АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Игорь Бахарев

Российский рынок eCommerce в январе - феврале 2021 года вырос год-к-году на 44,2% и достиг 431,3 млрд рублей, сообщает  Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным экспертов компании, внутренний рынка онлайн-торговли продолжает устойчиво расти на фоне обострения конкуренции и увеличения качества услуг российских компаний. 

Объем трансграничной торговли продолжает снижаться: в январе 2021 года на 39% (в сравнении с январем 2020 года), в феврале объемы снизились на 30% (в сравнении с февралем 2020 года). Если в начале 2020 года снижение доли кроссбордера в АКИТ связывали с ограничениями, введенными из-за коронавируса, то сейчас можно говорить об устойчивых трендах, которые обусловлены прежде всего укреплением внутреннего рынка и усилением технологий и компетенций российских компаний. Важный драйвер роста - локализация бизнеса зарубежных игроков. Падение в отдельных категориях составило от 30% до 80% (одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для детей).

"В рамках текущих законодательных инициатив ряд трансграничных игроков начали активную локализацию бизнеса в России. Таким образом, зарубежные компании готовы инвестировать в создание полноценных интернет-магазинов, вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать рабочие места. Вклад локализованного трансграничного бизнеса за первые два месяца 2021 года в объем внутреннего рынка России составил более 30 млрд рублей", - сообщили в АКИТ.

В ЕАЭС, напомнили в АКИТ, прорабатывается вопрос о продолжении постепенного выравнивания условий внешней и взаимной электронной торговли путем изменения порогов беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. В частности, предлагается сообщать информацию о таможенных платежах и налогах сразу на этапе покупки, и обеспечить возможность внесения средств одновременно с оплатой товара на сайте интернет-магазина без необходимости совершать дополнительные действия.

WildBerries "съел" долю рынка

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин подтверждает, что обороты кроссбордера в прошлом году падали больше, чем на 30% год-к-году.

"Это признают все. Китай, фактически, не работал почти два с половиной месяца из-за пандемии и нового года. А в это время российские компании продолжали наращивать обороты", - говорит он.

В частности, WildBerries в России "съел" существенную долю рынка. Маркетплейс предлагает с доставкой "на следующий день" те же товары, которые раньше были только на AliExpress с доставкой за несколько недель.

Кроме того, AliExpress занимал нишу "куплю интересный товар", но в последнее время свободные деньги у населения кончаются, поэтому уже не до ситуативных покупок.

Впрочем, во втором полугодии 2020 падение оборотов кроссбордера было уже меньше, чем в первом.

"В январе-феврале ситуация менее серьёзная, чем в первом полугодии 2020, однако впереди снова новый год", - напоминает эксперт.

Что касается пошлин, на стороне AliExpress консалидация товаров. На китайской стороне Cainiao начал консолидировать посылки. Это значительно уменьшило число посылок в почте и увеличило их вес и стоимость. В России же "дочка" AliExpress вкладывает деньги в логистику.

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с тем, что в этом году первые два месяца не стали традиционным "мёртвым сезоном" для ритейла. Коронавирусные ограничения и холодная зима сделали своё дело, рынок рос. Однако эксперт спорит с оценкой АКИТ. Иванов считает, что рост был гораздо более скромный. И влияние вируса тоже преувеличено.
"Лет 12 назад все наши истошно кричали, что кроссбордер "нас всех убьет". Но все выжили. Теперь, когда отечественные маркетплейсы научились предлагать нормальный сервис, потянулся и местный производитель. На фоне конкуренции с китайцами делают более-менее нормальные по качеству вещи с более-менее приличными конкурентоспособными ценами. Рынок довольно быстро становится "рынком местных производителей", и в этом отношении вирус совершенно ни при чем", - добавляет он.
"Вернулись к привычному темпу"
"Начиная с весны 2020-го, традиционная торговля начала активно развивать собственные интернет-магазины. Продажи онлайн стали основным, чуть ли не единственным каналом продаж. Высокие темпы развития этого направления и серьезная конкуренция вывели качество пользовательского опыта на новый уровень. Потребители привыкли к удобству сервиса, в итоге мы видим огромную разницу в сравнении с прошлым годом", - говорит генеральный директор логистической компании IML Елена Шутюк.
Впрочем, она, как и другие эксперты, склонна считать, что в этом году такого прироста, как был год назад, нет.
"Можно сказать, что рост рынка вернулся к привычному темпу", - говорит она.
Так или иначе, у российского eCommerce огромный потенциал. Ежегодно объем рынка электронной коммерции увеличивается на 15-20%. С увеличением количества пунктов выдачи и постаматов, их активным проникновением в регионы, заказы из интернет-магазинов становятся еще доступнее. Вместе с этим, снижаются сроки и стоимость доставки, а пользовательские сервисы, наоборот, становятся удобнее. Сформировавшаяся привычка покупать онлайн и интерес к этому направлению собственников бизнеса поможет сохранить и обогнать заданный темп.
Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

WB vs Ozon, Яндекс Маркет vs Мегамаркет: анализ лидеров рынка маркетплейсов в iOS и перспективы для новичков

Материал по теме

Россияне весной увеличили траты в онлайн-покупки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.