72% российских компаний теряют деньги по причине отсутствия качественных данных - исследование АЭРО и "Матемаркетинг"
Игорь Бахарев
В эпоху цифровой трансформации big data позволяет бизнесу экономить миллиарды рублей, опережать конкурентов и улучшать взаимодействие с клиентами. АЭРО и "Матемаркетинг" провели исследование и выяснили, почему одни компании зарабатывают с помощью данных, а другие нет.
Провайдер e-commerce и data-решений АЭРО совместно с одной из крупнейших аналитических конференций "Матемаркетинг" опросили более 60 e-сommerce директоров, CDO и других топ-менеджеров крупнейших российских компаний из 11 сегментов рынка. Полученные ответы позволили выявить, с какими проблемами сталкивается бизнес при работе с аналитикой и отчетностью, а также сформулировать ключевые тренды в управлении данными.
Так, выяснилось, что 90% респондентов принимают решения на основе аналитических данных, но только 21% может с уверенностью назвать свою компанию data-driven. При этом 72% респондентов признались, что сталкивались с финансовыми потерями, которых можно было бы избежать благодаря качественным данным.
Но и само по себе наличие big data - не панацея. Исследование показало, что собирать и хранить терабайты данных недостаточно, нужно уметь ими управлять. Под "управлением данными" чаще всего предполагают комплексную работу в ряде направлений: архитектура корпоративного хранилища данных (КХД), выстраивание системы data quality, ведение бизнес-глоссариев, внедрение BI-отчетности и др. Стоит отметить, что целенаправленно качеством данных занимаются только 33% опрошенных - при этом недоверие к ним остается одной из наиболее частых проблем (53%).
Еще 53% жаловались на отсутствие сквозной аналитики и несогласованность цифр в разных департаментах. Также из распространенных проблем: недостаточно собираемой информации (37%); данные не всегда доступны по техническим причинам (36%); нет прозрачности в формировании метрик (33%); ограничение доступа из-за внутренней политики безопасности (31%); непонимание, как получить необходимые данные (30%); несвоевременное предоставление информации (27%); случаи утери данных (17%). Лишь 13% опрошенных полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики на их основе.
Единого инструмента для принятия решений в компаниях, как правило, нет: 90% респондентов использует 3 и более инструментов. Чаще всего для работы с данными используют дашборды: у 87% опрошенных они покрывают только верхнеуровневые показатели, а у 60% - также и подробные метрики. Еще 73% работают со стандартными отчетами в Excel, а 70% идут с ad-hoc запросами к своим аналитикам. В некоторых компаниях по-прежнему собирают данные вручную - так ответили 37%.
Создание одного аналитического дашборда или отчета в среднем занимает не более 1 месяца - по оценке 47% респондентов это примерно 1-2 недели, а 30% назвали срок до 4-х недель. При этом в 10% опрошенных компаний на создание нового дашборда уходит больше квартала.
Чаще всего данными внутри компаний занимаются отдельные специалисты - так, у 63% опрошенных есть аналитический департамент, а у 37% присутствует CDO (директор по работе с данными). Однако в большинстве случаев аналитики работают с данными внутри разных отделов - так ответили 73% респондентов. А еще 33% отметили, что вопросы, связанные с аналитикой, решают самостоятельно силами непрофильных менеджеров.
При этом те респонденты, в компаниях которых существует отдельный департамент аналитики, более удовлетворены (53%) количеством аналитических дашбордов и собираемых данных. Согласно исследованию, 67% опрошенных могут найти ответ на большинство своих вопросов с помощью данных, и только 10% получают ответ на все вопросы - в 95% случаев так отвечали компании с "достаточным" числом дашбордов.
Несмотря на то, что практически все опрошенные руководители работают с данными, более чем у половины компаний (55%) нет единой стратегии управления данными. При этом в компаниях, где есть утвержденная data-стратегия, на 35% меньше случаев финансовых потерь по причине некорректных данных или их отсутствия.
"В эпоху высокой конкуренции бренды ищут преимущества, которые позволят им увеличить долю рынка. Сейчас на пике инвестиции в ИИ и ML-алгоритмы, которые, в свою очередь, работают при наличии правильной data-инфраструктуры и надежных данных, - рассказывает Вячеслав Жуков, директор по данным в АЭРО. - Исследование показало, что индустрия начала трезво оценивать свои возможности и относиться к работе с данными более осознанно, хотя раньше компании завышали оценку касаемо уровня своей data-зрелости".
В ближайшие 3-5 лет работа с big data будет набирать обороты и глубже внедряться в бизнес-процессы российских компаний. Так, 59% опрошенных оценили экономический потенциал от работы с данными как "очень высокий" и убеждены, что корректные данные в достаточном объеме при грамотном управлении способны уберечь бизнес от финансовых потерь и улучшить производительность. При чем чаще всего такую оценку давали представители fashion-индустрии (98%), FMCG (86%) и Fintech (75%) - отрасли с самыми массовыми потоками клиентов, а значит и данных.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте