Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Игорь Бахарев

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что это позволит защитить пешеходов от недобросовестных курьеров и облегчит процесс получения компенсации за причиненный вред. Однако эксперты и представители бизнеса видят в этом решении ряд проблем.

Согласно новому законопроекту, онлайн-магазины смогут привлекать к работе только тех курьеров, у которых есть договор страхования. Это, по мнению авторов инициативы, позволит гарантировать пострадавшим выплату компенсации. Однако в Минцифры опасаются, что такие нововведения приведут к подорожанию доставки и, соответственно, товаров. В Минпромторге же считают, что уже существующего законодательства достаточно для регулирования подобных ситуаций.

В АКИТ уверяют, что документ в целом носит дискриминационный характер. Если и вводить новую ответственность перед пешеходами, то это нужно делать для всех владельцев средств индивидуальной мобильности, безотносительно их рода занятий, что также абсурдно. Введение обязанности торговле контролировать, чтобы операторы доставки работали лишь с застрахованными курьерами нерационально и невыполнимо. Кроме того, доставка — это логистика, а не розничная деятельность, и страхование такой ответственности не вопрос отношений в торговле.

Руководитель группы по работе с курьерскими службами Flowwow Элина Мугайнутдинова обращает внимание на то, что данная инициатива не предлагает инструментария, который можно было бы применить. Об этом говорит, например, отсутствие конкретики в определении договора страхования гражданской ответственности. Обычно этот термин уточняют по виду страхования, например, договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В законопроекте таких уточнений нет и непонятно, какой именно договор должен применяться. 

"Пояснительная записка к законопроекту указывает на необходимость страхования на случай причинения вреда пешеходам при использовании курьерами средств индивидуальной мобильности. Специального договора, который страховал бы владельцев самокатов, велосипедов с мотором или скутеров, нет. При этом, например, самокаты транспортным средством не являются. Соответственно, действующее законодательство РФ не содержит правового регулирования страхования гражданской ответственности, о котором говорится в тексте проекта.  Введение же нового механизма  законопроектом не предлагается", - добавляет эксперт.

Мугайнутдинову тревожит, что в рамках инициативы компания обязуется взять на себя ответственность за контроль наличия страховки у курьера. Здесь кроется сложность, потому что продавец может не иметь своих курьеров, а использовать услуги сторонних сервисов. В таком случае неясно, как компании контролировать этот момент и кто в итоге будет нести ответственность. Однако, даже если представить, что ответственность ляжет на курьерские службы, результат будет вполне предсказуемый: повышение порога вхождения в профессию курьера, снижение количества специалистов на рынке труда и, как следствие, удорожание стоимости доставки для конечного потребителя.

Между тем, крупные площадки заранее пытаются облегчить жизнь себе и курьерам. Так, Яндекс объявил о масштабном обновлении своего парка электровелосипедов, предназначенных для курьеров сервисов "Еда" и "Лавка". Более 5000 курьеров получат возможность пользоваться усовершенствованными транспортными средствами.

Новая модель электровелосипеда, разработанная с учетом отзывов курьеров, стала более надежной и удобной. Усиленная конструкция, улучшенная амортизация, более вместительный багажник и другие инновации делают процесс доставки еще комфортнее и безопаснее. Особое внимание уделено безопасности: электровелосипед оснащен безопасной батареей, системой контроля скорости и другими защитными элементами.

Яндекс открывает сеть велоцентров для обслуживания и аренды электровелосипедов. Первые точки уже работают в Москве, а до конца года появятся еще в 9 городах России.

Материал по теме

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

Материал по теме

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Материал по теме

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

За первые десять месяцев 2024 года россияне приобрели на маркетплейсах Ozon и Wildberries ноутбуков на общую сумму 10,3 млрд рублей, что на впечатляющие 3,2 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.