Кризис непродовольственного ритейла: покупатели уходят в онлайн и банки

Игорь Бахарев

Массовый переход россиян к сберегательной модели потребления, обострение конкуренции на рынке и активность онлайн-платформ создают серьезные проблемы для непродовольственного ритейла, особенно в категории fashion. По прогнозам вице-президента Союза торгцентров России (СТЦ) Алексея Блюмкина, около 50% крупнейших сетей могут завершить текущий год с убытками, причем для многих компаний их размер увеличится в разы.

Так, по его оценке, юрлицо сети Hoff может получить убыток в 1,3 млрд руб. против прибыли в 191 млн руб. в 2024 году. ООО "Остин" может завершить год с убытком в 458 млн руб. (в 2024-м прибыль составила 2,6 млрд руб.). Чистая прибыль сети Familia может сократиться с 1,9 млрд руб. до 11 млн руб. Сеть Kari может получить чистый убыток в 6,4 млрд руб. против 329 млн руб. годом ранее. Убыток "Спортмастера" может вырасти с 1,5 млрд до 12,2 млрд руб., сети "Твое" — с 372 млн до 1,4 млрд руб., "Подружки" — с 678 млн до 1,7 млрд руб.

"Сценарий выглядит вполне реалистичным, учитывая провальные результаты первого квартала", — отмечает Надежда Цветкова, руководитель отдела аренды торговых площадей CORE.XP. По ее словам, многие ритейлеры уже зафиксировали снижение продаж на 30–35% в начале года.

Данные "Платформы ОФД" подтверждают негативную динамику: число покупок одежды и обуви в январе–марте сократилось на 12% в годовом сравнении. При этом средний чек вырос лишь на 3%, до 3,4 тыс. руб., что значительно ниже уровня инфляции (10,3% в марте по данным Росстата).

"Рынок переживает период адаптации, что неизбежно вызывает временные финансовые сложности", — комментирует Владимир Чернусь, руководитель направлений торговой недвижимости IBC Real Estate.

Гендиректор "Подружки" Станислав Мелингер не согласен с пессимистичными прогнозами для своей сети, но признает: "Конъюнктура для многих ритейлеров в этом году действительно сложнее, чем в прошлом".

"Люди массово переводят средства в сбережения, отказываясь от спонтанных покупок", — объясняет Зульфия Шиляева из CMWP. На 1 апреля 2025 года объем банковских вкладов граждан достиг 57,9 трлн руб. Дополнительным фактором стал бум онлайн-торговли, который в 2024 году вырос на 37%, до 11,3 трлн руб.

Финансовые трудности ритейлеров могут ударить по владельцам торговых центров. "Сети будут либо добиваться снижения арендных ставок, либо закрывать убыточные точки", — прогнозирует Блюмкин. Доля вакантных площадей в московских ТЦ уже выросла до 7,4%, и тенденция может усилиться.

Аналитик, издатель и главный редактор аналитического медиа о модном бизнесе Fashion Buzz Ольга Штейнберг считает, что падение спроса связано сразу с множеством факторов. Она вспоминает недавнее заявление CEO Lamoda Максима Гришакова о том, что конкуренты Lamoda сейчас – это банки. Люди всё чаще выбирают сохранение средств в банке вместо покупок товаров не первой необходимости. Индекс потребительской уверенности тоже, кстати, рекордно низкий на данный момент. При этом российские банки зафиксировали резкий рост неплатежей по кредитам.

"Логика кризисов обычно такова, что нижний ценовой сегмент в таких условиях обычно растёт, средний сокращается или замирает. Так мы видим постоянный рост, например, Familia на протяжении последних 10 лет. Однако сегодня, возможно, мы столкнёмся с другой тенденцией: маркетплейсы предлагают покупателям из эконом-сегмента гораздо более выгодные условия и предложения. И, скорее всего, именно по этой причине даже топовым игрокам здесь, особенно традиционным с более активным офлайном, будет сложнее сохранять прежние позиции", - говорит Штейнберг.

По её словам, в целом в офлайне трафик ТЦ падает не драматично, но перераспределяется. Люди всё чаще предпочитают там есть и развлекаться, но меньше покупают. А тем временем у селлерах на маркетплейсах продажи растут, особенно в эконом-сегменте.

Есть и ещё одна пока «темная лошадка», но которая вполне вероятно может в какой-то момент повлиять на наш рынок. В связи с тарифами Трампа есть вероятность, что в момент, когда в Китае произойдёт затоваривание, в Россию хлынут товары по более низким ценам, что также представляет угрозу многим индустриям, в том числе и fashion.

"Как мы отмечали в отчёте Fashion Buzz «Состояние индустрии моды в России 2024–2025» , рынок fashion в 2024 году достиг точки перенасыщения. На данный момент это так называемый «алый океан» — высокая конкуренция как между российскими брендами, так и с участием международных игроков, которых на рынке всё ещё достаточно много", - рассказывает Штейнберг.

Из-за высокой конкуренции и ранее реализованных стратегий экспансии брендов в 2023–2024 годах, 2025 год станет годом оптимизации, считает эксперт. Это связано как с тем, что компании анализируют эффективность продаж в новых точках и каналах сбыта, так и с общим падением спроса на одежду на фоне неблагоприятной внешней экономической ситуации и геополитических факторов.

Материал по теме

Лучшие команды и кейсы в торговой сфере. Результаты Workspace Digital Awards-2025

Материал по теме

Больше четверти людей оставляют положительные отзывы на маркетплейсе в помощь другим

Материал по теме

По дороге омниканальности: как гибридные покупки меняют онлайн-бизнес

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Маркировка товаров в 2025 году: что важно знать продавцу на маркетплейсах

В 2025 году правила работы на маркетплейсах снова поменялись. С 1 марта обязательной маркировке подлежат 12 новых категорий товаров, включая нижнее белье, халаты, детскую одежду, пижамы и аксессуары, такие к...

Лучшие команды и кейсы в торговой сфере. Результаты Workspace Digital Awards-2025

Сегодня на сайте Workspace Digital Awards, премии, в рамках которой оцениваются лучшие диджитал-кейсы, официально был опубликован общий медальный зачет. Среди лидеров различных срезов оказались как к...

Больше четверти людей оставляют положительные отзывы на маркетплейсе в помощь другим

Компания BRANDFREE собрала рекордный миллион отзывов всего на одной карточке за три года на маркетплейсе и проанализировала, какие отзывы оставляют люди и по какой причине.  По данным опроса 1425 рос...

По дороге омниканальности: как гибридные покупки меняют онлайн-бизнес

Исследователи холдинга "Ромир" уверяют, что российские потребители окончательно перешли на гибридную модель покупок, сочетая онлайн и офлайн. 84% семей уже используют оба канала, и лишь 15,7% остаются исклю...

Wildberries подключил СДЭК

Wildberries интегрировал сервис доставки СДЭК в модели продаж "Витрина" и "Витрина экспресс" (DBS - доставка силами продавца). Это позволит продавцам отправлять товары покупателям через собственную логистик...

Как продавцы на маркетплейсах оценивают потенциал внешней рекламы: аналитика

Больше половины продавцов на маркетплейсах (57%) используют внешнюю рекламу для продвижения своих магазинов. Этот инструмент особенно популярен среди представителей среднего и крупного бизнеса — им пользуют...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.