Экономия и всемогущий IT: главные тренды логистики для eСommerce в РФ

Игорь Бахарев
Растущая конкуренция между магазинами вынуждает ритейлеров искать все новые преимущества, в том числе в сфере доставки, требовать новых услуг. Результатом перемен станет "логистика будущего" - гибкая, прозрачная и эффективная. Подробнее о наиболее очевидных трендах, которые получат распространение в ближайшие пару лет, рассказывает генеральный директор логистической компании "Точка-Точка" Артем Марчук.

По итогам 2018 года объем рынка eСommerce в РФ составил более 1,2 трлн рублей и продолжает расти: к 2023 году, согласно исследованию банка Morgan Stanley, его объем достигнет 3,491 трлн руб. Неудивительно, что логистические компании стремятся стать частью цепочки электронной коммерции и готовы меняться в соответствии с трендами отрасли.

По какому пути будет развиваться рынок логистики для eСommerce в ближайшие четыре года? Вектор изменений определят главные тренды.

Тренд №1: автоматизация

Она позволит улучшить производительность, оптимизировать связь с клиентом, сократить расходы и повысить организационную гибкость.

Для достижения таких результатов уже сейчас применяется целый комплекс инструментов. Например, чат-боты. Их функционал можно использовать в двух направлениях: для работы с клиентом и оптимизации внутренних процессов. В первом случае чат-бот формирует запрос на доставку, помогает управлять деталями заказа и отслеживать отправление посылки. Во втором - хранит данные о базе сотрудников и документообороте, а также о расположении товара на складе.

Все активнее расширяется сеть постаматов и ПВЗ, которые являются одним из элементов мультиканальности. Именно к ней стремятся интернет-магазины. Использование этого способа доставки сокращает расходы и упрощает проблему "последней мили".

Будущее за складами, в которых ручной труд - хранение, комплектация заказов, контроль, упаковка, маркировка - постепенно автоматизируются. К наиболее перспективным моделям цифровизации склада относятся: WAS (система контроля за оборудованием на распределительных центрах), WMS (автоматизация бизнес-процессов по управлению складом), BAS (система автоматизации зданий). Сюда же можно отнести использование беспилотников для перемещения товаров по складу, QR-кодов и RFID-маркировки, данные которой считываются системами WMS.

Медленный и сложный документооборот - то, от чего однозначно должна избавиться логистика уже в ближайшем будущем. Для этого нужно осуществить переход на систему электронного документооборота, а также ввести единую документацию при трансграничных сделках. Самое удобное решение должно объединить все составляющие автоматизации: начиная с облачного управления складом и заканчивая электронной базой документов.

Тренд №2: сокращение расходов

Электронная коммерция стремится к оптимизации издержек и вариативности каналов доставки, поэтому экономия, мультиканальность и гибкая ценовая политика становятся ключевыми преимуществами перевозчика, работающего с онлайн-ритейлерами.

В связи с этим модель sharing economy становится трендом среди транспортных компаний. Совместное использование ресурсов имеет огромный потенциал в условиях рыночной экономики, и логистика не является исключением. Шеринг можно применять при аренде складских площадей, транспорта, персонала, маршрута. Отдельно стоит сказать о консолидации груза в паллету и в партию как способе шеринга ТС. Такой метод использования ресурсов позволяет заказчику фактически отправлять груз по "оптовой" цене. Так, например, работает наша компания: мы применяем схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика. В сочетании с механизмом свободной конкуренции это открывает большие возможности для экономии клиентских ресурсов.

Также следует отметить, что eСommerce стремится к упрощению цепочки поставок, выстраивая вместо привычной схемы "производитель-продавец-покупатель" новую - "производитель-покупатель". Отсюда рост инвестиций в маркетплейсы и появление логистики формата M2C (manufacturer to customer). Такие торговые площадки нацелены на сервис, в котором заключение контракта, перевозка и оплата являлись бы единым бесшовным процессом.

Курс на оптимизацию расходов повышает привлекательность аутсорсинга: компании-партнеры помогают решить проблему с рабочей силой, привлечь дополнительную технику, сэкономить на налогах. Дополнительным спросом будут пользоваться точечные услуги: частичная IT-интеграция, аналитика, экспедирование и т.д.

Тренд №3: оптимизация процессов

Клиентоориентированность является залогом успеха логистики в eСommerce. Но чтобы соответствовать требованиям заказчика, нужна гибкость, процессы должны быть прозрачными, а доставка - удобной и в то же время быстрой.

Возвратная логистика медленно, но верно переходит из рук "Почты России" к коммерческим операторам. Логистические компании массово запускают обратный трафик, интернет-магазины с удовольствием подключают его, и статистика говорит о том, что тенденция сохранится на ближайшие годы: 2/3 покупателей называют возможность возврата одним из важных факторов при выборе интернет-магазина.

Транспарентная логистика реализуется как минимум в двух направлениях: предоставлении открытого ценообразования для заказчика и обеспечении отслеживаемости товара для получателя. Решением для этой задачи являются интегрированные IT-системы, напрямую связывающие продавца, перевозчика и потребителя.

Рост спонтанных покупок в интернете диктует новые требования к доставке: день в день или в определенные часовые интервалы. Такие условия побуждают ритейлеров отказываться от собственных курьерских сервисов, передавая логистику специализированному фулфилмент-оператору.

Тренд №4: инфраструктурные изменения

Логистические компании, которые не боятся полностью менять свои процессы, откроют для себя новые перспективные сегменты в eСommerce.

Рынок фулфилмента не отвечает запросам сразу нескольких сегментов интернет-торговли. Например, практически отсутствуют предложения для микро-предприятий (до десяти заказов в сутки) и магазинов, продающих крупногабаритный товар. Одним из способов адаптации рынка к новым условиям станет появление компаний смешанного типа - перевозчиков с частичным фулфилмент-сервисом.

Омниканальная логистика должна предоставить бесшовный процесс доставки и возврата, создать динамическую систему расчета цены и сроков перевозки, отследить статусы заказов, находящихся в разных системах и на разных складах. Эти запросы требуют от перевозчиков гибкости, масштабируемости и готовности автоматизировать процессы.

В 2018 году четыре крупнейших онлайн-ритейлера - "Яндекс Маркет"/"Беру", Tmall, Ozon и Wildberries - занимали всего 27% рынка. Остальной объем приходился на средние и маленькие магазины, чаще всего представленные в соцсетях. Экосистема "инстаграм-шопов" формирует новые запросы к перевозчикам: от них ждут готовности работать с небольшим объемом поставок, усиления грузовой базы для курьерских служб и экспортной логистики, например, сервисов по организации таможенного оформления товаров.

Найти баланс

Какими бы ни были тренды "новой логистики" в основе большинства лежат цифровизация и персонализация, являющиеся драйвером перехода к омникальной логистике. Компаниям, нацеленным на серьезную игру в eСommerce, придется решить: готовы ли они стать IT-компаниями в той же степени, в которой являются перевозчиками. Их формула успеха - баланс между активной автоматизацией и офлайн-действительностью: хотя дроны проникают в нашу жизнь, но и доставку обычным транспортом пока еще никто не отменял.
Материал по теме

СберМаркет и METRO открыли первый совместный даркстор

Материал по теме

Мифы о доставке: правда и домыслы

Материал по теме

Курьер из LEGO доставил пиццу в игрушечный дом

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Какие продукты заказывают в онлайне: данные "Перекрёсток"

Лето 2021 года запомнилось россиянам аномально жаркой погодой. В экспресс-доставке "Перекрёстка" провели исследование: что из продуктов чаще всего заказывали в этот период и как изменился покупательский спр...

Искусственный интеллект поможет Утконосу с допродажами

Онлайн-магазин "Утконос" внедряет рекомендательную систему на основе ИИ для сайта и приложения компании. Как говорят в IT-компании Rubbles, которая помогает ритейлеру в этом внедрении, оно позволит разнообр...

Еду из "Бургер Кинга" доставят в машину

Сервис "Яндекс.Карты" реализовал возможность заказа еды непосредственно в автомобиль, припаркованный у ресторана. Первым и единственным на данный момент партнером по проекту выступает сеть ресторанов быстро...

"Протек" удвоила число дарксторов

Группа компаний "Протек" активно наращивает число своих дарксторов. В июне-августе число складов группы увеличилось на 29. Всего к началу сентября в рамках экосистемы "Протек" на базе аптечной сети "Ригла" ...

Ozon поборется с Avito?

Ozon запустит собственную доску объявлений, сообщает портал adindex. Как стало ясно из вакансий маркетплейса, ещё в конце августа компания приступила к поиску разработчиков, менеджеров проекта и других спец...

"СберМегаМаркет" обзавёлся собственными ПВЗ

До конца 2021 года компания планирует открыть более 400 фирменных точек по всей России и, тем самым, повысить уровень сервиса и скорость доставки заказов. Логистическим оператором проекта выступит "Сбер...