Фотография под прицелом: как селлеры становятся жертвами схем с авторским правом

Игорь Бахарев

Российские интернет-магазины все чаще сталкиваются с судебными исками о нарушении авторских прав на изображения товаров. Компании, специализирующиеся на выявлении таких нарушений, активно рассылают претензии, а суммы исков растут с каждым годом.

Типичный сценарий: интернет-магазин размещает на своем сайте или маркетплейсе фотографию товара, которую предоставил производитель. Однако, доказать правомерность использования такого изображения в суде бывает крайне сложно. В результате, продавцы вынуждены выплачивать компенсации, даже если не нарушали закон сознательно.

"Это похоже на абонентскую плату", – отмечает Антон Доронин, руководитель отдела претензий интернет-магазина "Империя техно". По его словам, компании, занимающиеся защитой авторских прав, активно ищут нарушителей и выставляют им счета.

Юристы отмечают, что подобная практика процветает из-за особенностей законодательства. В частности, закон предусматривает принцип невиновной ответственности для предпринимателей. Это означает, что даже если продавец не знал о нарушении авторских прав, он все равно обязан компенсировать ущерб. При этом мошенников-"правообладателей", которые пользуются "дыркой" в законах всё больше. 
"Если вы попали в поле зрения такой компании, возможностей полностью исключить ответственность не так уж много. Это связано с тем, что для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей закон устанавливает принцип невиновной ответственности. То есть независимо от наличия вины предприниматель отвечает лишь на основании случившегося факта правонарушения. А использование изображений при рекламе товара без согласия правообладателя суды как раз рассматривают в качестве правонарушения. Другой момент, на который следует обращать внимание в процессе судебного разбирательства, — это обоснованность претензий истца с точки зрения принадлежности ему исключительных прав на изображение. Но когда мы говорим об изображениях, установить их первоначального автора и последующих правообладателей и доказать, что у истца нет прав на это изображение, бывает очень непросто", - рассказывает партнер 2b law office Антонио де Гор.

Чтобы обезопасить себя от таких претензий, предприниматели могут:

  • Заказывать профессиональную фотосъемку товаров. Это позволит получить полные права на изображения.
  • Использовать стоковые фотографии. Однако необходимо тщательно изучать лицензионные соглашения.
  • Привлекать к ответственности маркетплейсы, если они разместили на карточке товара фото без согласия продавца.

Однако, даже при соблюдении всех этих мер, полностью избежать риска судебных разбирательств невозможно. Юристы рекомендуют предпринимателям внимательно изучать законодательство в области интеллектуальной собственности и обращаться за консультацией к специалистам.

Ситуация на рынке электронной коммерции требует срочного вмешательства законодателей. Необходимо разработать более четкие правила использования изображений в интернет-магазинах и защитить добросовестных предпринимателей от необоснованных претензий.

Материал по теме

Fashion Factory School и Ozon поделятся секретами эффективного продвижения fashion-брендов

Материал по теме

Wildberries задрал цены за приём товаров

Материал по теме

Мегамаркет открыл первый склад на месте бывшей IKEA в Химках

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Fashion Factory School и Ozon поделятся секретами эффективного продвижения fashion-брендов

В рамках бесплатной онлайн-конференции Ozon х Fashion Factory Conf 2024 19 сентября топовые спикеры расскажут о главных трендах маркетинга в индустрии моды и онлайн-продажах, поделятся эксклюзивными лайфхак...

Wildberries задрал цены за приём товаров

С начала лета маркетплейс Wildberries ввел постоянную плату за прием товаров на склады, что вызвало массовое недовольство продавцов. Стоимость услуги существенно выросла и зависит от загруженности склада. С...

Мегамаркет открыл первый склад на месте бывшей IKEA в Химках

Мегамаркет открыл в Химках первый склад на площадях, освобожденных ушедшей из России сетью магазинов IKEA в ТЦ "Мега". Маркетплейс тестирует опцию экспресс-доставки товаров продавцов своим покупателям из Мо...

Авито упрощает продажу ноутбуков

Сервис объявлений Авито запускает новую программу, которая позволит пользователям быстро и удобно продавать свои ноутбуки. Теперь не нужно тратить время на поиски покупателей и переговоры - достаточно разме...

Яндекс Маркет запускает проект по оптовым закупкам из Китая

Яндекс Маркет готовится к запуску новой услуги, которая позволит предпринимателям напрямую закупать товары у китайских производителей. Это решение может стать важным шагом на фоне усложняющихся трансграничн...

Кто оставляет отрицательные отзывы на ваш товар: портрет покупателей

Подавляющее большинство россиян (семь из десяти) оставляют отзывы о приобретенных товарах и услугах в сети. Такие данные приводит свежий опрос HR-компании Superjob. Интересно, что женщины более склонны дел...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.