AliExpress Россия раскрывает результаты 2021 года: локальный бизнес вырос в 2,2 раза
Игорь Бахарев
Совместное предприятие AliExpress Россия, акционерами которого являются VK, USM International, Alibaba и РФПИ, раскрывает бизнес-результаты календарного 2021 года.
Оборот и локальный бизнес
Суммарный оборот AliExpress Россия (GMV) за 2021 год составил 306 млрд рублей (не включая услуги). Оборот локального бизнеса (продажи товаров из России) не включая услуги превысил 110 млрд рублей и вырос на 124% год к году, составив 36% общего оборота. Общий оборот AliExpress Россия вырос на 46% год к году.
В декабре 2021 года среднее ежедневное количество локальных заказов достигло 205 тысяч в день. Этот показатель за год вырос на 220%. Общее число заказов за 2021 год составило 309 млн, при этом средний чек благодаря динамичному росту локального бизнеса вырос за год более чем на 20%.
Покупатели и аудитория
Количество уникальных покупателей за год превысило 28,7 млн человек. При этом количество покупателей локальных товаров выросло в 2 раза за год. Улучшение сервиса AliExpress в России показало свой результат: существенно вырос показатель NPS (удовлетворённости покупателей) благодаря улучшению скорости и своевременности доставки, увеличению ассортимента и обновлению приложения. Помимо этого вырос retention (показатель возвращаемости пользователей), частота покупок и конверсия в покупку.
Количество уникальных пользователей за 2021 год превысило 80,2 млн, что на 31% выше прошлогоднего показателя, а общая зарегистрированная аудитория превышает 200 млн пользователей. Ежемесячная аудитория (MAU) AliExpress составляет 35 млн человек, ежедневная (DAU) – 12,5 млн человек. По этой метрике согласно статистике Mediascope (данные января 2022) AliExpress остаётся самым посещаемым маркетплейсом в России, а также находится в топе по скачиваниям за 2021 год по статистике App Annie (январь 2022).
Топ-10 активных городов по покупкам на AliExpress: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа и Самара.
Ассортимент
Количество SPU (уникальных товарных единиц без учёта цветов и размеров) с доставкой из Китая, России и других стран составляет более 211 млн и продолжает оставаться самым большим на рынке e-commerce в России. Количество SPU год к году выросло более, чем на 52%. Количество SPU российских продавцов увеличилось более чем на 184% за год и составило 16,5 млн.
Также справочно приводится показатель SKU (уникальные товарные единицы с учётом цветов и размеров), который по состоянию на конец 2021 года составил более 3,2 млрд SKU (локальный и трансграничный бизнесы) и вырос на 48% к прошлому году.
Продавцы
Общее число продавцов на AliExpress составляет более 400 тысяч, оно увеличилось на 69% за год. Количество российских продавцов выросло на 193% за год и составило 102,5 тысячи.
Локальное мобильное приложение
Летом 2021 года AliExpress Россия запустила локальное приложение в iOS и Android, которое стало самым скачиваемым среди приложений для покупок в России по данным App Annie. Как и в прошлом полугодии, пользователи проводят в локальном приложении на 20% больше времени, чем в глобальном. Среднее время, которое проводит пользователь в приложении – 13 минут. По сравнению с глобальным приложением вновь улучшились показатели лояльности: коэффициент удержания пользователей (retention) и частота покупок.
Результаты «Есть!», быстрой доставки продуктов питания и товаров первой необходимости
Количество заказов через канал «Есть!» в пиковые периоды составляет 20 тысяч в сутки. Этот показатель вырос на 671% по сравнению с 2020 годом. На сегодняшний день «Есть!» работает в 120 городах России, доставляя из таких магазинов и сервисов, как «Самокат», «Вкусвилл», «Ашан», «Лента», Metro, «ЛеМурр», «Четыре лапы», «Верный», а также осуществляя онлайн-бронирование лекарств совместно с сервисом «Все аптеки».
Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Россия: «В 2021 году мы практически завершили полную локализацию бизнеса, построив полноценную отдельную российскую компанию с собственной технологической базой. У нас есть возможности и ресурсы для активных инвестиций, прежде всего, в логистическую инфраструктуру. Мы убеждены в огромном потенциале российского рынка электронной торговли и уверены в том, что борьба за лидерство на нём только начинается. У AliExpress есть уникальный ассортимент, конкурентный локальный продукт и огромная пользовательская аудитория. Наша основная задача в 2022 году – принципиальное улучшение пользовательского опыта и сервиса, чтобы наши покупатели могли получить товары из другой страны за неделю, а из России – на следующий день, причём по столь же доступным и привлекательным ценам».
Популярные категории в AliExpress
Популярные категории по обороту (GMV):
- Телефоны и коммуникации (рост на 42%)
- Компьютеры и офисная техника (рост на 53%)
- Автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 42%)
- Товары для дома и сада (рост на 42%)
- Инструменты (рост на 51%)
Топ категорий по количеству заказов:
- Товары для дома и сада
- Товары для красоты и здоровья
- Ювелирные украшения и бижутерия
- Автомобильные запчасти
- Электроника
- Инструменты
Популярные категории и их рост в локальном маркетплейсе (российские продавцы)
Самые популярные категории по обороту (GMV):
- Телефоны и коммуникации (рост на 98% год к году)
- Устройства для дома (рост на 65%)
- Электроника (рост на 50%)
- Компьютеры и офисная техника (рост на 129%)
- Инструменты (рост на 131%)
- Автомобильные запчасти и аксессуары (рост на 90%)
Топ категорий по количеству заказов:
- Товары для дома и сада (4,4 млн заказов с ростом на 454%)
- Телефоны и коммуникации (3 млн заказов с ростом на 142%)
- Красота и здоровье (2,9 млн заказов с ростом на 170%)
- Инструменты (2,9 млн заказов с ростом на 174%)
- Электроника (2,8 млн заказов с ростом на 75%)
- Устройства для дома (1,3 млн заказов с ростом на 87%)
- Автомобильные запчасти и аксессуары (2,6 млн заказов с ростом на 154%)
Самые растущие категории по количеству заказов: товары для свадьбы и праздников, продукты питания, виртуальные товары, устройства для дома, ювелирные украшения, товары для дома и сада, канцелярские товары для офиса и школы, мебель и нижнее белье.
Топ локальных магазинов и самых быстрорастущих за год:
Производители и продавцы электроники и гаджетов «Мегафон», Molnia Electronics, Xiaomi, «Связной», POCO Russian Official Store, Smart Life, «Ситилинк», Realme, Asus, товары для детей и хобби LEGO, производитель бытовой техники Zigmund & Shtain, Redmond, Braun, Vitek, производители одежды и обуви Crocs, Decathlon, «Все майки», ICEbear, PUMA, «Твоё», игры Nintendo, супермаркеты «Гармония Цен», «Сима Ленд», косметика «Улыбка Радуги», линзы «Оптик Сити», продукты питания «Самокат» и «Вкусвилл», ювелирные изделия Sunlight, Sokolov и другие.
Самые популярные товары
В топ-10 товаров на AliExpress Россия по количеству заказов вошли шнурки для без завязывания, бумага А4, USB-кабель, дрель, смартфон Xiaomi Redmi 9A, стекло для смартфона. В топ-10 локальных товаров кроме перечисленных вошли таблетки для посудомоечной машины Finish, контактные линзы Acuvue Oasys, подгузники Pampers, смартфон Xiaomi Poco X3, цифровая карта для пополнения бумажника в PlayStation и робот-пылесос iLife V50.
Логистика
На сегодняшний день компания имеет 30,5 тысяч партнёрских пунктов выдачи заказов (отделения и постаматы). Заказы AliExpress выдаются в отделениях «Связного» (включая брендированные AliExpress), брендированных постаматах, управляемых логистическим оператором «Цайняо» (более 1 тысячи точек), кобрендированных отделениях KazanExpress, отделениях с «Почтой России», а также в постаматах и на кассах магазинов X5 Retail Group.
Площадь фулфилмента AliExpress Россия составляет более 140 тысяч квадратных метров: в рамках развития фулфилмента к 45 тысячам квадратных метров склада «Цайняо» в Домодедово добавился партнёрский склад на 8 тысяч квадратных метров в Подольске, первый собственный фулфилмент-центр в Чехове на 55 тысяч квадратных метров, а также площадь фулфилмента KazanExpress. В 2022 году компания планирует увеличить площади фулфилмента в Москве и других городах России до 300 тысяч квадратных метров благодаря партнёрскому проекту с «Почтой России» (100 тысяч квадратных метров) и развитию собственной логистической инфраструктуры (до 200 тысяч квадратных метров), в рамках которой AliExpress запланировал открытие и строительство фулфилмент-центров в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Казани.
Social e-commerce
Аудитория социальной коммерции в Одноклассниках и Вконтакте за 2021 год составила порядка 13 млн уникальных пользователей. На сегодняшний день доля социальной коммерции в общем обороте составляет более 6%.
Планы на 2022: команда, инфраструктура, продукт
Основные планы AliExpress Россия текущего года: увеличение логистических мощностей, создание собственной стабильной инфраструктуры и последовательное улучшение клиентского опыта. В 2021 году AliExpress запустил собственное локальное приложение, разработанное в России, обновлённую программу лояльности для пользователей, перевёл службу поддержки на собственные мощности, открыв офис в Нижнем Новгороде, а также начал обработку локальных заказов на собственном складе в Чехове. В планах – продолжать увеличивать ассортимент локальных продавцов и их оборот, развивать и улучшать собственное мобильное приложение, эффективную и оперативную поддержку пользователей и полностью поменять опыт доставки, существенно сократив сроки доставки из Китая и выстроив контролируемую доставку из России.
Команда AliExpress Россия за 2021 год выросла почти в два раза. Большую часть составляет IT-разработка, во второй половине года также добавились сотрудники офиса в Нижнем Новгороде и склада в Чехове. В 2022 году AliExpress планирует увеличение команды еще как минимум в два раза в Москве и создать более 6 тысяч рабочих мест в логистике и службе поддержки.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте