Автоматизация бизнес-процессов в eCommerce: делать самим или отдать на аутсорс?

Игорь Бахарев
Что лучше: отдавать решение операционных проблем на аутсорс или решать их своими силами? А может совмещать оба подхода? Аналитик сервиса Synerdocs Алиса Муратова даёт советы, как логичнее всего поступать.

Игроки рынка eCommerce все больше прибегают к услугам аутсорсинга – будь то подбор персонала, внедрение IT-продуктов и их сопровождение, логистика и фулфилмент, разработка сайтов, SMM и проведение рекламных кампаний. Это, по моему мнению, вполне разумное решение. Небольшим организациям невыгодно содержать разных специалистов в своем штате. Другое дело – крупные компании. Сначала они выделяют свои подразделения и департаменты, а после и вовсе переводят их в отдельные юридические лица и покупают услуги у «самих себя». Почему бы и нет, если могут себе позволить?

А если не могут? Приведу пример из сферы IT. Одна крупная eCommerce компания решила полностью избавиться от бумаги в бизнес-процессах, причем как во внутреннем взаимодействии между отделами и сотрудниками, так и при обмене с контрагентами. Как специалист в области электронного документооборота (ЭДО), могу сказать, что это задача двухуровневой сложности.

Автоматизация внутреннего контура документооборота и внешнего реализуется с помощью разных программных решений (порой даже от разных вендоров) и в каждом случае требуется детальная проработка и комплексный подход к внедрению. Это целый проект, над которым работает команда программистов, бизнес-аналитиков, консультантов внедрения и руководитель проекта. Всем понятно, что в штате даже очень крупной eCommerce компании не найдется такого большого числа специалистов по ЭДО. И этот как раз тот случай, когда без аутсорса не обойтись.

Организационная ломка – это хорошо

Переход на новое IT-решение не столько связан с настройкой самой системы (в том числе с модификациями и интеграциями), сколько с организационными изменениями внутри компании. Что я имею в виду?
● Необходимо выделить рабочую группу на стороне вендора и на стороне компании-заказчика, провести анкетирование последней для того, чтобы выяснить, как сейчас построены бизнес-процессы, выделить основные сложности, предложить варианты оптимизации текущего взаимодействия и подготовить итоговые требования к продукту. Также вендору необходимо организовать обучение и написать множество инструкций для непосредственных пользователей, чтобы их работа в системе была удобна.
● Также потребуется провести собрание для сотрудников (а, может, и не одно), чтобы понятным языком донести преимущества работы в новой системе и важность отказа от бумаги.
● И самый главный этап – это опытно-промышленная эксплуатация новой системы (в нашем случае системы ЭДО), во время которой случается непосредственный контакт пользователей с новым IT-продуктом, а на службу технической поддержки рушится шквал вопросов и пожеланий. И если их вовремя не отрабатывать, то сотрудники могут просто-напросто саботировать систему.
То, насколько гладко пройдет опытно-промышленная, напрямую зависит от исполнителей – команды программистов и руководителя проекта со стороны заказчика.
А что если eCommerce компания не отдаст внедрение системы ЭДО на аутсорс? Такой вариант тоже возможен.

Но надо понимать, что переход организации, особенно крупной с множеством отделов, на электронный документооборот – это нетривиальная задача, с которой собственным IT-структурам будет нелегко справиться. И чтобы проект не потерпел фиаско, доверять работу в этой сфере лучше профессионалам, в частности, специалистам вендора. И так практически со всеми продуктами в области информационных технологий.
Материал по теме

"220 вольт" запускает полный аутсорс интернет-торговли для вендоров и поставщиков DIY-товаров

Материал по теме

Какие бизнес-процессы отдают на аутсорсинг в электронной коммерции в России? (Исследование arvato)

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.