АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост
Игорь Бахарев
Российский рынок eCommerce в январе - феврале 2021 года вырос год-к-году на 44,2% и достиг 431,3 млрд рублей, сообщает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным экспертов компании, внутренний рынка онлайн-торговли продолжает устойчиво расти на фоне обострения конкуренции и увеличения качества услуг российских компаний.
Объем трансграничной торговли продолжает снижаться: в январе 2021 года на 39% (в сравнении с январем 2020 года), в феврале объемы снизились на 30% (в сравнении с февралем 2020 года). Если в начале 2020 года снижение доли кроссбордера в АКИТ связывали с ограничениями, введенными из-за коронавируса, то сейчас можно говорить об устойчивых трендах, которые обусловлены прежде всего укреплением внутреннего рынка и усилением технологий и компетенций российских компаний. Важный драйвер роста - локализация бизнеса зарубежных игроков. Падение в отдельных категориях составило от 30% до 80% (одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для детей).
В ЕАЭС, напомнили в АКИТ, прорабатывается вопрос о продолжении постепенного выравнивания условий внешней и взаимной электронной торговли путем изменения порогов беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. В частности, предлагается сообщать информацию о таможенных платежах и налогах сразу на этапе покупки, и обеспечить возможность внесения средств одновременно с оплатой товара на сайте интернет-магазина без необходимости совершать дополнительные действия."В рамках текущих законодательных инициатив ряд трансграничных игроков начали активную локализацию бизнеса в России. Таким образом, зарубежные компании готовы инвестировать в создание полноценных интернет-магазинов, вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать рабочие места. Вклад локализованного трансграничного бизнеса за первые два месяца 2021 года в объем внутреннего рынка России составил более 30 млрд рублей", - сообщили в АКИТ.
WildBerries "съел" долю рынка
Партнёр Data Insight Фёдор Вирин подтверждает, что обороты кроссбордера в прошлом году падали больше, чем на 30% год-к-году.
"Это признают все. Китай, фактически, не работал почти два с половиной месяца из-за пандемии и нового года. А в это время российские компании продолжали наращивать обороты", - говорит он.
В частности, WildBerries в России "съел" существенную долю рынка. Маркетплейс предлагает с доставкой "на следующий день" те же товары, которые раньше были только на AliExpress с доставкой за несколько недель.
Кроме того, AliExpress занимал нишу "куплю интересный товар", но в последнее время свободные деньги у населения кончаются, поэтому уже не до ситуативных покупок.
Впрочем, во втором полугодии 2020 падение оборотов кроссбордера было уже меньше, чем в первом.
"В январе-феврале ситуация менее серьёзная, чем в первом полугодии 2020, однако впереди снова новый год", - напоминает эксперт.
Что касается пошлин, на стороне AliExpress консалидация товаров. На китайской стороне Cainiao начал консолидировать посылки. Это значительно уменьшило число посылок в почте и увеличило их вес и стоимость. В России же "дочка" AliExpress вкладывает деньги в логистику.
Глава НАДТ Александр Иванов согласен с тем, что в этом году первые два месяца не стали традиционным "мёртвым сезоном" для ритейла. Коронавирусные ограничения и холодная зима сделали своё дело, рынок рос. Однако эксперт спорит с оценкой АКИТ. Иванов считает, что рост был гораздо более скромный. И влияние вируса тоже преувеличено."Лет 12 назад все наши истошно кричали, что кроссбордер "нас всех убьет". Но все выжили. Теперь, когда отечественные маркетплейсы научились предлагать нормальный сервис, потянулся и местный производитель. На фоне конкуренции с китайцами делают более-менее нормальные по качеству вещи с более-менее приличными конкурентоспособными ценами. Рынок довольно быстро становится "рынком местных производителей", и в этом отношении вирус совершенно ни при чем", - добавляет он."Вернулись к привычному темпу"
"Начиная с весны 2020-го, традиционная торговля начала активно развивать собственные интернет-магазины. Продажи онлайн стали основным, чуть ли не единственным каналом продаж. Высокие темпы развития этого направления и серьезная конкуренция вывели качество пользовательского опыта на новый уровень. Потребители привыкли к удобству сервиса, в итоге мы видим огромную разницу в сравнении с прошлым годом", - говорит генеральный директор логистической компании IML Елена Шутюк.Впрочем, она, как и другие эксперты, склонна считать, что в этом году такого прироста, как был год назад, нет.
"Можно сказать, что рост рынка вернулся к привычному темпу", - говорит она.Так или иначе, у российского eCommerce огромный потенциал. Ежегодно объем рынка электронной коммерции увеличивается на 15-20%. С увеличением количества пунктов выдачи и постаматов, их активным проникновением в регионы, заказы из интернет-магазинов становятся еще доступнее. Вместе с этим, снижаются сроки и стоимость доставки, а пользовательские сервисы, наоборот, становятся удобнее. Сформировавшаяся привычка покупать онлайн и интерес к этому направлению собственников бизнеса поможет сохранить и обогнать заданный темп.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте