Интернет-магазины будут активнее блокировать?
Игорь Бахарев
Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил "Стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей", сообщает
Конкретики не очень много, известно, что план по реализации стратегии будет готовить Роспотребнадзор, однако заявлено, что особенно серьезные нарушения прав потребителей происходят в онлайн-магазинах.
Основными нарушениями прав потребителей при приобретении товаров дистанционным способом в онлайне,
- Реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям;
- Непоставка товара по оплаченному договору;
- Нарушение сроков поставки товара;
- Реализация некачественного товара или товара, не соответствующего описанию (ожиданию);
- Целенаправленное введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств товаров;
- Сокрытие или неполное раскрытие информации о продавце (изготовителе, исполнителе);
- Уклонение от рассмотрения требований потребителя;
- Невозврат (уклонение от возврата) уплаченных потребителем средств;
- Отказ потребителю в возмещении убытков (неустоек)
Мошенники пользуются правовой и цифровой неграмотностью людей, "поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того чтобы потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий, умели находить в сети "Интернет" информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в интернет-магазине, а также владели навыками защиты от интернет-угроз", сказано в стратегии.
Отдельно оговаривается тот факт, что в сети активно продается контрафактная и запрещенная продукция. "Потребители вправе требовать, чтобы все товары были доброкачественными и соответствовали предъявляемым к ним обязательным требованиям. И необходимо, чтобы люди знали это свое право и пользовались им", - говорится в стратегии.
По мнению правительства, хотя блокировка сайтов "плохих" продавцов является действенным способом борьбы, однако такой способ "сопряжен со значительными временными затратами, а регистрация и перенос на новый ресурс (доменное имя) запрещенной информации может занимать несколько минут".
Значит ли это, что власти собираются жестче блокировать "зеркала" магазинов - пока не ясно. В документе лишь говорится, что "важно менять законодательство о защите прав потребителей, улучшать его и разрабатывать новые программы. Этим и будет заниматься власть в рамках утвержденной стратегии".
Напомним, что сейчас продолжается борьба вокруг законопроекта об агрегаторах. В августе в Роспотребнадзоре подготовили ряд существенных поправок, которые, по сути, фактически являются третьей редакцией законопроекта, усиливающего защиту прав клиентов интернет-магазинов.
Интернет-омбудсмен, член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» Дмитрий Мариничев в разговоре с порталом E-pepper.ru рассказал, что количество проблем и жалоб пользователей интернет-магазинов сейчас ничтожно. "Это был главный аргумент насчет ненужности нового закона. Однако основной смысл его — работа на опережение. Он водит новую сущность, которой ранее не было в правовом поле – «товарный агрегатор». Фактически с его появлением будет сформирован новый ландшафт на рынке», — добавил Мариничев.
По данным Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, жалоб на интернет-магазины в 50 раз меньше, чем на обычные магазины. В НАДТ отмечают, что доля жалоб на работу магазинов незначительная по сравнению с общим объемом покупок. Так, в 2016 году было совершено 385 млн покупок, зарегистрировано 8,7 тысяч жалоб на онлайн-ритейлеров, из которых только 404 конфликта не удалось решить в досудебном порядке.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте