найти полную информацию о торговой сети: адреса магазинов, открытые вакансии, собственные торговые марки и многое другое. Также на площадке есть вся информац...

"Утконос" рвётся в Non-food

"Утконос онлайн" добавил на свою витрину новую категорию "Товары для дачи, сада и огорода". До конца июня покупателям станет доступен ассортимент из 1,5 тыс. различных товаров для дачи, сада и огорода, а к ...