АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Игорь Бахарев

Российский рынок eCommerce в январе - феврале 2021 года вырос год-к-году на 44,2% и достиг 431,3 млрд рублей, сообщает  Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). По данным экспертов компании, внутренний рынка онлайн-торговли продолжает устойчиво расти на фоне обострения конкуренции и увеличения качества услуг российских компаний. 

Объем трансграничной торговли продолжает снижаться: в январе 2021 года на 39% (в сравнении с январем 2020 года), в феврале объемы снизились на 30% (в сравнении с февралем 2020 года). Если в начале 2020 года снижение доли кроссбордера в АКИТ связывали с ограничениями, введенными из-за коронавируса, то сейчас можно говорить об устойчивых трендах, которые обусловлены прежде всего укреплением внутреннего рынка и усилением технологий и компетенций российских компаний. Важный драйвер роста - локализация бизнеса зарубежных игроков. Падение в отдельных категориях составило от 30% до 80% (одежда и обувь, электроника и бытовая техника, товары для детей).

"В рамках текущих законодательных инициатив ряд трансграничных игроков начали активную локализацию бизнеса в России. Таким образом, зарубежные компании готовы инвестировать в создание полноценных интернет-магазинов, вкладываться в развитие инфраструктуры, создавать рабочие места. Вклад локализованного трансграничного бизнеса за первые два месяца 2021 года в объем внутреннего рынка России составил более 30 млрд рублей", - сообщили в АКИТ.

В ЕАЭС, напомнили в АКИТ, прорабатывается вопрос о продолжении постепенного выравнивания условий внешней и взаимной электронной торговли путем изменения порогов беспошлинного ввоза товаров из зарубежных интернет-магазинов. В частности, предлагается сообщать информацию о таможенных платежах и налогах сразу на этапе покупки, и обеспечить возможность внесения средств одновременно с оплатой товара на сайте интернет-магазина без необходимости совершать дополнительные действия.

WildBerries "съел" долю рынка

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин подтверждает, что обороты кроссбордера в прошлом году падали больше, чем на 30% год-к-году.

"Это признают все. Китай, фактически, не работал почти два с половиной месяца из-за пандемии и нового года. А в это время российские компании продолжали наращивать обороты", - говорит он.

В частности, WildBerries в России "съел" существенную долю рынка. Маркетплейс предлагает с доставкой "на следующий день" те же товары, которые раньше были только на AliExpress с доставкой за несколько недель.

Кроме того, AliExpress занимал нишу "куплю интересный товар", но в последнее время свободные деньги у населения кончаются, поэтому уже не до ситуативных покупок.

Впрочем, во втором полугодии 2020 падение оборотов кроссбордера было уже меньше, чем в первом.

"В январе-феврале ситуация менее серьёзная, чем в первом полугодии 2020, однако впереди снова новый год", - напоминает эксперт.

Что касается пошлин, на стороне AliExpress консалидация товаров. На китайской стороне Cainiao начал консолидировать посылки. Это значительно уменьшило число посылок в почте и увеличило их вес и стоимость. В России же "дочка" AliExpress вкладывает деньги в логистику.

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с тем, что в этом году первые два месяца не стали традиционным "мёртвым сезоном" для ритейла. Коронавирусные ограничения и холодная зима сделали своё дело, рынок рос. Однако эксперт спорит с оценкой АКИТ. Иванов считает, что рост был гораздо более скромный. И влияние вируса тоже преувеличено.
"Лет 12 назад все наши истошно кричали, что кроссбордер "нас всех убьет". Но все выжили. Теперь, когда отечественные маркетплейсы научились предлагать нормальный сервис, потянулся и местный производитель. На фоне конкуренции с китайцами делают более-менее нормальные по качеству вещи с более-менее приличными конкурентоспособными ценами. Рынок довольно быстро становится "рынком местных производителей", и в этом отношении вирус совершенно ни при чем", - добавляет он.
"Вернулись к привычному темпу"
"Начиная с весны 2020-го, традиционная торговля начала активно развивать собственные интернет-магазины. Продажи онлайн стали основным, чуть ли не единственным каналом продаж. Высокие темпы развития этого направления и серьезная конкуренция вывели качество пользовательского опыта на новый уровень. Потребители привыкли к удобству сервиса, в итоге мы видим огромную разницу в сравнении с прошлым годом", - говорит генеральный директор логистической компании IML Елена Шутюк.
Впрочем, она, как и другие эксперты, склонна считать, что в этом году такого прироста, как был год назад, нет.
"Можно сказать, что рост рынка вернулся к привычному темпу", - говорит она.
Так или иначе, у российского eCommerce огромный потенциал. Ежегодно объем рынка электронной коммерции увеличивается на 15-20%. С увеличением количества пунктов выдачи и постаматов, их активным проникновением в регионы, заказы из интернет-магазинов становятся еще доступнее. Вместе с этим, снижаются сроки и стоимость доставки, а пользовательские сервисы, наоборот, становятся удобнее. Сформировавшаяся привычка покупать онлайн и интерес к этому направлению собственников бизнеса поможет сохранить и обогнать заданный темп.
Материал по теме

Критерии выбора службы доставки

Материал по теме

Что надо продавать в ожидании зимы: аналитика ЮKassa/Lamoda

Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce в 2021 году резко замедлит рост

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries отчитался о рекордном обороте

В 3 квартале 2021 г. оборот (GMV) Wildberries увеличился на 101% до 214,6 млрд руб. год к году (продажи товаров и сервисных услуг, с учетом возвратов), обновив тем самым исторический максимум, который компа...

Критерии выбора службы доставки

Одной из главных проблем для интернет-магазинов является выбор подрядчика, который будет доставлять заказы покупателям. В большинстве случаев продавцы смотрят только на цены разных служб доставки, оставляя б...

Что надо продавать в ожидании зимы: аналитика ЮKassa/Lamoda

В сентябре 2021 года количество онлайн-покупок одежды и обуви по сравнению с сентябрем годом ранее увеличилось на 77%, говорится в совместном отчёте Lamoda и ЮKassa (сервис компании ЮMoney, входит в экосистему ...

Как Amazon заполонил фальшивками рынок Индии: расследование Reuters

Лидерство Amazon на индийском рынке было достигнуто за счет копирования товаров локальных селлеров и продажи аналогов под СТМ по более низкой цене. К такому выводу пришли журналисты Reuters, которые изучили...

"Яндекс.Лавка" пришла в Лондон

"Яндекс" запустил быструю доставку продуктов в Лондоне. Сервис работает под международным брендом Yango Deli. Для ускоренной доставки компания открыла четыре даркстора - локальных мини-склада. В ...

Delivery Club тестирует подписку?

Delivery Club, по всей видимости, тестирует подписку на свои услуги Delivery PRO. Стоимость подписки составит 2000 рублей в месяц, при этом в первый  месяц её оформят бесплатно. Подписчик будет получать бес...