Фотография под прицелом: как селлеры становятся жертвами схем с авторским правом

Игорь Бахарев

Российские интернет-магазины все чаще сталкиваются с судебными исками о нарушении авторских прав на изображения товаров. Компании, специализирующиеся на выявлении таких нарушений, активно рассылают претензии, а суммы исков растут с каждым годом.

Типичный сценарий: интернет-магазин размещает на своем сайте или маркетплейсе фотографию товара, которую предоставил производитель. Однако, доказать правомерность использования такого изображения в суде бывает крайне сложно. В результате, продавцы вынуждены выплачивать компенсации, даже если не нарушали закон сознательно.

"Это похоже на абонентскую плату", – отмечает Антон Доронин, руководитель отдела претензий интернет-магазина "Империя техно". По его словам, компании, занимающиеся защитой авторских прав, активно ищут нарушителей и выставляют им счета.

Юристы отмечают, что подобная практика процветает из-за особенностей законодательства. В частности, закон предусматривает принцип невиновной ответственности для предпринимателей. Это означает, что даже если продавец не знал о нарушении авторских прав, он все равно обязан компенсировать ущерб. При этом мошенников-"правообладателей", которые пользуются "дыркой" в законах всё больше. 
"Если вы попали в поле зрения такой компании, возможностей полностью исключить ответственность не так уж много. Это связано с тем, что для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей закон устанавливает принцип невиновной ответственности. То есть независимо от наличия вины предприниматель отвечает лишь на основании случившегося факта правонарушения. А использование изображений при рекламе товара без согласия правообладателя суды как раз рассматривают в качестве правонарушения. Другой момент, на который следует обращать внимание в процессе судебного разбирательства, — это обоснованность претензий истца с точки зрения принадлежности ему исключительных прав на изображение. Но когда мы говорим об изображениях, установить их первоначального автора и последующих правообладателей и доказать, что у истца нет прав на это изображение, бывает очень непросто", - рассказывает партнер 2b law office Антонио де Гор.

Чтобы обезопасить себя от таких претензий, предприниматели могут:

  • Заказывать профессиональную фотосъемку товаров. Это позволит получить полные права на изображения.
  • Использовать стоковые фотографии. Однако необходимо тщательно изучать лицензионные соглашения.
  • Привлекать к ответственности маркетплейсы, если они разместили на карточке товара фото без согласия продавца.

Однако, даже при соблюдении всех этих мер, полностью избежать риска судебных разбирательств невозможно. Юристы рекомендуют предпринимателям внимательно изучать законодательство в области интеллектуальной собственности и обращаться за консультацией к специалистам.

Ситуация на рынке электронной коммерции требует срочного вмешательства законодателей. Необходимо разработать более четкие правила использования изображений в интернет-магазинах и защитить добросовестных предпринимателей от необоснованных претензий.

Материал по теме

"R10: Эволюция" пройдёт 21 ноября

Материал по теме

Евросоюз вводит пошлины на дешевые посылки из-за рубежа

Материал по теме

Маркетплейс - не панацея: кому в 2026 году нужен свой интернет-магазин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как печатать чеки и выводить коды маркировки из оборота при удаленных продажах

Руководитель департамента АРТ Онлайн-касса.ру Татьяна Карева рассказывает, как правильно продавать маркированные товары в интернет-магазине, добавлять коды маркировки в чеки и выводить их из оборота. ...

"R10: Эволюция" пройдёт 21 ноября

21 ноября через 8 дней состоится конференция R10: Эволюция. Это не просто новый формат конференции, но и новый смысл. Посмотрим на то, как изменился ритейл за 10 лет для того, чтобы понять, как он будет менятьс...

Рост мобильной экономики опирается на eСommerce и цифровые сервисы: отчёт Adjust

Компания Adjust, мировой лидер в области измерений и аналитики мобильных приложений, опубликовала отчет The Mobile App Growth Report: 2025 Edition, проанализировав более 5 000 приложений по всему миру. Согласно...

Евросоюз вводит пошлины на дешевые посылки из-за рубежа

Министры финансов Евросоюза договорились ввести фиксированную таможенную пошлину на дешевые посылки из-за пределов ЕС. Новые правила начнут действовать с 2026 года. Они затронут все интернет-заказы стоимостью д...

Маркетплейс - не панацея: кому в 2026 году нужен свой интернет-магазин

Маркетплейсы - популярный канал для продаж, но их модель подходит не для всех товаров. В некоторых случаях бизнес теряет прибыль и не находит свою аудиторию. Директор по маркетингу Nethouse Андрей Ермак разбира...

Российские маркетплейсы готовятся к экспорту в Африку

Wildberries объявил о партнерстве с крупнейшим инвестиционным холдингом Эфиопии Ethiopian Investment Holdings (EIH). Соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве подписали в Москве главный исполнительный д...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.