eCommerce 2021: основные цифры

Игорь Бахарев

В конце года эксперты и аналитики традиционно пытаются понять, как изменился рынок eCommere: проводят опросы, собирают статистику и отчеты компаний. К сожалению (или к счастью), на нашем рынке нет "самого главного" эксперта. Данные не согласуются, а зачастую и противоречат друг другу. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев свёл воедино всю eCommerce-аналитику, которая появлялась за последние несколько месяцев в открытых источниках. 

Аудитория рунета и eCommerce

  • Digital 2021 (февраль): В России доступ к интернету имеет 85% всего населения - 124 миллиона человек.

1.png

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 52,4% россиян в возрасте 16-55 лет покупает что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80% онлайн-покупателей заказывают что-то минимум раз в месяц, 26% - минимум раз в неделю.

2.png

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (октябрь): Сейчас аудитория eСommerce - это уже 60 млн человек, которые хоть раз за последний год сделали себе заказ в интернете.

  • Mediascope (Сентябрь): Ежемесячная аудитория рунета в 2021 году превысила 100,2 млн человек — 81,9% населения страны. Десктопная аудитория - 60,5 млн человек, мобильная аудитория — 93,7 млн человек, эксклюзивная мобильная аудитория — 39,5 млн человек.

Общая оценка рынка

  • Российская Ассоциация электронной коммуникации (РАЭК) (декабрь): Из 8,6 трлн рублей всей экономики Рунета 7,8 трлн приходится на электронную коммерцию (рост 30% по сравнению с прошлым годом)

  • Минпромторг (октябрь): Объемы продаж через интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с октябрем 2020 года в 1,3 раза. Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли увеличилась до 7,5% против 6,1% в октябре 2020 года. Объем онлайн-торговли в РФ в 2021 г. может преодолеть планку в 4 трлн руб.

  • Росстат (сентябрь): Доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли составляет 4,2%.

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Рост рынка по итогам 2021 года может замедлиться до 8%. Объём рынка онлайн-торговли по итогам января-октября 2021 года составил 2,412 трлн рублей. Доля рынка онлайн-торговли по итогам января-июня 2021 года составила 8,5%.

6.png

  • "Русский стандарт" (декабрь): в январе-сентябре 2021 года доля покупок в интернете сократилась до 44% против 61% в том же периоде 2020 года. Общее число онлайн-заказов снизилось на 12%. 

  • "СберИндекс" (декабрь): В третьем квартале 2021 доля онлайн-покупок составила 12% от трат на товары и услуги.

  • Infoline (декабрь): Рост рынка электронной коммерции в 2021 году составит от 40 до 43%. Сейчас доля онлайна в российской торговле составляет 11% от общей массы товарооборота. Планируется, что уже к 2025 году этот показатель вырастет вдвое. В Москве доля онлайн-торговли составляет 22%.

12.jpg

  • "РБК Исследования рынков" (декабрь): Покупателями интернет-магазинов являются 54,4% трудоспособных россиян, за год их количество выросло на 8,3%. Количество россиян, совершивших хотя бы одну онлайн-покупку в 2021 году, выросло с 59,8 млн до 64,8 млн человек.

  • МТС (октябрь): доля еCommerce в общем объеме рынка российской розницы составит 14%, а оборот превысит 5,5 трлн рублей к концу 2022 года.

 

Отдельные показатели и сегменты локального рынка

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Объём локального сегмента рынка eCommerce к сентябрю 2021 года составил 2,071 трлн. рублей. 86% всего объема рынка обеспечивают российские интернет-магазины.

  • "Русский стандарт" (декабрь): Средний чек онлайн-заказов снизился до 1 290 руб. за три квартала текущего года против 1 357 руб. в 2020 году.

  • Data Insight (сентябрь): По итогам 2021 г. объем рынка eGrocery достигнет отметки в 242 млн заказов и значения совокупных продаж равного 337 млрд рублей - это эквивалентно росту количества заказов в 3,5 раза и росту продаж в 2,6 раз по сравнению с 2020 г.

  • Data Insight (ноябрь): 97% российских онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах. Регулярные покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России.

  • Mediascope (декабрь): маркетплейсы начали опережать поисковики по количеству запросов в 2021 году. В общем количестве запросов исследуемых FMCG-категорий на десктопе маркетплейсы занимают 40%—50%, на поисковики приходится до трети, остальное — на специализированные интернет-магазины и классифайды.

  • Исследовательский центр "Делойт" в СНГ (ноябрь): 97% россиян приобретали товары в онлайн-магазинах. 64% покупали продукты питания в онлайн-магазинах. 45% опрошенных планируют увеличить объем интернет-покупок.

13.png

  • Nielsen (август, декабрь): По итогам 2021 года доля онлайн-торговли FMCG может достигнуть 5%. Общий рост онлайн-торговли в России составил 65%

  • "Ромир" (ноябрь): Индекс покупательской активности в интернет-магазинах к ноябрю 2021 года вырос до 139%. Это меньше, чем год назад. 2021 год при этом отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения.

15.jpg

 

Трансграничная торговля 

  • Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) (ноябрь): Объем рынка трансграна по итогам 9 месяцев 2021 года составил 341 млрд. рублей или 166,3 млн посылок. Доля трансграничной торговли сократилась до 14%

7.png

  • InfoLine (ноябрь): Объем трансграничной торговли будет 410 млрд рублей к концу 2021 года.

  • ЦБ: В первом полугодии 2021 года оборот кроссбордера составил $ 5 343 млн. (показатель "Товары, приобретенные в иностранных Интернет-магазинах"). Годом ранее этот показатель составил $3 337 млн. 

Мобайл

  • Digital 2021 (февраль): Мобильные устройства в России используют 228,6 млн устройств (многие люди регистрируют на себя несколько SIM-карт). За год количество мобильных подключений снизилось на 8,7 млн (-3,7%).

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, превысила 60%. Покупая на мобильных, люди всё чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами.

3.png

  • AppsFlyer (октябрь): Потребительские расходы в приложениях для шопинга выросли на 227% за год. В 2021 году количество установок приложений для шопинга в России выросло почти на 33%.

Оплата 

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 55% оплатили свою последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа. 23,5% рассчитались картой при получении.

4.png

  • "СберИндекс" (декабрь): В третьем квартале 2021 года 21% от всех безналичных оплат были совершены в интернете. Доля покупок граждан, совершенных в экосистемах, растёт самыми высокими темпами: в первом квартале 2020 года они составляли всего 1% от всех безналичных трат россиян, а в третьем квартале 2021 года уже 3,5%. Доля безналичных платежей в торговом обороте России в ноябре составила 61,8%

10.png

  • ЦБ (ноябрь): К концу 2021 года доля безналичных платежей ожидается на уровне около 72%. Карты "Мир" заняли четверть рынка по обороту безналичных платежей в России.

  • CloudPayments (июнь): по итогам 2021 года доля безналичных платежей в России достигнет 75%.

Доставка:

  • "Яндекс.Маркет"/GfK (декабрь): 62,5% россиян пользуются самовывозом из магазина или пункта выдачи. На втором месте — доставка курьером (17,9%), на третьем — почта (9,8%).

5.png

  • "Почта России" (ноябрь): Количество курьерских доставок в первом полугодии 2021 года выросло в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, а их доля в общем числе доставок увеличилась с 5% до 17%.

  • Data Insight (июль): В первом квартале 2021 года "в тот же день" было доставлено не менее 56 млн заказов. 37% от всех срочных заказов, сделанных за последний месяц, составляет готовая еда, еще 25% - продукты.

  • "РБК Исследования рынков" (декабрь): Наиболее популярным способом получения покупок являются пункты самовывоза (их предпочитают 78%); Отделения "Почты России" (39,4%); Доставку курьером (32,3%); Через постаматы (24,7%); В розничных магазинах (9,9%). В среднем россияне готовы платить за доставку крупногабаритных товаров не более 610 руб., а за малогабаритные товары — не более 192 руб.;

Экспорт

  • eBay/Data Insight (декабрь): Рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России в 2021 году достигнет $1,51 млрд, а его рост составит 31%. По итогам года число посылок, отправленных за рубеж, составит 50,9 млн, увеличившись на 86% по сравнению с прошлым годом. В 2021 году эксперты отмечают снижение общего среднего чека с $42 до $32.

8.png

9.png

Прогнозы

  • AliExpress Россия и Центр экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) (декабрь): Суммарный объем рынка онлайн-торговли продуктами питания в России увеличится по итогам 2021 года до 300 млрд рублей, к 2023 году достигнет отметки в 500-600 млрд рублей, а к 2025 году – 1 трлн рублей.

  • МТС (октябрь): доля еCommerce в общем объеме рынка российской розницы составит 14%, а оборот превысит 5,5 трлн рублей к концу 2022 года.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.