Фотография под прицелом: как селлеры становятся жертвами схем с авторским правом

Игорь Бахарев

Российские интернет-магазины все чаще сталкиваются с судебными исками о нарушении авторских прав на изображения товаров. Компании, специализирующиеся на выявлении таких нарушений, активно рассылают претензии, а суммы исков растут с каждым годом.

Типичный сценарий: интернет-магазин размещает на своем сайте или маркетплейсе фотографию товара, которую предоставил производитель. Однако, доказать правомерность использования такого изображения в суде бывает крайне сложно. В результате, продавцы вынуждены выплачивать компенсации, даже если не нарушали закон сознательно.

"Это похоже на абонентскую плату", – отмечает Антон Доронин, руководитель отдела претензий интернет-магазина "Империя техно". По его словам, компании, занимающиеся защитой авторских прав, активно ищут нарушителей и выставляют им счета.

Юристы отмечают, что подобная практика процветает из-за особенностей законодательства. В частности, закон предусматривает принцип невиновной ответственности для предпринимателей. Это означает, что даже если продавец не знал о нарушении авторских прав, он все равно обязан компенсировать ущерб. При этом мошенников-"правообладателей", которые пользуются "дыркой" в законах всё больше. 
"Если вы попали в поле зрения такой компании, возможностей полностью исключить ответственность не так уж много. Это связано с тем, что для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей закон устанавливает принцип невиновной ответственности. То есть независимо от наличия вины предприниматель отвечает лишь на основании случившегося факта правонарушения. А использование изображений при рекламе товара без согласия правообладателя суды как раз рассматривают в качестве правонарушения. Другой момент, на который следует обращать внимание в процессе судебного разбирательства, — это обоснованность претензий истца с точки зрения принадлежности ему исключительных прав на изображение. Но когда мы говорим об изображениях, установить их первоначального автора и последующих правообладателей и доказать, что у истца нет прав на это изображение, бывает очень непросто", - рассказывает партнер 2b law office Антонио де Гор.

Чтобы обезопасить себя от таких претензий, предприниматели могут:

  • Заказывать профессиональную фотосъемку товаров. Это позволит получить полные права на изображения.
  • Использовать стоковые фотографии. Однако необходимо тщательно изучать лицензионные соглашения.
  • Привлекать к ответственности маркетплейсы, если они разместили на карточке товара фото без согласия продавца.

Однако, даже при соблюдении всех этих мер, полностью избежать риска судебных разбирательств невозможно. Юристы рекомендуют предпринимателям внимательно изучать законодательство в области интеллектуальной собственности и обращаться за консультацией к специалистам.

Ситуация на рынке электронной коммерции требует срочного вмешательства законодателей. Необходимо разработать более четкие правила использования изображений в интернет-магазинах и защитить добросовестных предпринимателей от необоснованных претензий.

Материал по теме

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

Материал по теме

Авито запускает аналитику спроса для онлайн-продавцов

Материал по теме

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

65% россиян считают, что тон коммуникации влияет на восприятие компании. Более половины опрошенных (54%) хотят, чтобы бренды общались дружелюбно и человечно, 24% предпочитают формальный стиль, а 18% - кратк...

57% россиян заказывают доставку для близких несколько раз в месяц

Сервис доставки "Купер" и "СберМобайл" выяснили, как россияне используют онлайн-сервисы для заботы о близких. По данным опроса, 57% респондентов заказывают доставку родным несколько раз в месяц, а 96% считают ц...

Авито запускает аналитику спроса для онлайн-продавцов

Авито представил бесплатный аналитический инструмент для оценки спроса на товары. Сервис позволит продавцам определять перспективные ниши, анализировать тренды и корректировать ассортимент перед запуском би...

Amazon развивает сервис быстрой доставки продуктов в городах Великобритании

Amazon запустил сервис 15-минутной доставки продуктов питания в ряде городов Великобритании, заключив национальное партнёрство с сервисом мгновенной доставки GoPuff. После успешного тестирования в ма...

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Бьюти-ритейлер "Иль де Ботэ" (ИДБ) внедряет новую логистическую систему, которая позволит доставлять заказы клиентам в регионах за 1–2 дня вместо прежних пяти и более. Это особенно актуально для городов, гд...

А ты кто такой? Как вы теряете клиентов из-за проблем с идентификацией

Аналитическая компания Elephant опубликовала отчет "Кризис идентификации: невидимый барьер для роста глобального eCommerce", который выявляет ключевые препятствия для развития онлайн-торговли. Основная ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.