Законопроект об обязательном страховании курьеров: первая реакция рынка
Игорь Бахарев
Госдума готовится рассмотреть законопроект, обязывающий курьеров, особенно тех, кто использует электросамокаты и велосипеды с моторами, страховать свою гражданскую ответственность. Инициаторы уверены, что это позволит защитить пешеходов от недобросовестных курьеров и облегчит процесс получения компенсации за причиненный вред. Однако эксперты и представители бизнеса видят в этом решении ряд проблем.
Согласно новому законопроекту, онлайн-магазины смогут привлекать к работе только тех курьеров, у которых есть договор страхования. Это, по мнению авторов инициативы, позволит гарантировать пострадавшим выплату компенсации. Однако в Минцифры опасаются, что такие нововведения приведут к подорожанию доставки и, соответственно, товаров. В Минпромторге же считают, что уже существующего законодательства достаточно для регулирования подобных ситуаций.
В АКИТ уверяют, что документ в целом носит дискриминационный характер. Если и вводить новую ответственность перед пешеходами, то это нужно делать для всех владельцев средств индивидуальной мобильности, безотносительно их рода занятий, что также абсурдно. Введение обязанности торговле контролировать, чтобы операторы доставки работали лишь с застрахованными курьерами нерационально и невыполнимо. Кроме того, доставка — это логистика, а не розничная деятельность, и страхование такой ответственности не вопрос отношений в торговле.
Руководитель группы по работе с курьерскими службами Flowwow Элина Мугайнутдинова обращает внимание на то, что данная инициатива не предлагает инструментария, который можно было бы применить. Об этом говорит, например, отсутствие конкретики в определении договора страхования гражданской ответственности. Обычно этот термин уточняют по виду страхования, например, договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В законопроекте таких уточнений нет и непонятно, какой именно договор должен применяться.
Мугайнутдинову тревожит, что в рамках инициативы компания обязуется взять на себя ответственность за контроль наличия страховки у курьера. Здесь кроется сложность, потому что продавец может не иметь своих курьеров, а использовать услуги сторонних сервисов. В таком случае неясно, как компании контролировать этот момент и кто в итоге будет нести ответственность. Однако, даже если представить, что ответственность ляжет на курьерские службы, результат будет вполне предсказуемый: повышение порога вхождения в профессию курьера, снижение количества специалистов на рынке труда и, как следствие, удорожание стоимости доставки для конечного потребителя."Пояснительная записка к законопроекту указывает на необходимость страхования на случай причинения вреда пешеходам при использовании курьерами средств индивидуальной мобильности. Специального договора, который страховал бы владельцев самокатов, велосипедов с мотором или скутеров, нет. При этом, например, самокаты транспортным средством не являются. Соответственно, действующее законодательство РФ не содержит правового регулирования страхования гражданской ответственности, о котором говорится в тексте проекта. Введение же нового механизма законопроектом не предлагается", - добавляет эксперт.
Между тем, крупные площадки заранее пытаются облегчить жизнь себе и курьерам. Так, Яндекс объявил о масштабном обновлении своего парка электровелосипедов, предназначенных для курьеров сервисов "Еда" и "Лавка". Более 5000 курьеров получат возможность пользоваться усовершенствованными транспортными средствами.
Новая модель электровелосипеда, разработанная с учетом отзывов курьеров, стала более надежной и удобной. Усиленная конструкция, улучшенная амортизация, более вместительный багажник и другие инновации делают процесс доставки еще комфортнее и безопаснее. Особое внимание уделено безопасности: электровелосипед оснащен безопасной батареей, системой контроля скорости и другими защитными элементами.
Яндекс открывает сеть велоцентров для обслуживания и аренды электровелосипедов. Первые точки уже работают в Москве, а до конца года появятся еще в 9 городах России.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте