Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Игорь Бахарев

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер Сервис Экспресс" Андрей Задорожный. 

Согласно данным АКИТ, объем продаж онлайн-торговли России в 2023 году увеличился на 28% по сравнению с показателем 2022 года, что в денежном эквиваленте составило 6,359 трлн. рублей. Основным драйвером стал интенсивный рост интернет-продаж и в ритейле, и на маркетплейсах. Так, по итогам прошлого года, ТОП-3 маркетплейса по объему продаж снова показали рост количества заказов от 20 до 100%. 

И хотя в прошедшем году мы не зафиксировали значительного роста количества новых селлеров, услуга доставки до маркетплейсов продолжает свое развитие, опираясь на разнообразные запросы клиентов. Спектр допсервисов, предлагаемых сегодня транспортными компаниями, постоянно расширяется. Помимо доставки, логистические операторы оказывают услуги хранения, комплектации, проверки, маркировки, круглосуточной поддержки через различные каналы и возврата грузов. 

По сути, объем товара, доставляемого до складов и ПВЗ маркетплейсов - это производная от объема продаж самих онлайн-площадок, что обеспечивает органический рост подобного трафика. При этом мы не наблюдаем значительного перетока клиентов, работающих по модели FBO (доставка со склада маркетплейса) и FBS (доставка со склада продавца) на rFBS (продажи со склада продавца), что говорит о том, что основной объем товаров по-прежнему необходимо доставлять до фулфилмент-центров и ПВЗ маркетплейсов. 

Требования к доставке со стороны селлеров и маркетплейсов также меняются. Это обусловлено двумя факторами. 

Первый - повышение стандартов рынка. Два года назад транспортные компании осуществляли доставку до маркетплейсов, не изменяя свои операционные и бизнес-процессы. На практике это означало проигрыш в конкурентной борьбе с частным перевозчиком, предлагающим гораздо более гибкий подход и постоянную коммуникацию с селлером.

Сейчас доставка до маркетплейсов - отдельная услуга. Многие логистические операторы пересматривают и перестраивают все процессы, что позволяет им вести более гибкую политику, в частности, предлагать те опции, которые уже стали обязательными на рынке. 

К ним относятся:

·         круглосуточная связь со специалистом по телефону и в мессенджерах;

·         проверка маркировки (в т.ч. коробов);

·         формирование монопаллет;

·         обеспечение возврата грузов со складов.

Поэтому мы можем отметить наличие фактора "отъедания" доли объемов у частных перевозчиков транспортными компаниями - рост объема доставок до маркетплейсов у них увеличился за год минимум в два раза. На наш взгляд, это свидетельствует о большей зрелости и развитости рынка.

Второй фактор - инициативы маркетплейсов. Скорость их проникновения в регионах, особенно, в городах-миллионниках, растет опережающими темпами, вследствие чего темп роста онлайн-заказов в них превысил столичные показатели. 

В результате усиливается борьба онлайн-площадок как за региональных селлеров, так и за покупателей. Как следствие, происходит попытка сокращения срока доставки в регионах за счет вовлечения сети региональных фулфилмент-центров. Для продавцов это перерастает в различные стимулирующие меры по сдаче груза в регионах. Например, приоритетное продвижение карточек товаров, находящихся на складах, максимально приближенных к географии поискового запроса. 

Для транспортных компаний это означает необходимость предложения услуги по доставке и передаче товара на региональные склады, а в ряде случаев - открытие своих фулфилмент-центров в регионах. 

Прочие нововведения маркетплейсов можно назвать "ужесточением стандартов" подготовки и сдачи грузов. Это повсеместное использование защитной упаковки и все менее толерантное отношение к нарушению временных окон сдачи и стандартов маркировки. 

Склоняюсь к мнению, что при отсутствии кардинального пересмотра размера комиссий маркетплейсов или подхода к ранжированию карточек с их стороны (например, приоритетная выдача в окне поиска, в первую очередь, карточек товаров тех продавцов, которые работают по модели FBO), схема работы по модели FBS будет набирать популярность по следующим причинам: 

·         повышение доли крупногабаритных товаров в ассортименте маркетплейсов;

·         снижение среднего чека, не покрывающего плату за хранение товара;

·         усиление конкуренции на рынке услуги фулфилмента для онлайн-площадок;

·         увеличение доли использования региональных складов. При их использовании по модели FBO селлер вынужден перераспределять и замораживать стоки сразу на нескольких площадках. В противовес такому подходу, логистические компании могут предложить сервис доставки с единого склада клиента и сдачи на склад маркетплейса в нужном регионе по модели FBS, что позволяет продавцу сильно сэкономить.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Data Insight: российский рынок электронной коммерции достигнет 10,7 трлн рублей в 2024 году

Оборот рынка электронной коммерции в России в текущем году вырастет на 36% и достигнет 10,7 трлн рублей, считают эксперты Data Insight. Такой стремительный рост отрасли наблюдается уже несколько лет: в 2020...

Татьяна Ким рассказала об экспансии WildBerries

Основатель Wildberries Татьяна Ким в интервью РБК рассказала о планах компании на экспансию в новые страны и отрасли. В приоритете — рынки стран Персидского залива, где компания видит высокую покупательную ...

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Ozon открыл новый фулфилмент-центр в деревне Радумля Солнечногорского городского округа. Инвестиции в этот проект превысили 400 миллионов рублей. Новый складской комплекс позволит обрабатывать до 12 тысяч к...

Яндекс отчитался по росту eCommerce-сегмента

Яндекс представил результаты третьего квартала 2024 года, в частности, по сегменту электронной коммерции, включающему маркетплейс Яндекс Маркет, сервисы Яндекс Лавка, Яндекс Еда и Деливери. Общий объ...

Потребители все чаще ищут товары по брендам в интернете

Аналитики Mediascope провёли исследование поискового поведения россиян при покупках в онлайне и пришли к выводу, что пользователи все активнее используют брендовые запросы. В среднем 18% поисковых запросов ...

Авито предоставили селлерам мебели новый способ продажи

На платформе Авито появилась новая функция, которая позволяет покупателям заказывать мебель с учетом индивидуальных параметров и с частичной предоплатой. Этот пилотный проект уже доступен в разделе "Мебель ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.