72% российских компаний теряют деньги по причине отсутствия качественных данных - исследование АЭРО и "Матемаркетинг"

Игорь Бахарев

В эпоху цифровой трансформации big data позволяет бизнесу экономить миллиарды рублей, опережать конкурентов и улучшать взаимодействие с клиентами. АЭРО и "Матемаркетинг" провели исследование и выяснили, почему одни компании зарабатывают с помощью данных, а другие нет. 

Провайдер e-commerce и data-решений АЭРО совместно с одной из крупнейших аналитических конференций "Матемаркетинг" опросили более 60 e-сommerce директоров, CDO и других топ-менеджеров крупнейших российских компаний из 11 сегментов рынка. Полученные ответы позволили выявить, с какими проблемами сталкивается бизнес при работе с аналитикой и отчетностью, а также сформулировать ключевые тренды в управлении данными. 

Так, выяснилось, что 90% респондентов принимают решения на основе аналитических данных, но только 21% может с уверенностью назвать свою компанию data-driven. При этом 72% респондентов признались, что сталкивались с финансовыми потерями, которых можно было бы избежать благодаря качественным данным. 

Но и само по себе наличие big data - не панацея. Исследование показало, что собирать и хранить терабайты данных недостаточно, нужно уметь ими управлять. Под "управлением данными" чаще всего предполагают комплексную работу в ряде направлений: архитектура корпоративного хранилища данных (КХД), выстраивание системы data quality, ведение бизнес-глоссариев, внедрение BI-отчетности и др. Стоит отметить, что целенаправленно качеством данных занимаются только 33% опрошенных - при этом недоверие к ним остается одной из наиболее частых проблем (53%). 

Еще 53% жаловались на отсутствие сквозной аналитики и несогласованность цифр в разных департаментах. Также из распространенных проблем: недостаточно собираемой информации (37%); данные не всегда доступны по техническим причинам (36%); нет прозрачности в формировании метрик (33%); ограничение доступа из-за внутренней политики безопасности (31%); непонимание, как получить необходимые данные (30%); несвоевременное предоставление информации (27%); случаи утери данных (17%). Лишь 13% опрошенных полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики на их основе. 

Единого инструмента для принятия решений в компаниях, как правило, нет: 90% респондентов использует 3 и более инструментов. Чаще всего для работы с данными используют дашборды: у 87% опрошенных они покрывают только верхнеуровневые показатели, а у 60% - также и подробные метрики. Еще 73% работают со стандартными отчетами в Excel, а 70% идут с ad-hoc запросами к своим аналитикам. В некоторых компаниях по-прежнему собирают данные вручную - так ответили 37%. 

Создание одного аналитического дашборда или отчета в среднем занимает не более 1 месяца - по оценке 47% респондентов это примерно 1-2 недели, а 30% назвали срок до 4-х недель. При этом в 10% опрошенных компаний на создание нового дашборда уходит больше квартала. 

Чаще всего данными внутри компаний занимаются отдельные специалисты - так, у 63% опрошенных есть аналитический департамент, а у 37% присутствует CDO (директор по работе с данными). Однако в большинстве случаев аналитики работают с данными внутри разных отделов - так ответили 73% респондентов. А еще 33% отметили, что вопросы, связанные с аналитикой, решают самостоятельно силами непрофильных менеджеров. 

При этом те респонденты, в компаниях которых существует отдельный департамент аналитики, более удовлетворены (53%) количеством аналитических дашбордов и собираемых данных. Согласно исследованию, 67% опрошенных могут найти ответ на большинство своих вопросов с помощью данных, и только 10% получают ответ на все вопросы - в 95% случаев так отвечали компании с "достаточным" числом дашбордов. 

Несмотря на то, что практически все опрошенные руководители работают с данными, более чем у половины компаний (55%) нет единой стратегии управления данными. При этом в компаниях, где есть утвержденная data-стратегия, на 35% меньше случаев финансовых потерь по причине некорректных данных или их отсутствия. 

"В эпоху высокой конкуренции бренды ищут преимущества, которые позволят им увеличить долю рынка. Сейчас на пике инвестиции в ИИ и ML-алгоритмы, которые, в свою очередь, работают при наличии правильной data-инфраструктуры и надежных данных, - рассказывает Вячеслав Жуков, директор по данным в АЭРО. - Исследование показало, что индустрия начала трезво оценивать свои возможности и относиться к работе с данными более осознанно, хотя раньше компании завышали оценку касаемо уровня своей data-зрелости". 

В ближайшие 3-5 лет работа с big data будет набирать обороты и глубже внедряться в бизнес-процессы российских компаний. Так, 59% опрошенных оценили экономический потенциал от работы с данными как "очень высокий" и убеждены, что корректные данные в достаточном объеме при грамотном управлении способны уберечь бизнес от финансовых потерь и улучшить производительность. При чем чаще всего такую оценку давали представители fashion-индустрии (98%), FMCG (86%) и Fintech (75%) - отрасли с самыми массовыми потоками клиентов, а значит и данных.

Материал по теме

Как брошенные корзины бьют по онлайн-ритейлу: опыт Британии

Материал по теме

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

Материал по теме

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-платформы B2B становятся ключевым элементом продовольственного ритейла в России

Экономические трудности последних лет стимулировали трансформацию российской торговли, особенно в сегменте продовольственного ритейла. Рост цен на сырье и дефицит кадров, затронувший более 86% компаний в 20...

Как AI-технология от Salist помогает удерживать карточку в топе Wildberries и экономить бюджеты на рекламу

Salist выводит на рынок биддер, в основе которого — новая AI-технология: она автоматизирует настройку рекламных кампаний и управление ставками, помогая удерживать товар в топе и не выходить за рамки бюджета....

Как будет меняться мобильный маркетинг в 2025 году

Эксперты международного агентства мобильного маркетинга Mobisharks прогнозируют в 2025 году перераспределение рекламного бюджета в пользу видеосетей, а также рост OEM-трафика.  В 2025 году на рекламном рынк...

Как брошенные корзины бьют по онлайн-ритейлу: опыт Британии

Британские розничные торговцы в 2024 году упустили £38 млрд потенциальных онлайн-продаж из-за отказа покупателей от оформления заказов. Согласно новому исследованию Retail Economics и GFS, этот показатель в...

eCommerce-стартап обвинили в использовании труда живых людей вместо ИИ

Министерство юстиции США предъявило обвинения основателю и бывшему генеральному директору стартапа Nate Альберту Санигеру, разрабатывавшего приложение для покупок с использованием искусственного интеллекта....

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.