Экономия и всемогущий IT: главные тренды логистики для eСommerce в РФ

Игорь Бахарев
Растущая конкуренция между магазинами вынуждает ритейлеров искать все новые преимущества, в том числе в сфере доставки, требовать новых услуг. Результатом перемен станет "логистика будущего" - гибкая, прозрачная и эффективная. Подробнее о наиболее очевидных трендах, которые получат распространение в ближайшие пару лет, рассказывает генеральный директор логистической компании "Точка-Точка" Артем Марчук.

По итогам 2018 года объем рынка eСommerce в РФ составил более 1,2 трлн рублей и продолжает расти: к 2023 году, согласно исследованию банка Morgan Stanley, его объем достигнет 3,491 трлн руб. Неудивительно, что логистические компании стремятся стать частью цепочки электронной коммерции и готовы меняться в соответствии с трендами отрасли.

По какому пути будет развиваться рынок логистики для eСommerce в ближайшие четыре года? Вектор изменений определят главные тренды.

Тренд №1: автоматизация

Она позволит улучшить производительность, оптимизировать связь с клиентом, сократить расходы и повысить организационную гибкость.

Для достижения таких результатов уже сейчас применяется целый комплекс инструментов. Например, чат-боты. Их функционал можно использовать в двух направлениях: для работы с клиентом и оптимизации внутренних процессов. В первом случае чат-бот формирует запрос на доставку, помогает управлять деталями заказа и отслеживать отправление посылки. Во втором - хранит данные о базе сотрудников и документообороте, а также о расположении товара на складе.

Все активнее расширяется сеть постаматов и ПВЗ, которые являются одним из элементов мультиканальности. Именно к ней стремятся интернет-магазины. Использование этого способа доставки сокращает расходы и упрощает проблему "последней мили".

Будущее за складами, в которых ручной труд - хранение, комплектация заказов, контроль, упаковка, маркировка - постепенно автоматизируются. К наиболее перспективным моделям цифровизации склада относятся: WAS (система контроля за оборудованием на распределительных центрах), WMS (автоматизация бизнес-процессов по управлению складом), BAS (система автоматизации зданий). Сюда же можно отнести использование беспилотников для перемещения товаров по складу, QR-кодов и RFID-маркировки, данные которой считываются системами WMS.

Медленный и сложный документооборот - то, от чего однозначно должна избавиться логистика уже в ближайшем будущем. Для этого нужно осуществить переход на систему электронного документооборота, а также ввести единую документацию при трансграничных сделках. Самое удобное решение должно объединить все составляющие автоматизации: начиная с облачного управления складом и заканчивая электронной базой документов.

Тренд №2: сокращение расходов

Электронная коммерция стремится к оптимизации издержек и вариативности каналов доставки, поэтому экономия, мультиканальность и гибкая ценовая политика становятся ключевыми преимуществами перевозчика, работающего с онлайн-ритейлерами.

В связи с этим модель sharing economy становится трендом среди транспортных компаний. Совместное использование ресурсов имеет огромный потенциал в условиях рыночной экономики, и логистика не является исключением. Шеринг можно применять при аренде складских площадей, транспорта, персонала, маршрута. Отдельно стоит сказать о консолидации груза в паллету и в партию как способе шеринга ТС. Такой метод использования ресурсов позволяет заказчику фактически отправлять груз по "оптовой" цене. Так, например, работает наша компания: мы применяем схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика. В сочетании с механизмом свободной конкуренции это открывает большие возможности для экономии клиентских ресурсов.

Также следует отметить, что eСommerce стремится к упрощению цепочки поставок, выстраивая вместо привычной схемы "производитель-продавец-покупатель" новую - "производитель-покупатель". Отсюда рост инвестиций в маркетплейсы и появление логистики формата M2C (manufacturer to customer). Такие торговые площадки нацелены на сервис, в котором заключение контракта, перевозка и оплата являлись бы единым бесшовным процессом.

Курс на оптимизацию расходов повышает привлекательность аутсорсинга: компании-партнеры помогают решить проблему с рабочей силой, привлечь дополнительную технику, сэкономить на налогах. Дополнительным спросом будут пользоваться точечные услуги: частичная IT-интеграция, аналитика, экспедирование и т.д.

Тренд №3: оптимизация процессов

Клиентоориентированность является залогом успеха логистики в eСommerce. Но чтобы соответствовать требованиям заказчика, нужна гибкость, процессы должны быть прозрачными, а доставка - удобной и в то же время быстрой.

Возвратная логистика медленно, но верно переходит из рук "Почты России" к коммерческим операторам. Логистические компании массово запускают обратный трафик, интернет-магазины с удовольствием подключают его, и статистика говорит о том, что тенденция сохранится на ближайшие годы: 2/3 покупателей называют возможность возврата одним из важных факторов при выборе интернет-магазина.

Транспарентная логистика реализуется как минимум в двух направлениях: предоставлении открытого ценообразования для заказчика и обеспечении отслеживаемости товара для получателя. Решением для этой задачи являются интегрированные IT-системы, напрямую связывающие продавца, перевозчика и потребителя.

Рост спонтанных покупок в интернете диктует новые требования к доставке: день в день или в определенные часовые интервалы. Такие условия побуждают ритейлеров отказываться от собственных курьерских сервисов, передавая логистику специализированному фулфилмент-оператору.

Тренд №4: инфраструктурные изменения

Логистические компании, которые не боятся полностью менять свои процессы, откроют для себя новые перспективные сегменты в eСommerce.

Рынок фулфилмента не отвечает запросам сразу нескольких сегментов интернет-торговли. Например, практически отсутствуют предложения для микро-предприятий (до десяти заказов в сутки) и магазинов, продающих крупногабаритный товар. Одним из способов адаптации рынка к новым условиям станет появление компаний смешанного типа - перевозчиков с частичным фулфилмент-сервисом.

Омниканальная логистика должна предоставить бесшовный процесс доставки и возврата, создать динамическую систему расчета цены и сроков перевозки, отследить статусы заказов, находящихся в разных системах и на разных складах. Эти запросы требуют от перевозчиков гибкости, масштабируемости и готовности автоматизировать процессы.

В 2018 году четыре крупнейших онлайн-ритейлера - "Яндекс Маркет"/"Беру", Tmall, Ozon и Wildberries - занимали всего 27% рынка. Остальной объем приходился на средние и маленькие магазины, чаще всего представленные в соцсетях. Экосистема "инстаграм-шопов" формирует новые запросы к перевозчикам: от них ждут готовности работать с небольшим объемом поставок, усиления грузовой базы для курьерских служб и экспортной логистики, например, сервисов по организации таможенного оформления товаров.

Найти баланс

Какими бы ни были тренды "новой логистики" в основе большинства лежат цифровизация и персонализация, являющиеся драйвером перехода к омникальной логистике. Компаниям, нацеленным на серьезную игру в eСommerce, придется решить: готовы ли они стать IT-компаниями в той же степени, в которой являются перевозчиками. Их формула успеха - баланс между активной автоматизацией и офлайн-действительностью: хотя дроны проникают в нашу жизнь, но и доставку обычным транспортом пока еще никто не отменял.
Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.