АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Игорь Бахарев

Российский рынок eCommerce в январе - феврале 2021 года вырос год-к-году на 44,2% и достиг 431,3 млрд рублей, сообщает  Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным экспертов компании, внутренний рынка онлайн-торговли продолжает устойчиво расти на фоне обострения конкуренции и увеличения качества услуг российских компаний. 

Объем трансграничной торговли продолжает снижаться: в январе 2021 года на 39% (в сравнении с январем 2020 года), в феврале объемы снизились на 30% (в сравнении с февралем 2020 года). Если в начале 2020 года снижение доли кроссбордера в АКИТ связывали с ограничениями, введенными из-за коронавируса, то сейчас можно говорить об устойчивых трендах, которые обусловлены прежде всего укреплением внутреннего рынка и усилением технологий и компетенций российских компаний. Важный драйвер роста - локализация бизнеса зарубежных игроков. Падение в отдельных категориях составило от 30% до 80% (одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для детей).

"В рамках текущих законодательных инициатив ряд трансграничных игроков начали активную локализацию бизнеса в России. Таким образом, зарубежные компании готовы инвестировать в создание полноценных интернет-магазинов, вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать рабочие места. Вклад локализованного трансграничного бизнеса за первые два месяца 2021 года в объем внутреннего рынка России составил более 30 млрд рублей", - сообщили в АКИТ.

В ЕАЭС, напомнили в АКИТ, прорабатывается вопрос о продолжении постепенного выравнивания условий внешней и взаимной электронной торговли путем изменения порогов беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. В частности, предлагается сообщать информацию о таможенных платежах и налогах сразу на этапе покупки, и обеспечить возможность внесения средств одновременно с оплатой товара на сайте интернет-магазина без необходимости совершать дополнительные действия.

WildBerries "съел" долю рынка

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин подтверждает, что обороты кроссбордера в прошлом году падали больше, чем на 30% год-к-году.

"Это признают все. Китай, фактически, не работал почти два с половиной месяца из-за пандемии и нового года. А в это время российские компании продолжали наращивать обороты", - говорит он.

В частности, WildBerries в России "съел" существенную долю рынка. Маркетплейс предлагает с доставкой "на следующий день" те же товары, которые раньше были только на AliExpress с доставкой за несколько недель.

Кроме того, AliExpress занимал нишу "куплю интересный товар", но в последнее время свободные деньги у населения кончаются, поэтому уже не до ситуативных покупок.

Впрочем, во втором полугодии 2020 падение оборотов кроссбордера было уже меньше, чем в первом.

"В январе-феврале ситуация менее серьёзная, чем в первом полугодии 2020, однако впереди снова новый год", - напоминает эксперт.

Что касается пошлин, на стороне AliExpress консалидация товаров. На китайской стороне Cainiao начал консолидировать посылки. Это значительно уменьшило число посылок в почте и увеличило их вес и стоимость. В России же "дочка" AliExpress вкладывает деньги в логистику.

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с тем, что в этом году первые два месяца не стали традиционным "мёртвым сезоном" для ритейла. Коронавирусные ограничения и холодная зима сделали своё дело, рынок рос. Однако эксперт спорит с оценкой АКИТ. Иванов считает, что рост был гораздо более скромный. И влияние вируса тоже преувеличено.
"Лет 12 назад все наши истошно кричали, что кроссбордер "нас всех убьет". Но все выжили. Теперь, когда отечественные маркетплейсы научились предлагать нормальный сервис, потянулся и местный производитель. На фоне конкуренции с китайцами делают более-менее нормальные по качеству вещи с более-менее приличными конкурентоспособными ценами. Рынок довольно быстро становится "рынком местных производителей", и в этом отношении вирус совершенно ни при чем", - добавляет он.
"Вернулись к привычному темпу"
"Начиная с весны 2020-го, традиционная торговля начала активно развивать собственные интернет-магазины. Продажи онлайн стали основным, чуть ли не единственным каналом продаж. Высокие темпы развития этого направления и серьезная конкуренция вывели качество пользовательского опыта на новый уровень. Потребители привыкли к удобству сервиса, в итоге мы видим огромную разницу в сравнении с прошлым годом", - говорит генеральный директор логистической компании IML Елена Шутюк.
Впрочем, она, как и другие эксперты, склонна считать, что в этом году такого прироста, как был год назад, нет.
"Можно сказать, что рост рынка вернулся к привычному темпу", - говорит она.
Так или иначе, у российского eCommerce огромный потенциал. Ежегодно объем рынка электронной коммерции увеличивается на 15-20%. С увеличением количества пунктов выдачи и постаматов, их активным проникновением в регионы, заказы из интернет-магазинов становятся еще доступнее. Вместе с этим, снижаются сроки и стоимость доставки, а пользовательские сервисы, наоборот, становятся удобнее. Сформировавшаяся привычка покупать онлайн и интерес к этому направлению собственников бизнеса поможет сохранить и обогнать заданный темп.
Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.