LOGO

Евгений Пляхин, Freshlocker: О продуктоматах коротко и по делу

Игорь Бахарев
20 Декабря 2018, в 09:26, в Новости e-commerce, в сюжете: постаматы
Продуктоматы - терминалы для выдачи продуктов и готовой еды, купленных в интернет-магазинах. Они отличаются от классических постаматов наличием ячеек с температурным режимом хранения. Такой способ получения онлайн-заказов только начинает свое развитие не только в России, но и в мире. Первые сети продуктоматов появились в Москве в 2017 году. Сеть продуктоматов Freshlocker начала свое развитие в октябре 2018 года. О возможностях продуктоматов и перспективах такого способа доставки рассказывает исполнительный директор сети Евгений Пляхин.

Пришло ли время продуктоматов? Готов ли к ним рынок?
В последние годы наметился резкий всплеск перехода покупателей от офлайн-покупок в онлайн. На фоне некоторой стагнации классического ритейла, рост онлайн-продаж составлял 20%. Эксперты сходятся во мнении, что уже через пять лет продуктовый сегмент eСommerce может увеличиться в 10 раз. Трансформация потребительского поведения уже произошла. Покупатель хорошо знает, что ему нужно и не хочет тратить время на толкотню и очереди у касс - это сильные раздражители.

Продуктовый ритейл фактически вынудили пойти за покупателями в онлайн. А здесь сформированы свои требования по доставке, к набору и видам которой онлайн-потребитель уже привык, готов и ожидает.

При этом исследования говорят, что российские покупатели всё чаще отдают предпочтение самовывозу при заказе в онлайн-магазинах.

Так мы пришли к самовывозу продуктовых заказов. Здесь важным фактором является соблюдение температуры хранения, пока покупатель не забрал свой заказ. Как это сделать? Поставить "холодильники" рядом с местом проживания или работы покупателей.

Этим и занимается Freshlocker - устанавливает продуктоматы там, где покупатель готов забирать заказанные онлайн продукты или готовую еду.
Расскажите про особенности моделей локеров. Что учитывалось при разработке? Например, отличается ли по размеру ваши продуктоматы от обычных почтаматов?
Размеры ячеек в продуктоматах стали темой многих споров и обсуждений. Сложившийся практики пока не существует, а западными наработками пользоваться бессмысленно - они у нас не работают, наши покупатели совсем другие.

Когда мы разрабатывали концепцию своих локеров, то обратили внимание на тот факт, что урбанизация приводит к сокращению размера домохозяйств, средний возраст потребителя становится моложе, а продуктовая корзина меньше, но при этом мы получаем более высокую частотность заказов.

Так мы пришли к оптимальному размеру ячейки 34*39*45 см. В такую ячейку легко помещается несколько пакетов с продуктами на два дня для семьи из одного-двух человек.
А температурные режимы? Не секрет, что eGrocery, особенно в категории "фреш" очень требовательны к температурным режимам.
Базовая версия продуктомата представляет из себя центральную консоль управления к которой по схеме "Plug & Play" подключаются шкафы. Сейчас мы используем в сети Freshlocker три температурных режима: для охлажденных продуктов, глубокой заморозки и комнатной температуры.

За три месяца доставок мы наблюдаем самую высокую востребованность ячеек для охлажденных продуктов - примерно 56% от всех заказов. Глубокая заморозка наименее востребована, менее 3%. Ячейки с комнатной температурой используются для продуктов и сопутствующих товаров, которые не требуют специальных температур.
Немного об установке. Какие правила выбора локаций и технические требования к площадкам?
Технические требования к установке базовой версии продуктомата очень простые: 1,6 кв. м., розетка 220В, устойчивый уровень сигнала мобильного интернета на месте установки. Всё.

Основополагающим критерием при поиске площадок для установки продуктоматов выступают расположение и радиус обслуживания, т.е. пешеходная доступность. Особое внимание мы уделяем полевым исследованиям, в результате которых получаем более точные данные об объекте.

В частности, самая высокая востребованность нашего сервиса у проживающих в центральном, южном, юго-западном и западном округах города. Соответственно, здесь должна быть более высокая плотность установки.
Это всё только Москва? Будете ли вы выходить в регионы?
Москва имеет огромный потенциал роста и, конечно, основное развитие будет сосредоточено здесь. Параллельно мы будем осваивать так называемый "первый пригородный пояс московской агломерации" в который входят города-спутники Москвы, расположенные на расстоянии до 15 км от МКАД.

Застройщики быстрыми темпами возводят новые микрорайоны и вот здесь люди действительно сталкиваются с затруднениями в покупке еды, особенно когда доступен только один продуктовый магазин и тот с ограниченным ассортиментом на полках. Полагаем, они будут заинтересованы в доставке продуктов и, соответственно, в наших услугах.

Пока мест для установки продуктоматов достаточно. Для нас важно выбрать оптимальные. Это напрямую влияет на эффективность работы сети для ритейлеров, доставляющих заказы через наши продуктоматы и для покупателей, которым будет удобно забирать свои заказы.
Почему интернет-магазины должны выбирать продуктоматы, а не обычные курьерские службы?
Фактически мы встраиваемся в обычную логистическую цепочку интернет-магазина. Сдаем интернет-магазинам в аренду ячейки или продуктоматы целиком. Мы видим, что партнерам выгодно передавать через один продуктомат как можно большее количество продуктовых заказов, это снижает себестоимость "последней мили".

Что касается курьеров, то клиентам проще контролировать время доставки и соотносить его с собственным графиком и маршрутом перемещения по городу.

Если раньше в офисе или дома покупатель готов был ждать заказ целый день, то теперь логисты вынуждены сокращать временной слот доставки до двух часов. Хотя обеспечить такой график достаточно сложно с учетом непредсказуемости пробок в больших городах. Надо выдумать дифференцированную систему оплаты доставки, в зависимости от времени выкупа, клиенты недовольны задержками, и так далее.

В такой ситуации unit-экономика партнера склоняется в пользу наших продуктоматов. Кроме того, интернет-магазин не несет дополнительных затрат на привлечение новых клиентов. Продуктоматы отлично себя зарекомендовали как витрина для привлечения новых покупателей.
На носу 2019 год. Ваши ожидания? Как будете развиваться, как будет развиваться покупатель?
В 2019 году Freshlocker планирует установить 100 продуктоматов. При этом нам интересно протестировать локации не только в жилищных комплексах или на входной группе магазинов "у дома". Мы видим потенциал для размещения продуктоматов в локальных торговых центрах, на территории бизнес-парков и бизнес-центров. В тех местах, где живут или работают самые прогрессивно настроенные потребители.
  
Мы трезвомыслящие люди, поэтому не ждём, что сразу вся Москва начнёт покупать продукты с доставкой через продуктоматы. Всё-таки это ещё новый вид ПВЗ.

Пользователи продуктоматов в 2019 году - это продвинутые онлайн-покупатели. Часто это семьи из одного человека, поэтому такие покупатели тратят на еду удельно большое, чем семьи из 2-4 человек.

Они точно знают, как им удобнее, любят тестировать новые технологии и делиться своим опытом с друзьями в интернете. Более того, они ищут возможности приобрести этот уникальный опыт, чтобы написать пост в Сети.
Их потребительское поведение строиться по алгоритму: заказать в интернете там, где дешевле и надежнее, а получить там, где нет очередей и удобно.

Но мы замечаем, что сейчас покупатели очень быстро учатся и продвинутыми становятся процентов 80 онлайн-покупателей где-то через год активного шопинга в Сети. Так что рост, конечно же, будет. Какой? Поговорим об этом через год!
Похожие статьи и интервью
Сибирский eCommerce: тренды и итоги года
Data Insight подвела итоги года
Илья Елпанов ("Ешь деревенское"): "Люди хотят следить за тем, что они едят. Мы вписываемся в эту концепцию"
eCommerce вырос на 16% за год: данные РАЭК
Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight
Почему ваши клиенты отказываются от покупки: аналитика SAP
Трафик, покупатели, сегменты: аналитика от Promodo
Дмитрий Костыгин: "На российском рынке eСommerce никто за два года существенно так и не продвинулся"
Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь
«ВКонтакте» для бизнеса: продажи, реклама, общение
Антон Ануфриев, Vitamin Ventures: Мы ушли от подписки в сторону цикличного потребления
Ретейлу предсказали гибридное будущее
eGrocery в США: тренд на свежесть
Как покупают россияне: аналитика GfK и "Маркета"
Как попасть на первые строчки выдачи: факторы ранжирования "Яндекса" и Google
Кейс Imperiatechno.ru: как проверить 5 гипотез в «Брошенной корзине» и получить рост конверсии до 40%
Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому eCommere от Nielsen
Эксперты: eGrocery в России будет расти на 26-27% в год
Обвала не будет: чего ждать бизнесам от сайтов в новогодние праздники
Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight
Особенности национального e-Commerce в предновогодний период
Распродажная логистика: проблемы и решения
Куда идём: избранные цитаты знатоков российского eCommerce с конференции FuturEcommerce
Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay
Как пережить «черную пятницу»
Внедрение СМС маркетинга: Страхи, мифы, боли
Ключевые драйверы развития eGrocery до 2025 года: версия Tetra Pak
Покупка онлайн-кассы: несколько советов
Чек-лист: как провести ребрендинг
Лидия Палубина (Reckitt Benckiser): eCommerce — один из самых выгодных каналов
Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель
Кейс Rozetka: как увеличить продажи из соцсетей на 88% с помощью оптимизации контента
Сила согласия: как заниматься рассылками и не нарушать закон о рекламе
Что ищут ваши покупатели: предновогодний обзор "Яндекса"
Рейтинг лучших колл-центров в eGrocery
"Всех излечит, исцелит": как "фидотерапия" поможет вашим продажам
Эра ecommerce-2018: когда Россия догонит Запад
Денис Васильев ("Перекрёсток") о eCommerce-планах компании
Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon
Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
6 преимуществ создания магазина на маркетплейсе
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет