ФАС раскритиковала законопроект о маркетплейсах и агрегаторах

Игорь Бахарев

Федеральная антимонопольная служба выступила с резкой критикой законопроекта Минэкономразвития "О платформенной экономике в РФ". По мнению ведомства, предлагаемые изменения могут привести к серьезным негативным последствиям для рынка.

Смысл претензий

Один из ключевых вопросов касается определения того, какие платформы подпадают под действие нового закона. ФАС отмечает, что формулировки законопроекта могут привести к тому, что такие популярные площадки как "Авито" окажутся за его пределами. Это может спровоцировать массовый переход платформ на модель агрегаторов объявлений, чтобы избежать регулирования.

Другой спорный момент связан с понятием "крупной посреднической платформы". Критерием отнесения к этой категории предлагается сделать количество ежедневных пользователей, точный порог которого определит правительство. ФАС опасается, что такой подход приведет к постоянным изменениям статуса платформ и создаст правовую неопределенность. Кроме того, этот критерий пересекается с понятием "доминирование" из антимонопольного законодательства, что может привести к коллизиям.

ФАС также критикует предложение о легализации платной приоритетной выдачи результатов поиска. По мнению ведомства, это создает риски для манипуляций и дискриминации продавцов, которые не хотят платить за продвижение. Формирование поисковой выдачи должно основываться на объективных критериях, считает антимонопольная служба.

В целом, ФАС считает, что регулирование цифровых платформ должно быть общим для всех участников рынка и не должно создавать условий для дискриминации. А некоторые положения законопроекта могут позволить цифровым платформам навязывать невыгодные условия своим партнерам. Например, легализация приоритетной выдачи в поиске товаров, за которую продавцы дополнительно платят, создает риски манипуляций и дискриминации. 

Особую озабоченность в ФАС вызывают возможные ограничения для самозанятых исполнителей, работающих на платформах. Предлагаемые меры, по мнению ведомства, не имеют обоснования и могут нарушить права граждан. Кроме того, ФАС считает, что законопроект не учитывает специфику работы некоторых платформ, таких как Авито, и может привести к их переходу на другие бизнес-модели.

В связи с этим, антимонопольный орган направил в Минэкономразвития более 40 замечаний и рекомендовал доработать законопроект.

Минэкономразвития, в свою очередь, отмечает, что документ находится на стадии разработки и ведомство открыто к диалогу с бизнесом и экспертным сообществом.

В АКИТ с выводами ФАС в целом согласились, сказал ее глава Артем Соколов. АЦП с вниманием отнесется к предложениям и замечаниям, которые содержатся в отзыве ведомства на законопроект, отметил председатель наблюдательного совета организации Андрей Шаронов.

Материал по теме

Законопроект об онлайн-продаже вина в России остаётся в заморозке

Материал по теме

Оплату BNPL приравняют к кредитам

Материал по теме

Депутаты вновь подняли вопрос о "российской полке" для маркетплейсов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-продажи в России выросли до 11,4 трлн рублей

По итогам IV квартала 2024 года объем онлайн-продаж материальных товаров в России вырос на 35%, достигнув 3,7 трлн рублей. Такие данные приводятся в исследовании аналитической компании INFOLine. В годовом в...

"Магнит Маркет" обновляет пункты выдачи и расширяет круглосуточный сервис

Маркетплейс "Магнит Маркет" обновил пункт выдачи заказов. Масштабный редизайн пройдёт по всей стране, но начался он с Иннополиса, с собственного павильона сети. Кроме того, "Магнит Маркет" планирует расшир...

Авито представил новый инструмент для продвижения продавцов

Компания Авито запустила новый рекламный формат под названием "Реклама профиля", предназначенный для профессиональных продавцов. Этот инструмент позволяет размещать баннер на главной странице платформы, при...

Х5 Group внедрила мобильное приложение для контроля качества продуктов

Компания X5 Group объявила о завершении внедрения мобильного приложения для контроля качества продуктов на всех своих логистических хабах. Новое решение, разработанное собственными силами, значительно упрощ...

Wildberries запустил тестирование заказа рецептурных лекарств

Объединенная компания Wildberries & Russ начала тестирование сервиса заказа рецептурных лекарств через платформу маркетплейса. Препараты будут доступны для самовывоза в аптеках-партнерах. Сервис форм...

Законопроект об онлайн-продаже вина в России остаётся в заморозке

Вопрос о легализации интернет-торговли вином в России остается открытым. Как заявил статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, соответствующие законопроекты находятся в стадии прора...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.