Экономия и всемогущий IT: главные тренды логистики для eСommerce в РФ

Игорь Бахарев
Растущая конкуренция между магазинами вынуждает ритейлеров искать все новые преимущества, в том числе в сфере доставки, требовать новых услуг. Результатом перемен станет "логистика будущего" - гибкая, прозрачная и эффективная. Подробнее о наиболее очевидных трендах, которые получат распространение в ближайшие пару лет, рассказывает генеральный директор логистической компании "Точка-Точка" Артем Марчук.

По итогам 2018 года объем рынка eСommerce в РФ составил более 1,2 трлн рублей и продолжает расти: к 2023 году, согласно исследованию банка Morgan Stanley, его объем достигнет 3,491 трлн руб. Неудивительно, что логистические компании стремятся стать частью цепочки электронной коммерции и готовы меняться в соответствии с трендами отрасли.

По какому пути будет развиваться рынок логистики для eСommerce в ближайшие четыре года? Вектор изменений определят главные тренды.

Тренд №1: автоматизация

Она позволит улучшить производительность, оптимизировать связь с клиентом, сократить расходы и повысить организационную гибкость.

Для достижения таких результатов уже сейчас применяется целый комплекс инструментов. Например, чат-боты. Их функционал можно использовать в двух направлениях: для работы с клиентом и оптимизации внутренних процессов. В первом случае чат-бот формирует запрос на доставку, помогает управлять деталями заказа и отслеживать отправление посылки. Во втором - хранит данные о базе сотрудников и документообороте, а также о расположении товара на складе.

Все активнее расширяется сеть постаматов и ПВЗ, которые являются одним из элементов мультиканальности. Именно к ней стремятся интернет-магазины. Использование этого способа доставки сокращает расходы и упрощает проблему "последней мили".

Будущее за складами, в которых ручной труд - хранение, комплектация заказов, контроль, упаковка, маркировка - постепенно автоматизируются. К наиболее перспективным моделям цифровизации склада относятся: WAS (система контроля за оборудованием на распределительных центрах), WMS (автоматизация бизнес-процессов по управлению складом), BAS (система автоматизации зданий). Сюда же можно отнести использование беспилотников для перемещения товаров по складу, QR-кодов и RFID-маркировки, данные которой считываются системами WMS.

Медленный и сложный документооборот - то, от чего однозначно должна избавиться логистика уже в ближайшем будущем. Для этого нужно осуществить переход на систему электронного документооборота, а также ввести единую документацию при трансграничных сделках. Самое удобное решение должно объединить все составляющие автоматизации: начиная с облачного управления складом и заканчивая электронной базой документов.

Тренд №2: сокращение расходов

Электронная коммерция стремится к оптимизации издержек и вариативности каналов доставки, поэтому экономия, мультиканальность и гибкая ценовая политика становятся ключевыми преимуществами перевозчика, работающего с онлайн-ритейлерами.

В связи с этим модель sharing economy становится трендом среди транспортных компаний. Совместное использование ресурсов имеет огромный потенциал в условиях рыночной экономики, и логистика не является исключением. Шеринг можно применять при аренде складских площадей, транспорта, персонала, маршрута. Отдельно стоит сказать о консолидации груза в паллету и в партию как способе шеринга ТС. Такой метод использования ресурсов позволяет заказчику фактически отправлять груз по "оптовой" цене. Так, например, работает наша компания: мы применяем схему, при которой происходит шеринг ресурса перевозчика. В сочетании с механизмом свободной конкуренции это открывает большие возможности для экономии клиентских ресурсов.

Также следует отметить, что eСommerce стремится к упрощению цепочки поставок, выстраивая вместо привычной схемы "производитель-продавец-покупатель" новую - "производитель-покупатель". Отсюда рост инвестиций в маркетплейсы и появление логистики формата M2C (manufacturer to customer). Такие торговые площадки нацелены на сервис, в котором заключение контракта, перевозка и оплата являлись бы единым бесшовным процессом.

Курс на оптимизацию расходов повышает привлекательность аутсорсинга: компании-партнеры помогают решить проблему с рабочей силой, привлечь дополнительную технику, сэкономить на налогах. Дополнительным спросом будут пользоваться точечные услуги: частичная IT-интеграция, аналитика, экспедирование и т.д.

Тренд №3: оптимизация процессов

Клиентоориентированность является залогом успеха логистики в eСommerce. Но чтобы соответствовать требованиям заказчика, нужна гибкость, процессы должны быть прозрачными, а доставка - удобной и в то же время быстрой.

Возвратная логистика медленно, но верно переходит из рук "Почты России" к коммерческим операторам. Логистические компании массово запускают обратный трафик, интернет-магазины с удовольствием подключают его, и статистика говорит о том, что тенденция сохранится на ближайшие годы: 2/3 покупателей называют возможность возврата одним из важных факторов при выборе интернет-магазина.

Транспарентная логистика реализуется как минимум в двух направлениях: предоставлении открытого ценообразования для заказчика и обеспечении отслеживаемости товара для получателя. Решением для этой задачи являются интегрированные IT-системы, напрямую связывающие продавца, перевозчика и потребителя.

Рост спонтанных покупок в интернете диктует новые требования к доставке: день в день или в определенные часовые интервалы. Такие условия побуждают ритейлеров отказываться от собственных курьерских сервисов, передавая логистику специализированному фулфилмент-оператору.

Тренд №4: инфраструктурные изменения

Логистические компании, которые не боятся полностью менять свои процессы, откроют для себя новые перспективные сегменты в eСommerce.

Рынок фулфилмента не отвечает запросам сразу нескольких сегментов интернет-торговли. Например, практически отсутствуют предложения для микро-предприятий (до десяти заказов в сутки) и магазинов, продающих крупногабаритный товар. Одним из способов адаптации рынка к новым условиям станет появление компаний смешанного типа - перевозчиков с частичным фулфилмент-сервисом.

Омниканальная логистика должна предоставить бесшовный процесс доставки и возврата, создать динамическую систему расчета цены и сроков перевозки, отследить статусы заказов, находящихся в разных системах и на разных складах. Эти запросы требуют от перевозчиков гибкости, масштабируемости и готовности автоматизировать процессы.

В 2018 году четыре крупнейших онлайн-ритейлера - "Яндекс Маркет"/"Беру", Tmall, Ozon и Wildberries - занимали всего 27% рынка. Остальной объем приходился на средние и маленькие магазины, чаще всего представленные в соцсетях. Экосистема "инстаграм-шопов" формирует новые запросы к перевозчикам: от них ждут готовности работать с небольшим объемом поставок, усиления грузовой базы для курьерских служб и экспортной логистики, например, сервисов по организации таможенного оформления товаров.

Найти баланс

Какими бы ни были тренды "новой логистики" в основе большинства лежат цифровизация и персонализация, являющиеся драйвером перехода к омникальной логистике. Компаниям, нацеленным на серьезную игру в eСommerce, придется решить: готовы ли они стать IT-компаниями в той же степени, в которой являются перевозчиками. Их формула успеха - баланс между активной автоматизацией и офлайн-действительностью: хотя дроны проникают в нашу жизнь, но и доставку обычным транспортом пока еще никто не отменял.
Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Курьеры Москвы могут столкнуться с ростом издержек из-за новых правил

Межрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС) направила письма в комитеты Госдумы по транспорту и по малому и среднему предпринимательству, а также в Мосгордуму и уполномоченному по защите прав предпри...

Amazon вновь обвинили в шпионаже: подробности расследования

Вокруг Amazon разворачивается очередной скандал. Компанию обвиняют в том, что она на протяжении нескольких лет собирала конфиденциальную информацию о конкурентах, таких как Walmart, Fedex и eBay, напрямую...

АКИТ просит власти разобраться с недобросовестными потребителями

Крупные торговые сети столкнулись с новой проблемой: мошенники намеренно выводят из строя электронику, а затем требуют компенсации через суд. По оценкам экспертов, ущерб от таких действий уже превысил 1 миллиар...

Wildberries может стать банкротом из-за долга в 156,9 млн рублей?

Финансовая компания "Про Фактор" подала заявление о признании банкротом Wildberries. Об этом, как сообщает RB.RU, следует из уведомления в системе "Контур.Фокус", которое, впрочем, уже было аннулировано из-...

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Правительство РФ планирует дать отрицательный отзыв на законопроект о регулировании маркетплейсов, который был внесен в Госдуму в конце 2023 года. Напомним, что законопроект предлагал ввести ряд огра...

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.