eСommerce летом 2021: частота регулярных онлайн-покупок снизилась

Игорь Бахарев

Прошлым летом коронавирусные ограничения послужили хорошим стимулом для развития дистанционной торговли: количество регулярных онлайн-покупок выросло в разы. И хотя за минувший год вирус никуда не делся, люди, уставшие сидеть дома, вновь стали возвращаться в офлайн-магазины, что привело к некоторому снижению активности онлайн-шоппинга. Разработчик и интегратор платежных решений Assist изучил, как изменился ландшафт eСommerce этим летом по сравнению с летом 2020 года. 

Ежедневных покупок стало меньше

В прошлые летние месяцы заметнее всего "взлетели" ежедневные и еженедельные покупки, и они же, напротив, "просели" этим летом. Зато число тех, кто покупает раз в неделю и реже, выросло.

sum21_1.png

На 10 000 онлайн-покупателей, каждый из которых оплатил хотя бы один заказ в месяц, летом 2021 года пришлось 1259 человек, сделавших 2 покупки в месяц, 319 человек - 1 покупку в неделю, 82 - 2-3 покупки в неделю, 29 - 4-5 покупок в неделю и 5 человек, покупавших раз в день и чаще.

Прошлым летом удельное количество покупателей, совершавших ежедневные онлайн-покупки, было в 1,5-2 раза больше, чем в тот же период в этом году. Такой скачок в 2020 году произошел за счет товаров повседневного спроса (продуктов питания, детских товаров), а также доставки готовой еды: многие находились на самоизоляции или не хотели лишний раз подвергаться риску заразиться, заведения общепита были закрыты для посетителей и работали только навынос - все это создало повышенный спрос на онлайн-продажи в этих сегментах. Летом 2021 года ограничения ослабли, люди привыкли жить в новой реальности и стали меньше бояться выходить в общественные места, к тому же доставка обычно стоит дополнительных денег, которые не каждый хочет платить - и это вызвало отток покупателей из онлайна в офлайн.

 

Повседневные товары: падение онлайн-спроса и рост цен

Изменения коснулись также количества и средней суммы заказов в тех товарных категориях, которые подверглись влиянию пандемии. Именно повседневные товары и доставка еды этим летом ощутили наибольшее падение спроса в онлайн-каналах продаж. 

sum21_2.png

Количество онлайн-заказов в продуктовых магазинах этим летом снизилось в 2 раза, а средний чек одной покупки вырос на 31%. Также упал онлайн-спрос на покупку детских товаров - в 1,5 раза, а средняя сумма заказа увеличилась на 22%. Похожая ситуация - падение числа онлайн-покупок и рост чека - наблюдается также в сегменте товаров для здоровья (здесь заказов стало меньше на 30%, а средняя сумма покупки подросла на 45%), в магазинах DIY (количество заказов снизилось на 40%, средний чек увеличился на 3%) и магазинах, продающих мебель и товары для дома (спрос упал на 29%, средняя сумма заказа выросла на 23%).

В некоторых отраслях упало не только число заказов, но и средний чек. Готовую еду этим летом заказывали в 2 раза меньше, чем в прошлом, средняя сумма заказа снизилась на 13%. Покупки в онлайн-гипермаркетах "просели" на 13% по числу заказов и на 12% по чеку.

В сегменте fashion проявилась другая тенденция - одежду, обувь и аксессуары этим летом покупали онлайн больше, чем в прошлом: число покупок выросло на 38%, хотя средняя сумма заказа при этом уменьшилась на 10%.

Зато долгожданный рост наконец-то случился в сфере продаж билетов на мероприятия, так как этим летом ограничения были не такими строгими, как летом 2020 года: количество онлайн-покупок билетов выросло в 3,5 раза, средняя сумма одного заказа увеличилась на 11%.

 

Онлайн-шопоголики любят pay-сервисы

Существует прямая зависимость между тем, как часто человек делает онлайн-покупки, и тем, какими устройствами и платежными средствами он при этом пользуется.

sum21_3.png

Те, кто делает онлайн-покупки от случая к случаю, с частотой около одного раза в месяц или реже, в основном используют для этого настольный компьютер или ноутбук - таких пользователей этим летом набралось 58% от общего числа всех онлайн-покупателей. 42% из них все же предпочитают смартфон. Из платежных средств эти покупатели в 86% случаев выбирают банковскую карту, 12% используют pay-сервисы (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay), и еще 2% - электронные кошельки.

Совершенно иначе ведут себя те, кто совершает в интернете ежедневные покупки: их основной инструмент для оплаты - смартфон (82%) с подключенными pay-сервисами (69%). Оплачивают при этом покупки картой с десктопа меньшинство (18% - десктоп, 26% - карты). 

Покупатель лениво переходит на "Мир"

Постепенно увеличивается количество интернет-заказов, оплаченных при помощи карт платежной системы "Мир". Летом 2020 года их было 9%, а этим летом - 12% от общего числа онлайн-платежей.

sum21_4.png

Как и раньше, "Мир" получает прирост в основном за счет "откусывания" от Visa: если летом 2020 года доля Visa составляла 49%, то летом 2021 - 45% (Mastercard - 41% и 43% соответственно). 

Тинькофф наступает на Сбербанк

Из десятки ведущих российских банков следует выделить Тинькофф, Альфа-банк, Открытие и Ситибанк, по картам которых этим летом вырос денежный оборот при совершении онлайн-платежей. Активнее всего росло число платежей по картам Тинькофф - с 11% до 16% год к году.

Оборот платежей по картам Сбербанка продолжил снижение и впервые составил менее 50% (46% от общего оборота по картам всех банков).

sum21_5.png

Средняя величина одного онлайн-платежа в разной степени выросла у карт почти всех банков, за исключением QIWI банка (-1%), Газпромбанка (0%) и платежной системы "Золотая корона" (-11%) год к году. Больше всех стали тратить за один платеж держатели карт Ситибанка - у них средний чек вырос на 36%, самый скромный прирост одного усредненного онлайн-платежа у владельцев карт Сбербанка (6%) и ВТБ (8%).

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist, среди которых Google, Ozon, Ozon.Travel, Большой театр, Мариинский театр, Bileter, HeadHunter, Puma, Sony, Xiaomi, Bonprix, KFC, Burger King, Starbucks, Росгосстрах, The Body Shop, Mothercare, Allsoft, Ашан и многие другие.

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Материал по теме

Исследование Тинькофф Бизнеса: женщин-селлеров на маркетплейсах стало больше, чем мужчин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс Маркет дал селлерам возможность настраивать скидки

Яндекс Маркет расширяет возможности программы лояльности. Теперь продавцы смогут настраивать скидку по зелёным ценам, а не только предлагать за покупку своих товаров на Маркете повышенный кешбэк баллами Плю...

Весеннее обострение: в России подскочил спрос на игрушки-антистресс и успокоительные

По данным системы расширенной аналитики для управления товарным бизнесом на маркетплейсах JVO (резидент "Сколково"), в конце зимы - начале весны продажи антистресс-игрушек выросли в полтора раза, а продажи ...

"Авито" запускает собственную сеть доставки на Дальнем Востоке

Осенью 2024 года онлайн-платформа "Авито" запустит на Дальнем Востоке собственную сеть доставки и программное обеспечение для владельцев пунктов выдачи заказов. "В первую очередь будут подключены к...

Wildberries меняет правила для владельцев ПВЗ: еженедельные выплаты под угрозой

Wildberries вводит новую систему оценки пунктов выдачи заказов (ПВЗ), которая может лишить их владельцев еженедельных выплат. Если рейтинг пункта опустится ниже 4,9, его владелец перестанет получать еженеде...

Правила хорошего тона: тонкости общения курьеров с клиентами

Часто курьер — это единственный представитель компании, который непосредственно взаимодействует с клиентом. И от его поведения во многом зависит лояльность клиента в дальнейшем. О том, как вести себя в сложн...

В России заработал маркетплейс для коллекционеров винила

В России запущен первый маркетплейс для коллекционеров и продавцов винила "Дискомаркет". Сайт представляет собой аналог популярных зарубежных ресурсов (в частности, порталу Discogs) и ориентирован на любите...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.