72% российских компаний теряют деньги по причине отсутствия качественных данных - исследование АЭРО и "Матемаркетинг"

Игорь Бахарев

В эпоху цифровой трансформации big data позволяет бизнесу экономить миллиарды рублей, опережать конкурентов и улучшать взаимодействие с клиентами. АЭРО и "Матемаркетинг" провели исследование и выяснили, почему одни компании зарабатывают с помощью данных, а другие нет. 

Провайдер e-commerce и data-решений АЭРО совместно с одной из крупнейших аналитических конференций "Матемаркетинг" опросили более 60 e-сommerce директоров, CDO и других топ-менеджеров крупнейших российских компаний из 11 сегментов рынка. Полученные ответы позволили выявить, с какими проблемами сталкивается бизнес при работе с аналитикой и отчетностью, а также сформулировать ключевые тренды в управлении данными. 

Так, выяснилось, что 90% респондентов принимают решения на основе аналитических данных, но только 21% может с уверенностью назвать свою компанию data-driven. При этом 72% респондентов признались, что сталкивались с финансовыми потерями, которых можно было бы избежать благодаря качественным данным. 

Но и само по себе наличие big data - не панацея. Исследование показало, что собирать и хранить терабайты данных недостаточно, нужно уметь ими управлять. Под "управлением данными" чаще всего предполагают комплексную работу в ряде направлений: архитектура корпоративного хранилища данных (КХД), выстраивание системы data quality, ведение бизнес-глоссариев, внедрение BI-отчетности и др. Стоит отметить, что целенаправленно качеством данных занимаются только 33% опрошенных - при этом недоверие к ним остается одной из наиболее частых проблем (53%). 

Еще 53% жаловались на отсутствие сквозной аналитики и несогласованность цифр в разных департаментах. Также из распространенных проблем: недостаточно собираемой информации (37%); данные не всегда доступны по техническим причинам (36%); нет прозрачности в формировании метрик (33%); ограничение доступа из-за внутренней политики безопасности (31%); непонимание, как получить необходимые данные (30%); несвоевременное предоставление информации (27%); случаи утери данных (17%). Лишь 13% опрошенных полностью удовлетворены объемом и качеством собираемых данных и аналитики на их основе. 

Единого инструмента для принятия решений в компаниях, как правило, нет: 90% респондентов использует 3 и более инструментов. Чаще всего для работы с данными используют дашборды: у 87% опрошенных они покрывают только верхнеуровневые показатели, а у 60% - также и подробные метрики. Еще 73% работают со стандартными отчетами в Excel, а 70% идут с ad-hoc запросами к своим аналитикам. В некоторых компаниях по-прежнему собирают данные вручную - так ответили 37%. 

Создание одного аналитического дашборда или отчета в среднем занимает не более 1 месяца - по оценке 47% респондентов это примерно 1-2 недели, а 30% назвали срок до 4-х недель. При этом в 10% опрошенных компаний на создание нового дашборда уходит больше квартала. 

Чаще всего данными внутри компаний занимаются отдельные специалисты - так, у 63% опрошенных есть аналитический департамент, а у 37% присутствует CDO (директор по работе с данными). Однако в большинстве случаев аналитики работают с данными внутри разных отделов - так ответили 73% респондентов. А еще 33% отметили, что вопросы, связанные с аналитикой, решают самостоятельно силами непрофильных менеджеров. 

При этом те респонденты, в компаниях которых существует отдельный департамент аналитики, более удовлетворены (53%) количеством аналитических дашбордов и собираемых данных. Согласно исследованию, 67% опрошенных могут найти ответ на большинство своих вопросов с помощью данных, и только 10% получают ответ на все вопросы - в 95% случаев так отвечали компании с "достаточным" числом дашбордов. 

Несмотря на то, что практически все опрошенные руководители работают с данными, более чем у половины компаний (55%) нет единой стратегии управления данными. При этом в компаниях, где есть утвержденная data-стратегия, на 35% меньше случаев финансовых потерь по причине некорректных данных или их отсутствия. 

"В эпоху высокой конкуренции бренды ищут преимущества, которые позволят им увеличить долю рынка. Сейчас на пике инвестиции в ИИ и ML-алгоритмы, которые, в свою очередь, работают при наличии правильной data-инфраструктуры и надежных данных, - рассказывает Вячеслав Жуков, директор по данным в АЭРО. - Исследование показало, что индустрия начала трезво оценивать свои возможности и относиться к работе с данными более осознанно, хотя раньше компании завышали оценку касаемо уровня своей data-зрелости". 

В ближайшие 3-5 лет работа с big data будет набирать обороты и глубже внедряться в бизнес-процессы российских компаний. Так, 59% опрошенных оценили экономический потенциал от работы с данными как "очень высокий" и убеждены, что корректные данные в достаточном объеме при грамотном управлении способны уберечь бизнес от финансовых потерь и улучшить производительность. При чем чаще всего такую оценку давали представители fashion-индустрии (98%), FMCG (86%) и Fintech (75%) - отрасли с самыми массовыми потоками клиентов, а значит и данных.

Материал по теме

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Материал по теме

Hoff запустил собственное онлайн-шоу по обустройству дома

Материал по теме

"Лента" усовершенствовала поиск товаров в приложении

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Sunlight продал на миллиард рублей за три дня

Ювелирная сеть Sunlight объявила о впечатляющих результатах ежегодной распродажи "11.11". За три дня акции, с 10 по 12 ноября, было оформлено 115 000 заказов на сумму один миллиард рублей, что на 20% больше...

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Услуга Click & Collect, которая позволяет клиентам заказывать товары онлайн и забирать их в магазинах, стала важной частью современной розничной торговли. По прогнозам, к 2027 году почти 20% всех покупок в с...

Hoff запустил собственное онлайн-шоу по обустройству дома

Сеть Hoff запустила онлайн-шоу "Не просто красиво", где переделывает интерьеры для реальных людей, которых выбрали через открытый конкурс. Интересно, что дизайнеры не только готовят проект, обновляют комнат...

"Лента" усовершенствовала поиск товаров в приложении

Сеть "Лента" проводит масштабные изменения в своём мобильном приложении. Так, на первом этапе команда data science внедрила в поиск и каталог гиперперсонализацию, которая учитывает историю покупок онлайн и ...

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.