Антон Гусев (маркетплейс автозапчастей "ПЭК: Молл"): "Мы хотим сделать продукт для "непрофессионалов"
Игорь Бахарев
Летом 2020 года транспортная компания ПЭК открыла маркетплейс автозапчастей и аксессуаров "ПЭК:МОЛЛ". Проект стартовал в условиях одновременного влияния двух факторов. Снижение общей деловой активности на фоне неопределенности сопровождалось обнадеживающим ростом сектора eСommerce. Руководитель маркетплейса Антон Гусев рассказал E-pepper об этом проекте, о рынке и об особенностях взаимодействия с поставщиками из Китая.
Антон, с момента запуска "ПЭК: МОЛЛ" прошло почти 3 месяца, и уже можно сделать осторожные оценки. Как себя чувствует маркетплейс сейчас? Как повлияла на рынок маркетплейсов коронавирусная пандемия и связанные с ней ограничения?
Что касается влияния карантинных ограничений, то часть из них уже снята, и все возвращается на круги своя. Сохраняется и общая положительная тенденция в eСommerce: люди все чаще совершают покупки в интернете, им стало проще это делать. Те, кто раньше не имел опыта онлайн-покупок, в карантин его приобрели.
На рост продаж в сегменте автозапчастей и аксессуаров действует и фактор сезонности. Высокий сезон в нашей нише стартует в конце сентября и продолжается вплоть до новогодних праздников.
О проекте
С чем связан выбор именно этого направления?
Мы имеем сильное коммерческое предложение в этом сегменте, для ПЭК перевозка шин и дисков - простой и понятный процесс, сектор, в котором компания имеет ценовое преимущество.
Насколько формат маркетплейса соответствует вашим задачам?
Формат маркетплейса подразумевает, что поставщик продает товар на платформе сайте не по оптовой цене, а по рекомендованной розничной. Для поставщиков, которые раньше реализовывали товар через классическую оптовую продажу, это, безусловно, преимущество. То есть, они будут зарабатывать больше, у них увеличиться объем продаж.
Для маркетплейса, который не покупает себе товары на баланс, это тоже выгодная экономическая модель, особенно в сегменте автозапчастей. Модели и запчасти устаревают, но остатки не копятся и не выбрасываются. По сути, мы формируем баланс между спросом и предложением на рынке.
Что может предложить покупателю с точки зрения ассортимента?
Весь ассортимент на сайте можно условно разделить на три большие категории: шины и диски, аксессуары и запчасти. В ближайшее время планируются к запуску категории мотоциклов, грузового транспорта и спецтехники.
Каковы показатели этого роста продаж с момента запуска? И как вы оцениваете эти цифры?
За два месяца рост продаж составил 50%, но при оценке этих показателей нужно делать скидку на рост "с нуля", поэтому данный показатель мало что иллюстрирует. Это в устоявшемся бизнесе можно назвать увеличение продаж на 5 - 10% в год значительным ростом, а в нашем случае выводы делать пока рано. Включили новый источник продаж в маркетплейс, и продажи выросли вдвое в процентом соотношении.
Могу отметить рост числа заказов, в частности, за счет открытия нового направления - "продажи автомобильных шин и дисков". Теперь заказы в этом сегменте становятся регулярными.
Какова доля продаж в сектореB2Cи какова в B2B в настоящий момент, а также как изменилось это соотношение с момента старта маркетплейса?
В данный момент мы делаем упор на В2С-секторе, и более 90% наших покупателей - конечные потребители, "физики". Несмотря на это, для бизнеса у нас тоже все готово: клиентооборот выставлен, ведутся переговоры, осуществлены первые отгрузки.
Какова ваша маркетинговая стратегия, как вы рассказываете о себе людям? Каков источник трафика и, что вы делаете, чтобы его нарастить?
Мы используем все возможные каналы продвижения в интернете, сотрудничаем с блогерами. В партнерстве с автомобильными клубами и профильными сообществами мы предлагаем клиентам клубные карты со скидками в "ПЭК:МОЛЛ".
Наша маркетинговая стратегия подразумевает две концепции. Основу первой составляет идея легкой покупки специализированного товара непрофессионалами. Вторая базируется на принципе "логистика и товар в одних руках", когда "ПЭК:МОЛЛ" берет всю ответственность по взаимодействию с клиентом на пути товара от поставщика до покупателя.
Сегодня важно понимать: лучше вообще не "продвигать" хороший продукт, чем хорошо "продвигать" плохой. Большая часть вложений должна приходиться на сам продукт, а не на его маркетинговое продвижение.
О поставщиках
Какое количество поставщиков представлено на вашей площадке, насколько охотно производители подключаются к маркетплейсу? Какова доля российских производителей на "ПЭК: МОЛЛ"?
На платформе присутствует уже более 100 активных поставщиков. Причем, более 70% из них - российские производители. Мы делаем упор на отечественных производителях, взаимодействие с ними проще с технической и юридической точки зрения.
В настоящий момент показатели качества ассортимента товаров и количества поставщиков в целом соответствуют прогнозируемым. Отмечу, что к нам приходит больше поставщиков, чем мы можем принять. Так, за месяц из более чем 150 желающих с нами сотрудничать поставщиков мы взяли порядка 20.
Мы видим своей ключевой задачей наладить работу непосредственно либо с производителями, либо с дистрибьюторами, перепродажу при этом стараемся исключать. С торговыми компаниями мы можем сотрудничать при наличии у них интересного, уникального ассортимента.
Каковы требования "ПЭК: МОЛЛ" к поставщикам? Ужесточился ли этот "фильтр" в условиях роста сегмента интернет-торговли?
Наша цель - сократить цепочку поставок от производителя до конечного потребителя, и самая короткая цепочка это - "производитель - маркетплейс - покупатель". Если по каким-то причинам мы не можем заключить договор с производителем напрямую, работаем с дистрибьюторами.
"Фильтр" позволяет быть ближе к целевой схеме. Конечно, существуют категории товаров, которые мы не "фильтруем". Но только в случае, если покрывается интересный нам ассортимент.
Каковы объемы импортной продукции, представленной на маркетплейсе, в настоящий момент, и поставщики из каких стран работают с "ПЭК: МОЛЛ"?
Прежде всего, это российские поставщики и производители из Китая. По плану третьими на площадку войдут поставщики из США, скорее всего. Взаимодействие с иными странами требует совершенно другого документооборота, и мы осознанно туда не идем. Например, сотрудничество с производителями из Южной Кореи тормозят сложности, сопряженные с документооборотом.
А расскажите поподробнее, когда планируется открытие платформы для поставщиков из Америки, и какие производители из США вам интереснее?
На данный момент мы оцениваем ассортимент и риски взаимодействия с американским рынком. Потенциальный рынок для проектов нашего масштаба - весь мир, но как говорится, пирог следует есть по кусочкам.
Насколько охотно покупаются китайские запчасти, и в чем ключевые отличия продукции из Китая от фирменных деталей?
Китайский автопром активно развивается, и производимые им запчасти уже являются оригинальными для автомобилей из КНР. Так, например, в России очень хорошо продаются кроссовер "Geely Atlas" (кроссовер производства китайского автопроизводителя Geely, - ред.), Haval F7 (кроссовер производства подразделения китайского автопроизводителя Great Wall Motors, Haval, - ред.) и поставляемые к ним запчасти из КНР являются оригинальными. Это первый момент, который надо учитывать.
Кроме того, в Китае производят запчасти и для автомобилей из других стран, причем, зачастую, весьма качественно.
В чем преимущество российского маркетплейса перед зарубежными неспециализированными платформами с точки зрения покупателя китайских автозапчастей? Комплектации для корейских и других автомобилей могут принципиально различаться, и при выборе товара покупателю необходима подробная информация и экспертиза, которую не предоставляют неспециализированные платформы. Мы такую экспертизу предлагаем, мы понимаем, какой товар отвечает конкретному клиентскому запросу. Кроме того, неподходящий товар можно вернуть в рамках услуги "Безопасная сделка", и для этого не придется обращаться напрямую к китайскому поставщику.
Кстати, побороли ли китайцы проблему так называемой "пересортицы"?
У нас есть условие: когда поставщик выставляет товар на нашей "витрине", он должен иметь возможность при покупке его нам предоставить. Таким образом мы пытаемся сократить процент отказов и избежать возникновения ситуации, когда клиент купил, а мы не можем осуществить доставку. Мы стараемся брать то, что всегда есть в наличии. Так что такой проблемы у нас нет.
А каковы особенности работы с поставщиками из КНР? Возникают ли трудности, связанные с различиями в бизнес-подходах?
У китайских поставщиков "открытая история". Они говорят: да, мы готовы работать, но при этом, на каком-то из этапов сотрудничества могут начать отказываться или корректировать его условия. Здесь важно понимать, что проверить надёжность поставщиков можно только на практике.
Если проверять на практике, нет ли риска попасть в какую-то трудную ситуацию?
Мы не хотим тестировать поставщиков на наших клиентах, поэтому тщательно проверяем качество товара, наличие сертификатов, иногда заказываем пробные партии.
Это бизнес, в бизнесе всегда присутствуют риски. Наша задача, как экспертов, сократить их до минимума.
О рынке
От производителей к покупателям. Как изменился средний чек за эти месяцы?
Средний чек растет, и этот рост достигается за счёт появления поставщиков с интересным покупателю, универсальным сопутствующим товаром. Например, товары из категории "возьми в дорогу", губки, щетки, полотенца, средства ухода за автомобилем, которые можно приобрести к основной покупке, а с появлением в продаже "резины" средний чек ещё больше увеличился.
На данный момент средний чек составляет порядка 7 тысяч рублей, если не считать шины и диски. В одном заказе в большинстве случаев от 2 до 5 единиц товаров. Одна шина стоит порядка 5,5 тысяч рублей, а их покупают сразу четыре.
О конкурентах. Есть ли на рынке серьезные игроки и в чем отличие бизнес-модели этих компаний от "ПЭК: МОЛЛ"?
У нас есть ряд конкурентов, они известны в автомобильной среде. Например, "Автодок", Exist, Emex. Это известные компании на рынке В2С-продаж, которые работают с клиентами, физлицами. И у каждой компании есть свои преимущества и недостатки. Со своей стороны, мы делаем продукт, который позволил бы "непрофессионалам" свободно покупать автотовары в сети. Наш основной принцип: сложная система "внутри" - простой интерфейс "снаружи".
У нас, кстати, по статистике, значительный процент продаж, примерно 33%-37%, приходится на людей старше 45 лет. 20% наших покупателей - женщины. Значит, наш ресурс и представленный ассортимент привлекателен для различных категорий граждан. Мы будем и дальше максимально упрощать наш маркетплейс с точки зрения потребителя. Мы планируем открытие платформы, позволяющей осуществлять подбор запчастей по VIN-коду, а также развивать онлайн-консультанта "Олег подберет", который позволяет покупателю сориентироваться в ассортименте.
Как в вашем сегменте работает возвратная логистика?
Могу сказать, что бизнес в части возвратной логистики склонился на сторону покупателя. В условиях нарастающей конкуренции в eСommerce клиенториентированность вышла на первое место в бизнес-стратегиях компаний. Покупатель может вернуть товар, когда захочет, а маркетплейсы возлагают расходы по возвратной логистике на себя и поставщиков.
О будущем
Каких показателей вы ждете по итогам года?
Я бы не стал озвучивать точные цифры. В среднем мы планируем выйти на объем десятки тысяч заказов в месяц. Это на ближайший год.
Что ждет сектор офлайн-продаж? Какие товарные категории в секторе автозапчастей неизменно пользуются спросом в офлайне?
Ниша автозапчастей комфортно себя чувствует в офлайне в части В2В-торговли, где работает фактор быстрой доставки. Автомобиль подняли на подъёмнике, посмотрели, и спустя недолгое время представили необходимую запчасть. Это важно для конечного покупателя. Если наравне с этим рынком сегменту eСommerce удастся обеспечить логистику и экспертизу, то маркетплейсы будут обладать всеми существующими преимуществами традиционных магазинов.
Думаю, всегда найдутся люди, предпочитающие чату на экране монитора общение с живым человеком по телефону. Главное, чтобы телефон был мобильным и без дискового номеронабирателя.
Какие технические решения и разработки уже используются и планируются к внедрению?
В части технических решений мы опираемся на нестандартную, "перевернутую" структуру нашей платформы. Принципы создания каталогов "ПЭК:МОЛЛ", в частности, в сегменте автоаксесуаров, базируются за западных технологиях, что отличает нас от большинства интернет-магазинов.
Суть в том, что вместо привязки аксессуаров и запчастей к марке автомобиля, мы привязываем марку автомобиля к конечным карточкам товара. Такая модель позволяет платформе быть более гибкой и затрачивать меньшее количество усилий на добавление новых позиций в каталог.
В самое ближайшее время ожидаем появление мобильной версии маркетплейса, в разработке система сбора пользовательского опыта, которая позволит предлагать покупателю максимально подходящий товар. Аккумулируемая база знаний позволит сделать маркетплейс максимально гибким и удобным.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте