Меню

Обсуждение поправок Роспотребнадзора по блокировке сайтов интернет-магазинов завершится 13 июля

Игорь Бахарев

Роспотребнадзор предложил внести в закон «О защите прав потребителей» ряд поправок, позволяющих блокировать сайты тех интернет-магазинов и товарных агрегаторов, которые не предоставляют покупателю информации о товаре, его изготовителях, предоставляемых услугах или продавце. Об этом пишет Коммерсант с ссылкой на федеральный портал проектов нормативных правовых актов.

Публичное обсуждение проекта поправок на федеральном портале закончится 13 июля 2015 года. Вступление в силу ожидается в январе 2016 года.

В пояснительной записке к предлагаемым поправкам отмечается:

"... Закон «О защите прав потребителей» дополняется положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное Проектом как «поставщик», в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями. Изменения, вносимые Проектом в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом особенностей электронной коммерции предусматривают введение в качестве дополнительной формы административного приостановления деятельности блокировку соответствующих сайтов в сети Интернет на уровне их доменного имени. Принятие Проекта потребует внесения изменений в отдельные подзаконные акты (Правила продажи товаров дистанционным способом, Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей и др.)".

Роспотребнадзор описывает проблему следующим образом:
"В настоящее время динамично развивается индустрия «электронной коммерции» по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как «классические» продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах, предлагаемых услугах и др.

Не урегулирована деятельность «информационных посредников» (товарных агрегаторов), которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но при этом выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые в значительных масштабах (объемах) аккумулируются ими на своих Интернет-ресурсах (сайтах). Следствием этого являются многочисленные злоупотребления и правонарушения, привлечь к ответственности за которые виновных лиц зачастую оказывается невозможно (в том числе, по причине отсутствия необходимой и достоверной информации о наименовании соответствующего хозяйствующего субъекта, его фактическом месте нахождения и т.д.)".

Анна Сергеева (Роспотребнадзор): "В компетенции Роспотребнадзора есть полномочия приостанавливать деятельность обычных магазинов на 30, 60 и 90 дней, если они нарушают закон. Интернет-магазины — такие же субъекты торговли, для них не должно быть исключений".

Мнения участников рынка приводит Коммерсант:

Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов напоминает, что в международной практике с 2011 года существует директива Европарламента и Совета ЕС 2011/83/ЕС, которая определяет правовой статус онлайн-агрегатора. Она обязывает сервис предоставлять все данные о продукте и самом продавце, включая контактные данные, адрес, полное наименование и электронную почту.

Именно таким образом действует принадлежащий Rambler&Co агрегатор Price.ru. Гендиректор Алексей Романенков убежден, что остановка работы товарных агрегаторов лишит потребителей важной и, что самое главное, независимой информации.

По мнению гендиректора Wikimart Андрея Кленина, власти дополняют Кодекс об административных нарушениях словами «сайты в сети интернет», что может позволить блокировать любые интернет–ресурсы. Законопроект в нынешнем виде несет серьезную угрозу бизнесу и не только ему, категоричен гендиректор Wikimart.

Материал по теме

Роспотребнадзор отказал АКИТ в реформировании стандартов торговли

Материал по теме

Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь

Материал по теме

Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Сделано в НАО": как выглядят региональные маркетплейсы в 2020

2019 год ознаменовался настоящим бумом марекетплейсов. Пришла мода и на региональные площадки, которые заточены под продукцию определенного региона. Владелец площадки "Сделано в НАО" Евгений Тимошин дал крат...

"Утконос" пришел в Петербург

Сервис доставки продуктов "Утконос" начал работать в Санкт-Петербурге. Компания презентовала рекламный ролик о выходе на новый рынок. На первом этапе доставка будет доступна внутри КАД, а в перспективе расш...

"Amazon Room": новый взгляд на безопасную доставку

Голливудские богачи всё чаще заводят у себя дома так называемые "комнаты Amazon", сообщил изданию The Hollywood генеральный директор и основатель агентства недвижимости The Agency Маурисио Умански. Э...

Как выглядит "магазин будущего": версия X5 Retail Group

X5 Retail Group открыла первый в России полностью автоматизированный магазин "Пятерочка налету", ориентированный на новое поколение потребителей и бесконтактные покупки товаров повседневного спроса. Рассмотрим,...

Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике

1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальн...

"Глобус" запустил собственный сервис заказа продуктов

Сеть гипермаркетов "Глобус" и сервис доставки продуктов igooods запустили интернет-магазин на основе технологии Whitelabel. Новый сервис позволяет оформить заказ на сайте igooods.globus.ru без отдельног...