Евгений Пляхин, Freshlocker: О продуктоматах коротко и по делу

Игорь Бахарев
Продуктоматы - терминалы для выдачи продуктов и готовой еды, купленных в интернет-магазинах. Они отличаются от классических постаматов наличием ячеек с температурным режимом хранения. Такой способ получения онлайн-заказов только начинает свое развитие не только в России, но и в мире. Первые сети продуктоматов появились в Москве в 2017 году. Сеть продуктоматов Freshlocker начала свое развитие в октябре 2018 года. О возможностях продуктоматов и перспективах такого способа доставки рассказывает исполнительный директор сети Евгений Пляхин.

Пришло ли время продуктоматов? Готов ли к ним рынок?
В последние годы наметился резкий всплеск перехода покупателей от офлайн-покупок в онлайн. На фоне некоторой стагнации классического ритейла, рост онлайн-продаж составлял 20%. Эксперты сходятся во мнении, что уже через пять лет продуктовый сегмент eСommerce может увеличиться в 10 раз. Трансформация потребительского поведения уже произошла. Покупатель хорошо знает, что ему нужно и не хочет тратить время на толкотню и очереди у касс - это сильные раздражители.

Продуктовый ритейл фактически вынудили пойти за покупателями в онлайн. А здесь сформированы свои требования по доставке, к набору и видам которой онлайн-потребитель уже привык, готов и ожидает.

При этом исследования говорят, что российские покупатели всё чаще отдают предпочтение самовывозу при заказе в онлайн-магазинах.

Так мы пришли к самовывозу продуктовых заказов. Здесь важным фактором является соблюдение температуры хранения, пока покупатель не забрал свой заказ. Как это сделать? Поставить "холодильники" рядом с местом проживания или работы покупателей.

Этим и занимается Freshlocker - устанавливает продуктоматы там, где покупатель готов забирать заказанные онлайн продукты или готовую еду.
Расскажите про особенности моделей локеров. Что учитывалось при разработке? Например, отличается ли по размеру ваши продуктоматы от обычных почтаматов?
Размеры ячеек в продуктоматах стали темой многих споров и обсуждений. Сложившийся практики пока не существует, а западными наработками пользоваться бессмысленно - они у нас не работают, наши покупатели совсем другие.

Когда мы разрабатывали концепцию своих локеров, то обратили внимание на тот факт, что урбанизация приводит к сокращению размера домохозяйств, средний возраст потребителя становится моложе, а продуктовая корзина меньше, но при этом мы получаем более высокую частотность заказов.

Так мы пришли к оптимальному размеру ячейки 34*39*45 см. В такую ячейку легко помещается несколько пакетов с продуктами на два дня для семьи из одного-двух человек.
А температурные режимы? Не секрет, что eGrocery, особенно в категории "фреш" очень требовательны к температурным режимам.
Базовая версия продуктомата представляет из себя центральную консоль управления к которой по схеме "Plug & Play" подключаются шкафы. Сейчас мы используем в сети Freshlocker три температурных режима: для охлажденных продуктов, глубокой заморозки и комнатной температуры.

За три месяца доставок мы наблюдаем самую высокую востребованность ячеек для охлажденных продуктов - примерно 56% от всех заказов. Глубокая заморозка наименее востребована, менее 3%. Ячейки с комнатной температурой используются для продуктов и сопутствующих товаров, которые не требуют специальных температур.
Немного об установке. Какие правила выбора локаций и технические требования к площадкам?
Технические требования к установке базовой версии продуктомата очень простые: 1,6 кв. м., розетка 220В, устойчивый уровень сигнала мобильного интернета на месте установки. Всё.

Основополагающим критерием при поиске площадок для установки продуктоматов выступают расположение и радиус обслуживания, т.е. пешеходная доступность. Особое внимание мы уделяем полевым исследованиям, в результате которых получаем более точные данные об объекте.

В частности, самая высокая востребованность нашего сервиса у проживающих в центральном, южном, юго-западном и западном округах города. Соответственно, здесь должна быть более высокая плотность установки.
Это всё только Москва? Будете ли вы выходить в регионы?
Москва имеет огромный потенциал роста и, конечно, основное развитие будет сосредоточено здесь. Параллельно мы будем осваивать так называемый "первый пригородный пояс московской агломерации" в который входят города-спутники Москвы, расположенные на расстоянии до 15 км от МКАД.

Застройщики быстрыми темпами возводят новые микрорайоны и вот здесь люди действительно сталкиваются с затруднениями в покупке еды, особенно когда доступен только один продуктовый магазин и тот с ограниченным ассортиментом на полках. Полагаем, они будут заинтересованы в доставке продуктов и, соответственно, в наших услугах.

Пока мест для установки продуктоматов достаточно. Для нас важно выбрать оптимальные. Это напрямую влияет на эффективность работы сети для ритейлеров, доставляющих заказы через наши продуктоматы и для покупателей, которым будет удобно забирать свои заказы.
Почему интернет-магазины должны выбирать продуктоматы, а не обычные курьерские службы?
Фактически мы встраиваемся в обычную логистическую цепочку интернет-магазина. Сдаем интернет-магазинам в аренду ячейки или продуктоматы целиком. Мы видим, что партнерам выгодно передавать через один продуктомат как можно большее количество продуктовых заказов, это снижает себестоимость "последней мили".

Что касается курьеров, то клиентам проще контролировать время доставки и соотносить его с собственным графиком и маршрутом перемещения по городу.

Если раньше в офисе или дома покупатель готов был ждать заказ целый день, то теперь логисты вынуждены сокращать временной слот доставки до двух часов. Хотя обеспечить такой график достаточно сложно с учетом непредсказуемости пробок в больших городах. Надо выдумать дифференцированную систему оплаты доставки, в зависимости от времени выкупа, клиенты недовольны задержками, и так далее.

В такой ситуации unit-экономика партнера склоняется в пользу наших продуктоматов. Кроме того, интернет-магазин не несет дополнительных затрат на привлечение новых клиентов. Продуктоматы отлично себя зарекомендовали как витрина для привлечения новых покупателей.
На носу 2019 год. Ваши ожидания? Как будете развиваться, как будет развиваться покупатель?
В 2019 году Freshlocker планирует установить 100 продуктоматов. При этом нам интересно протестировать локации не только в жилищных комплексах или на входной группе магазинов "у дома". Мы видим потенциал для размещения продуктоматов в локальных торговых центрах, на территории бизнес-парков и бизнес-центров. В тех местах, где живут или работают самые прогрессивно настроенные потребители.
  
Мы трезвомыслящие люди, поэтому не ждём, что сразу вся Москва начнёт покупать продукты с доставкой через продуктоматы. Всё-таки это ещё новый вид ПВЗ.

Пользователи продуктоматов в 2019 году - это продвинутые онлайн-покупатели. Часто это семьи из одного человека, поэтому такие покупатели тратят на еду удельно большое, чем семьи из 2-4 человек.

Они точно знают, как им удобнее, любят тестировать новые технологии и делиться своим опытом с друзьями в интернете. Более того, они ищут возможности приобрести этот уникальный опыт, чтобы написать пост в Сети.
Их потребительское поведение строиться по алгоритму: заказать в интернете там, где дешевле и надежнее, а получить там, где нет очередей и удобно.

Но мы замечаем, что сейчас покупатели очень быстро учатся и продвинутыми становятся процентов 80 онлайн-покупателей где-то через год активного шопинга в Сети. Так что рост, конечно же, будет. Какой? Поговорим об этом через год!
Материал по теме

"Почта России" построит сеть из 5000 почтаматов 

Материал по теме

На российском рынке появился новый вид постаматов "всё в 

Материал по теме

"Почта России" будет открывать аптечные пункты и доставлять лекарства в 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Новые СанПиНы удвоят стоимость доставки товаров

Российские ритейлеры предупреждают, что вскоре стоимость доставки товаров из магазинов может вырасти вдвое. Это произойдёт в случае принятия без изменений проекта "Санитарно-эпидемиологические требования к пред...

Adidas нарастил онлайн-продажи почти вдвое благодаря карантину

Онлайн-продажи Adidas во втором квартале 2020 года через собственную платформу выросли на 93%, говорится в отчёте производителя. Такой рост связан с карантином, ведь основной всплеск продаж в онлайне зафи...

"Почта России" поможет "220 Вольт" с лёгким возвратом посылок

ГК "220 Вольт" с помощью "Почты России" внедрила систему упрощенного возврата специализированного и технически сложного товара при наступлении гарантийного случая. Новая услуга сокращает срок согласования возвр...

Покупатели Hoff сделали 20% заказов через онлайн-приложение

За год объем товарооборота мобильного приложения Hoff вырос почти в пять раз. На сегодняшний день через этот канал осуществляется 20% всех онлайн-заказов сети, сообщил совладелец сети Михаил Кучмент на свое...

СТМ поможет "Снежной королеве" разместиться на маркетплейсах

"Снежная королева" запустила собственный бренд. В его ассортименте представлена не только верхняя одежда, что позволит клиентам совершать все покупки в одной локации. Коллекция включает несколько линий: "Сне...

Ozon будет продавать автомобили

Интернет-маркетплейс Ozon совместно с автомодилером "Автомир" будут продавать автомобили онлайн. На площадке появятся около 100 различных моделей и модификаций автомобилей. На старте продаж пользователям бу...