Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)

Игорь Бахарев

Дизайнер Андрей Якушев написал решил купить себе кроссовки на сайте Wildberries. Не получилось. Тогда он заказал их в другом магазине, а по результатам своих мытарств написал забавную колонку, в котором разобрал многочисленные недостатки самого крупного интернет-магазина России. Читайте!  

 

Wildberries - номер 1 eCommerce-проект в России с почти ~110 000 заказов в день (Lamoda, следующий в рейтинге магазин одежды, имеет в 10 раз меньше). Сам работая в eCommerce не раз продавал дизайн решения, мол вон, у Wildberries так, можно делать, работает! И дальше особо не вглядывался. Номер один -  авторитет.

На днях решил купить себе кофту с замком и спортивные кроссовки. То что визуально сайт выглядит не ухоженно, списывал на доступность интерфейса для всех групп населения и сложность изменения в больших проектах, плюс радикальные изменения дизайна могут прибивать конверсию на какое то время. Но нет. После попытки воспользоваться их интерфейсом понял, что все гораздо хуже и глубже. Систематически плохо везде. И единственное простое объяснение которое я вижу, что интерфейсных дизайнеров к интерфейсу у них не подпускают. Итак, оценка интерфейса https://wildberries.ru/ методом здравого смысла.

Информационная архитектура

Главная страница с телефона

Хотим купить кроссовки. Мужские. Нам подходят разделы мужчинам и обувь. Но иконка у обуви - женская. Давайте попробуем раздел «Мужчинам». И так, мужчинам - фильтры - … А там пусто. Нету сортировки по типу? И куда тут? Где найти мужскую обувь?

Окей, нужно было идти в обувь. Идем в обувь, но и там нет кроссовок, пытаемся это отфильтровать и … нельзя. Что делать? Куда идти? Где мне найти мои кроссовки?

Правильный ответ - идти в гамбургер. Но все же вы знаете проблемы гамбургера? Но все что было в гамбургере, останется в гамбургере (на мобилках в него просто не кликают, рекомендуется выносить все важное из него на видное место). Иконку гамбурга люди не понимают и делать его основным кейсом навигации - странно. О том как решить проблему навигации можно посмотреть на сайте ламоды. (вообще решение любой нижеописанной проблемы, вы можете посмотреть на сайте Lamoda, они красавчики в плане интерфейса)

Регистрация

 

Что мы знаем про формы?

  • Каждый новый инпут в форме увеличивает процент отказов на странице. Чем меньше инпутов, тем лучше.
  • Формы в одну колонку заполняются проще, чем в две (Но если форма умеренных размеров, то для экономии места норм)
  • Спрашивать только обязательные поля. Звездочку обязательных полей можно не ставить и просто все не обязательные поля выпиливать.

Как можно увидеть, ничего из этого в Wildberries не используется, ко всему этому: 

  • Валидация только на русский язык в имени (отсекаем всех экспатов)
  • Перемещение по форме табами сначала идет слева направо, а на пароле сверху вниз
  • Регистрация через социалки не влезла в первый экран и находится под основной формой. Я всегда был уверен что это приоритетный вариант, т.к. мы получаем больше информации о пользователе, которую можно использовать в маркетинговых целях и пользователю не нужно заполнять тысячу форм. Но нет, пользователь Wildberries должен страдать.

 

Подтверждение номера телефона. Вводим номер, нажимаем кнопку отправить и ждем: 

  • Текст успешной отправки выглядит как ошибка
  • Видно что люди не дожидаются смс и хотят еще, поэтому дописали текст про задержку (шрифтом на два пункта меньше).

Можно было просто написать что код отправлен и смс придет в течении 5 минут подождите. Таймер на худой конец поставить. Ну в общем можно придумать тысячу более лучших решений и текстов.

В моем случае, смс ни пришло совсем, а следующее отправить мне не удалось. Решил повторить на следующий день и примерно через 12 часов я все еще видел сообщение, что исчерпал смс-сообщения. Такой день. Зарегистрироваться мне так и не получилось. Вопрос где выбирать: на Lamoda или Wildberries решился сам по себе.

 

Инпут выбора даты рождения, конечно же, сделан по всем канонам плохого календаря для выбора даты рождения. Конечно же, не дает возможности ввести в него свою дату рождения по маске. Нужно кликнуть в календарь, потом нужно кликать в год и месяц и выбирать все из выпадающего списка. В общем все плохо в каждой детали.

 

Умные Defaults

Слева - дефолтный вью фильтра размер в разделе «Мужская обувь» (не "детская", "юношеская" и т.д., а мужская). 

Первыми в мужской обуви идут, конечно же, размеры 20–30. Окей. Ищем мой 42. Он почему-то идет не по порядку. Ну как так?

Далее можно открыть фильтр с составом и увидеть там 100 разных свойств, в которых ни один человек не сориентируется.

Да, просто так у них забито в базе и они это вываливают на вас, а вы сами разберетесь. (Расскажу по секрету, множество одинаковых для юзера свойств можно объединять в одно на фронте и упрощать жизнь людям).


 

Продуктовые фото

 

Угадайте где вайлдберес, а где ламода? Ну вы поняли. Фото важны. Фото - ключевой фактор по которому выбирают одежду. (Подскажу: первый - Wildberries, второй - Lamoda)

Обратная связь

 

На секунду может показаться, что сайт выглядит так, потому что оптимизирован под быстроту загрузки и для доступности в на любом интернете. Но нет. Ограничиваем скорость интернета. Пытаемся купить, ничего не происходит, переходим в корзину, получаем несколько одинаковых товаров, потому что в момент тупки судорожно нажимали в кнопку, думая что она не работает.

Закон Фиттса

 

«Чем дольше или точнее выполняется движение, тем больше коррекции необходимо для его выполнения, и для этой коррекции требуется время» В общем в небольшую цель, окруженную врагами сложнее попасть, чем в одну большую, стоящую одиноко. (Нужно больше времени и когнитивных усилий).

Доскролив каталог вниз, логичным действием является следующая страница. Здесь за это отвечает маленькая стрелочка, в которую реально нужно прицеливаться.

Черные паттерны

  

Видите эти три точки в мобильной корзине? Нажав на них, мы увидим выбор из единственного пункта «Удалить». Логично же показать его сразу в корзине? Совпадение? С одной стороны не думаю, а с другой видя все раздолбайство интерфейса сайта, вполне может быть. Отвечу Аланом Купером:

 

Don’t be a jerk, guys!

Теория близости

"Лето 18" - это к первому или ко второму скриншоту? А какая впрочем уже разница. А еще обратите внимание на переключение сетки каталога. Там отображается не следующий тип сетки, который включится, а текущий. Великий рандом.

Все подряд

    

Смотрим на иконку шаринга слева, потом на иконку шаринга по центру и на кнопку «показать все» там же, а далее обратите внимание на падниги у сердечка справа (первый и последний скриншоты)

Корзина

Как вы думаете, что значит иконка «обновить» в корзине? Правильно, изменение размера товара, а не пересчет корзины, как вы могли подумать!

 

 

   Страница доставки

Давайте проверим доставку по своему адресу. Слева прекрасный автосаджест адреса, в котором нет ховеров и отступов. Далее если мы выбрали Москву, то единственная улица - Без улицы. А выбрав улицу без улицы, получаем пустой список «Дом, строение» и следовательно ошибку валидации формы и не можем ничего найти. 

Это честно так работает. Это Москва!

Мобильное приложение

Заметил, что у них есть мобильное приложение, подумал может там дизайнеры оторвались и сделали все хорошо? Но увидев на странице аппстора этот отзыв, поленился ставить

 

Да ты ничего не понимаешь

 -  Дизайнеры как понарисуют, а у нас воронка просаживается!

 -  У них там все на метриках и все четенько оттестированно, ты ничего не понимаешь!

 -  Это стиль такой, ближе к народу, обычным людям это нравится и выглядит дешевле, ты ничего не понимаешь, он продает!

 -  Они номер один в рунете, а ты кто такой? И вообще не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале!

Почему все так плохо?

Думаю объяснение самое простое: сайт был создан сто лет назад, ребята удачно вложились в ассортимент, маркетинг, дистрибуцию, это выстрелило. Профит, в айти можно не вкладываться. В общем более высокоуровневые потребности побеждают дизайн(сорян дизайнеры). Люди будут страдать, но выбирать из n-раз большего каталога и бесплатной доставки в любую точку России. Ну и кажется дизайном рулит маркетинг, а не здравый смысл. Честно сказать мне жалко дизайнера кто там работает. Вроде бы работаешь в компании номер один на рынке, видишь тысячи косяков на сайте, а сделать ничего не можешь (БЕГN).

А где хорошо?

Два первых места в мировом топе вполне достойны по интерфейсам (и, кстати, оба на реакте):

1. http://www.zalando.com/

2. http://www.asos.com/

Ну и в рунете https://www.lamoda.ru/ которая занимает справедливое второе место в екомерсе одежды рунета с отлично проработанным интерфейсом и очень грамотным маркетингом (реально догоняют очень грамотным таргетингом меня по всему интернету и я даже ведусь!)
Материал по теме

Состояние Татьяны Бакальчук сократилось почти вдвое

Материал по теме

Wildberries и Russ создают новый бренд и логотип

Материал по теме

4 способа внешнего продвижения на Wildberries: как они работают, плюсы и минусы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.