Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка

Игорь Бахарев

Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что это позволит защитить пешеходов от недобросовестных курьеров и облегчит процесс получения компенсации за причиненный вред. Однако эксперты и представители бизнеса видят в этом решении ряд проблем.

Согласно новому законопроекту, онлайн-магазины смогут привлекать к работе только тех курьеров, у которых есть договор страхования. Это, по мнению авторов инициативы, позволит гарантировать пострадавшим выплату компенсации. Однако в Минцифры опасаются, что такие нововведения приведут к подорожанию доставки и, соответственно, товаров. В Минпромторге же считают, что уже существующего законодательства достаточно для регулирования подобных ситуаций.

В АКИТ уверяют, что документ в целом носит дискриминационный характер. Если и вводить новую ответственность перед пешеходами, то это нужно делать для всех владельцев средств индивидуальной мобильности, безотносительно их рода занятий, что также абсурдно. Введение обязанности торговле контролировать, чтобы операторы доставки работали лишь с застрахованными курьерами нерационально и невыполнимо. Кроме того, доставка — это логистика, а не розничная деятельность, и страхование такой ответственности не вопрос отношений в торговле.

Руководитель группы по работе с курьерскими службами Flowwow Элина Мугайнутдинова обращает внимание на то, что данная инициатива не предлагает инструментария, который можно было бы применить. Об этом говорит, например, отсутствие конкретики в определении договора страхования гражданской ответственности. Обычно этот термин уточняют по виду страхования, например, договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В законопроекте таких уточнений нет и непонятно, какой именно договор должен применяться. 

"Пояснительная записка к законопроекту указывает на необходимость страхования на случай причинения вреда пешеходам при использовании курьерами средств индивидуальной мобильности. Специального договора, который страховал бы владельцев самокатов, велосипедов с мотором или скутеров, нет. При этом, например, самокаты транспортным средством не являются. Соответственно, действующее законодательство РФ не содержит правового регулирования страхования гражданской ответственности, о котором говорится в тексте проекта.  Введение же нового механизма  законопроектом не предлагается", - добавляет эксперт.

Мугайнутдинову тревожит, что в рамках инициативы компания обязуется взять на себя ответственность за контроль наличия страховки у курьера. Здесь кроется сложность, потому что продавец может не иметь своих курьеров, а использовать услуги сторонних сервисов. В таком случае неясно, как компании контролировать этот момент и кто в итоге будет нести ответственность. Однако, даже если представить, что ответственность ляжет на курьерские службы, результат будет вполне предсказуемый: повышение порога вхождения в профессию курьера, снижение количества специалистов на рынке труда и, как следствие, удорожание стоимости доставки для конечного потребителя.

Между тем, крупные площадки заранее пытаются облегчить жизнь себе и курьерам. Так, Яндекс объявил о масштабном обновлении своего парка электровелосипедов, предназначенных для курьеров сервисов "Еда" и "Лавка". Более 5000 курьеров получат возможность пользоваться усовершенствованными транспортными средствами.

Новая модель электровелосипеда, разработанная с учетом отзывов курьеров, стала более надежной и удобной. Усиленная конструкция, улучшенная амортизация, более вместительный багажник и другие инновации делают процесс доставки еще комфортнее и безопаснее. Особое внимание уделено безопасности: электровелосипед оснащен безопасной батареей, системой контроля скорости и другими защитными элементами.

Яндекс открывает сеть велоцентров для обслуживания и аренды электровелосипедов. Первые точки уже работают в Москве, а до конца года появятся еще в 9 городах России.

Материал по теме

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Материал по теме

Почти половина россиян не готова полностью перейти на онлайн-покупки

Материал по теме

Как россияне относятся к чаевым: аналитика Wildberries

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Технобудущее российского бизнеса 2025: большой форум о технологиях, подходах и стратегиях, которые станут реальностью завтра

17 апреля в Москве на площадке Цифрового делового пространства состоится ежегодный форум "Технобудущее российского бизнеса". ИТ-лидеры заглянут за горизонт событий и обсудят стратегии и приоритетные техноло...

79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой

Покупатели на маркетплейсах чаще ориентируются на отзывы, чем на цену. Согласно исследованию центра "RWB Исследования" (Wildberries & Russ), 79% потребителей проверяют отзывы перед покупкой, тогда как стоим...

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Каждый четвертый россиянин (25%) отправляется за покупками, чтобы поднять настроение. По данным исследования сети магазинов Familia, 62% опрошенных признались, что шопинг приносит им положительные эмоции, а 45%...

Программы лояльности — главный козырь ритейл-приложений

ИТ-компания AWG изучила поведение пользователей мобильных приложений торговых сетей. Оказалось, что большинство респондентов (22%) используют приложения только при необходимости покупок. Еще 21% пользовател...

Британский Lidl привлечет клиентов в магазины с помощью услуги онлайн-резервирования

Британское подразделение Lidl, входящее в розничную группу Schwarz, начинает тестирование нового сервиса Click, Reserve & Collect, который позволит клиентам заранее резервировать товары через приложение Lid...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.