В Минпромторге показали "жёлтую карточку" маркетплейсам

Игорь Бахарев

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России провел мониторинг рынка на предмет наличия "проблемных вопросов" во взаимодействии маркетплейсов и продавцов.

Ведомство провело опрос целого ряда профильных организаций и выявило несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются селлеры при размещении товаров на крупных площадках. Минпромторг обратился с письмом (есть в распоряжении E-pepper.ru) к маркетплейсам. В нём просят отчитаться о возможности устранения указанных "проблемных вопросов".

Кому направлено письмо: 

АКИТ, Робо.Маркет, Сбермаркет, Сдэк.Маркет, Ярмарка Мастеров - Livemaster, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, Avito, GlobalRusTrade, Goods, Lamoda, Ozon, Wildberries.

В нескольких маркетплейсах подтвердили E-pepper.ru, что получили письмо. 

В чем обвиняют маркетплейсы:

1. Внесения изменений в договоры со стороны площадки в одностороннем порядке. Такая возможность зачастую заложена в самом договоре.

2. Сложности в расчете комиссий. Зачастую маркетплейсы не предоставляют простые механизмы по расчету таких комиссий. Мало того, сумму комиссии могут изменить в одностороннем порядке даже без уведомления контрагента.

3. Селлеров побуждают проводить акции и снижать цены на продукцию, чтобы оказаться выше в выдаче. При этом, как говорится в письме, качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложений. 

4. В случае отказа от предоставления скидки на товар, этот товар могут снять с продажи или вовсе заблокировать магазин. При этом иногда маркеплейс озвучивает акции в день проведения, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

5. Технически сложная и финансово затратная процедура регистрации личного кабинета, частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж.

6. Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов посылки). Не секрет, что в некоторых маркетплейсах есть, например, минимальный порог веса посылки, в связи с чем возникают курьезы.

7. Высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.

8. Отсутствие возможности проверки и контроля за отчетами о текущих продажах. "Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов", - поясняют в Минпромторге.

9. Плохая клиентская поддержка. Бывают ситуации, когда на запросы не отвечают до трех дней, что осложняет работу с контрагентом. Некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев.

"Несмотря на то, что сотрудничество с маркетплейсами должно способствовать снижению затрат бизнеса на маркетинг, практически для каждого из них предпринимателям необходимо выделять отдельного сотрудника. Работа в личном кабинете отнимает много времени на заполнение большого количества различных карточек на товары, после чего они проходят модерацию, которая часто занимает порядка месяца", - отмечают в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

10. Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар.

11. Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. При этом нет возможности официально установить разный срок доставки товаров до клиента в зависимости от региона. В результате товар не успевает к сроку, а штрафы за это накладывается на поставщика.

12. Проблемы с доставкой крупногабаритных грузов.

13. Низкое качество программного обеспечения. Сервисы крупных маркетплейсов регулярно не справляются с потоками данных (сервисы регулярно «падают»), что затрудняет своевременную обработку данных, рассказывают в Ассоциации компаний розничной торговли.

Кроме того, каждый макркетплейс имеет свой формат и частоту передачи данных по API, что требует дополнительное время на интерпретацию и интеграцию.

"Затруднена синхронизация цен с маркеплейсами, так как по API не передаются цены в остатках, их можно выгрузить только из личного кабинета, что увеличивает время на работу с ними и ручную сверку цен. При этом, не всегда их можно загрузить на сам маркетплейс (может действовать запрет маркетплейса)", - добавляют в ассоциации.

14. Возможность оборота контрафактной несертифицированной продукции.

"Негативным фактором является появление на рынке контрафактной несертифицированной продукции, а также демпинг цены, за счет того, что участники маркетплейсов могут сбывать продукцию без сертификатов и лицензий (за счет чего себестоимость этой продукции ниже)", - говорят в Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования.

15. Проблемы при продажах товаров, требующих маркировки. 

Макетплейсы понимают, что мерчанты от них очень зависимы и часто этим пользуются, устанавливая несправедливые и неравноправные правила игры. Причем меняя эти правила в свою пользу достаточно произвольно, поясняет глава НАДТ Александр Иванов. При этом зачастую даже если договор заключен добровольно, это вовсе не означает, что этот он может быть признан справедливым и честным.

По его словам, государство обязано регулировать справедливость договорных отношений и следить за тем, чтобы на мерчантов не оказывалось давления.

"Однако, как всегда, есть опасность того, что государством будут приняты избыточные меры. Пока что есть шанс (небольшой) что маркетплейсы добровольно договорятся о единых правилах игры, не ущемляющих их клиентов. Материалы Минторга предназначены именно для того, чтобы "привести в разумение" маркетплейсы. Так сказать, такая добрая "желтая карточка", которая даже указывает, над чем именно надо работать, чтобы сгладить противоречия", - видит Иванов позицию Минпромторга.

Материал по теме

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

Материал по теме

В кабмине выступят против закона о маркетплейсах

Материал по теме

Почему опасно делать маркетплейсы единственным источником продаж

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.