eСommerce летом 2021: частота регулярных онлайн-покупок снизилась

Игорь Бахарев

Прошлым летом коронавирусные ограничения послужили хорошим стимулом для развития дистанционной торговли: количество регулярных онлайн-покупок выросло в разы. И хотя за минувший год вирус никуда не делся, люди, уставшие сидеть дома, вновь стали возвращаться в офлайн-магазины, что привело к некоторому снижению активности онлайн-шоппинга. Разработчик и интегратор платежных решений Assist изучил, как изменился ландшафт eСommerce этим летом по сравнению с летом 2020 года. 

Ежедневных покупок стало меньше

В прошлые летние месяцы заметнее всего "взлетели" ежедневные и еженедельные покупки, и они же, напротив, "просели" этим летом. Зато число тех, кто покупает раз в неделю и реже, выросло.

sum21_1.png

На 10 000 онлайн-покупателей, каждый из которых оплатил хотя бы один заказ в месяц, летом 2021 года пришлось 1259 человек, сделавших 2 покупки в месяц, 319 человек - 1 покупку в неделю, 82 - 2-3 покупки в неделю, 29 - 4-5 покупок в неделю и 5 человек, покупавших раз в день и чаще.

Прошлым летом удельное количество покупателей, совершавших ежедневные онлайн-покупки, было в 1,5-2 раза больше, чем в тот же период в этом году. Такой скачок в 2020 году произошел за счет товаров повседневного спроса (продуктов питания, детских товаров), а также доставки готовой еды: многие находились на самоизоляции или не хотели лишний раз подвергаться риску заразиться, заведения общепита были закрыты для посетителей и работали только навынос - все это создало повышенный спрос на онлайн-продажи в этих сегментах. Летом 2021 года ограничения ослабли, люди привыкли жить в новой реальности и стали меньше бояться выходить в общественные места, к тому же доставка обычно стоит дополнительных денег, которые не каждый хочет платить - и это вызвало отток покупателей из онлайна в офлайн.

 

Повседневные товары: падение онлайн-спроса и рост цен

Изменения коснулись также количества и средней суммы заказов в тех товарных категориях, которые подверглись влиянию пандемии. Именно повседневные товары и доставка еды этим летом ощутили наибольшее падение спроса в онлайн-каналах продаж. 

sum21_2.png

Количество онлайн-заказов в продуктовых магазинах этим летом снизилось в 2 раза, а средний чек одной покупки вырос на 31%. Также упал онлайн-спрос на покупку детских товаров - в 1,5 раза, а средняя сумма заказа увеличилась на 22%. Похожая ситуация - падение числа онлайн-покупок и рост чека - наблюдается также в сегменте товаров для здоровья (здесь заказов стало меньше на 30%, а средняя сумма покупки подросла на 45%), в магазинах DIY (количество заказов снизилось на 40%, средний чек увеличился на 3%) и магазинах, продающих мебель и товары для дома (спрос упал на 29%, средняя сумма заказа выросла на 23%).

В некоторых отраслях упало не только число заказов, но и средний чек. Готовую еду этим летом заказывали в 2 раза меньше, чем в прошлом, средняя сумма заказа снизилась на 13%. Покупки в онлайн-гипермаркетах "просели" на 13% по числу заказов и на 12% по чеку.

В сегменте fashion проявилась другая тенденция - одежду, обувь и аксессуары этим летом покупали онлайн больше, чем в прошлом: число покупок выросло на 38%, хотя средняя сумма заказа при этом уменьшилась на 10%.

Зато долгожданный рост наконец-то случился в сфере продаж билетов на мероприятия, так как этим летом ограничения были не такими строгими, как летом 2020 года: количество онлайн-покупок билетов выросло в 3,5 раза, средняя сумма одного заказа увеличилась на 11%.

 

Онлайн-шопоголики любят pay-сервисы

Существует прямая зависимость между тем, как часто человек делает онлайн-покупки, и тем, какими устройствами и платежными средствами он при этом пользуется.

sum21_3.png

Те, кто делает онлайн-покупки от случая к случаю, с частотой около одного раза в месяц или реже, в основном используют для этого настольный компьютер или ноутбук - таких пользователей этим летом набралось 58% от общего числа всех онлайн-покупателей. 42% из них все же предпочитают смартфон. Из платежных средств эти покупатели в 86% случаев выбирают банковскую карту, 12% используют pay-сервисы (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay), и еще 2% - электронные кошельки.

Совершенно иначе ведут себя те, кто совершает в интернете ежедневные покупки: их основной инструмент для оплаты - смартфон (82%) с подключенными pay-сервисами (69%). Оплачивают при этом покупки картой с десктопа меньшинство (18% - десктоп, 26% - карты). 

Покупатель лениво переходит на "Мир"

Постепенно увеличивается количество интернет-заказов, оплаченных при помощи карт платежной системы "Мир". Летом 2020 года их было 9%, а этим летом - 12% от общего числа онлайн-платежей.

sum21_4.png

Как и раньше, "Мир" получает прирост в основном за счет "откусывания" от Visa: если летом 2020 года доля Visa составляла 49%, то летом 2021 - 45% (Mastercard - 41% и 43% соответственно). 

Тинькофф наступает на Сбербанк

Из десятки ведущих российских банков следует выделить Тинькофф, Альфа-банк, Открытие и Ситибанк, по картам которых этим летом вырос денежный оборот при совершении онлайн-платежей. Активнее всего росло число платежей по картам Тинькофф - с 11% до 16% год к году.

Оборот платежей по картам Сбербанка продолжил снижение и впервые составил менее 50% (46% от общего оборота по картам всех банков).

sum21_5.png

Средняя величина одного онлайн-платежа в разной степени выросла у карт почти всех банков, за исключением QIWI банка (-1%), Газпромбанка (0%) и платежной системы "Золотая корона" (-11%) год к году. Больше всех стали тратить за один платеж держатели карт Ситибанка - у них средний чек вырос на 36%, самый скромный прирост одного усредненного онлайн-платежа у владельцев карт Сбербанка (6%) и ВТБ (8%).

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist, среди которых Google, Ozon, Ozon.Travel, Большой театр, Мариинский театр, Bileter, HeadHunter, Puma, Sony, Xiaomi, Bonprix, KFC, Burger King, Starbucks, Росгосстрах, The Body Shop, Mothercare, Allsoft, Ашан и многие другие.

Материал по теме

Критерии выбора службы доставки

Материал по теме

Что надо продавать в ожидании зимы: аналитика ЮKassa/Lamoda

Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce в 2021 году резко замедлит рост

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Бесконтактно, быстро и бесшовно: как меняются платёжные привычки покупателей

По данным Business Insider, пандемия коронавируса ускорила  диджитализацию индустрии платежейна два-три года и повлияла на платёжные привычки покупателей - как именно, рассказывают эксперты приложения "Кошел...

Ex-B2basket Cергей Егорушкин присоединился к команде UPMARKET

Один из самых самых известных экспертов на российском рынке eСommerce Сергей Егорушкин покинул пост управляющего партнера B2basket. Он присоединится к команде UPMARKET ― платформы по управлению всеми этапам...

Экспресс-доставка составила 35% от всей выручки "Утконоса"

В сентябре количество заказов с доставкой от двух часов увеличилось до 50%, при этом доля таких заказов выросла почти в 3 раза, отмечают в "Утконос Онлайн". Доля выручки от эксперсс-доставки составила 35% о...

Российский eCommerce столкнулся с коллапсом на рынке труда

Российские онлайн-ритейлеры испытывают резкую нехватку кадров - прежде всего сборщиков и автокурьеров. Как говорят в HeadHunter, осенью число вакансий сотрудников складов и автоперевозчиков выросло в три - ...

Как товарные подборки позволили увеличить продажи в 5 раз: кейс "Дочки-Сыночки"

Сеть детских магазинов "Дочки-Сыночки" проанализировала результаты проекта по тематическим онлайн-подборкам. Детские товары, представленные под специальными баннерами на сайте, покупают в среднем в 5 раз ча...

Оборот цифровых сервисов X5 вырос на 156%

Выручка цифровых каналов X5 Group в третьем квартале увеличилась на 156,9% и составила 10,7 млрд рублей. Доля онлайна в общей структуре выручки ритейлера увеличилась до 2% по России и до 3,6% в Москве и Под...