Финансирование оборотного капитала селлеров: новые решения и новые вызовы

Игорь Бахарев

Основные игроки рынка электронной торговли - это селлеры, которые продают товары на маркетплейсах. Они формируют новую нишу для бизнеса и требуют персонализированных решений, удовлетворяющих их потребности. О том, что необходимо учитывать финансовым организациям при финансировании селлеров, рассказывают Виктор Вернов и Евгений Родионов, основатели финтех-платформы ROWI. 

С января по декабрь 2023 года количество селлеров, продающих товары на маркетплейсах, выросло на 35%. По данным Wildberries, сегодня на маркетплейсе зарегистрировано 1,3 млн селлеров, из которых более 400 тыс. активно ведут свой бизнес. Количество продавцов на "МегаМаркете" в 2023 году показало прирост на 95% по сравнению с осенью прошлого года, на "Яндекс Маркете" - на 73%, на Wildberries - на 22%. 

Тренд на импортозамещение оказал сильное влияние на рост ecommerce сегмента. Отечественные бренды стали активнее развиваться и замещать привычные товары, ввоз которых запретили или приостановили зарубежные компании. Сильнее всего это затронуло сегменты одежды, бытовой химии, аксессуаров. Второй фактор роста ecommerce - параллельный импорт, который чаще применяется в таких сегментах как электроника или одежда. Значительную часть этой продукции в России теперь продают на маркетплейсах. 

За последний год произошел массовый переход классического ритейла в ecommerce. Гипермаркеты переходят в онлайн и закрывают крупные офлайн-точки. Главное преимущество торговли на e-comm площадках - возможность самостоятельно управлять ценообразованием. В федеральной сети это сделать невозможно. Недавно федеральный ритейлер "Магнит" выкупил крупный маркетплейс "Kazan Express". Объединение таких компаний может стать успешным благодаря наличию технологического ядра и собственных точек выдачи. Классический ритейл продолжит заходить на рынок электронной коммерции в том числе через подобные интеграции. 

Селлеры и финансирование 

Благодаря кратному росту количества селлеров, продающих товары на маркетплейсах, образовалась новая категория клиентов, которой необходимо постоянное финансирование. Селлеры - нетипичные клиенты для банков: это новый и пока еще не до конца понятный сегмент со своими специфическими особенностями ведения бизнеса и проблемами. На сегодняшний день, 90% селлеров - это индивидуальные предприниматели с небольшой финансовой историей, крупным банкам сложно анализировать риски работы с ними. 

Основной фактор при принятии решения о финансировании для банков - это финансовая отчетность и баланс бизнеса. Как правило, банки смотрят на финансовые показатели бизнеса за прошлый год, в то время как некоторые селлеры могли начать свою деятельность на маркетплейсах всего лишь несколько месяцев назад, при этом уже показывая отличные результаты. Оценить реальное финансовое состояние селлера помогают качественные открытые данные, которые предоставляет сам маркетплейс: например, "звезды" товаров, рейтинги продавцов, количество покупок и возвратов, отзывы и др. Благодаря автоматизированному скорингу, быстро обрабатывающему все эти данные, можно оценивать бизнес селлера более чем по тысяче параметров и оперативно принимать решение о финансировании. 

Для финансовых организаций удовлетворение потребностей селлеров означает новые возможности, разработку и адаптацию сервисов и услуг. Маржинальность по меркам корпоративных клиентов в ecommerce составляет около 300% в год. Одним из набирающих популярность решений для селлеров становится безлимитный факторинг, выросший из классического факторинга. Он позволяет селлеру быстро получить дополнительное финансирование для пополнения оборотных средств, подготовки к активному сезону и в целом для масштабирования бизнеса. 

Работа с ecom: новые вызовы 

В ближайшие годы мы увидим кратный рост потребности селлеров в финансировании. За год e-comm рынок может вырасти более чем в два раза и продолжит рекордный рост еще несколько лет. На этом рынке будут присутствовать как крупные банки, так и маркетплейсы со своими собственными финансовыми услугами. 

Серьезный вызов, с которым столкнутся все участники рынка - это борьба за клиента. Конкуренция развернется не только вокруг стоимости привлечения клиента, но и вокруг борьбы за технологии. Снижение затрат позволит работать с меньшими чеками и расширять клиентские сегменты. На рынке смогут устоять компании, которые предоставляют решения быстрее и качественнее, чем другие игроки.

Материал по теме

Запрос общества на развитие маркетплейсов: аналитика

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Почти три четверти россиян сталкивались с некачественными товарами на маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Жители малых городов стали в 4 раза чаще делать покупки на Ozon

В 2023 году оборот Ozon в городах с населением менее 10 тысяч человек вырос в 4,3 раза по сравнению с 2022 годом. В среднем годовой оборот Ozon по стране в прошлом году вырос в 2,1 раза. Число заказов в гор...

Как цифровизация логистики помогает отрасли интернет-торговли

В 2024 году цифровизация процессов стала не просто трендом, а насущной необходимостью для бизнеса любого масштаба. Особенно ярко это проявляется в сфере логистики, где автоматизация бизнес-процессов позволяе...

Как люди заказывают продукты: аналитика Kokoc Group

16% россиян заказывают продукты или готовую еду на дом ежедневно. Такие данные получили эксперты группы компаний Kokoc Group, которые провели опрос россиян в возрасте от 18 лет. Опрос проводился среди росси...

Автоваз займётся онлайн-продажей подержанных авто

Автоваз и Авто Финанс Банк запустили программу Restart для продажи сертифицированных автомобилей с пробегом онлайн. На сайте restart.auto можно выбрать себе автомобили Lada с пробегом.  Restart предс...

АШАН Ритейл Россия нарастил долю онлайн продаж до 9,5%

По итогам 1 полугодия 2024 доля онлайн-продаж в общем товарообороте АШАН Ритейл Россия достигла 9,5% (+1,5 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2023). Количество онлайн заказов увеличилось на 5%. Прогрес...

Яндекс Маркет представил систему планирования поставок по регионам для продавцов

У продавцов Яндекс Маркета в личном кабинете появилась новая система онлайн-планирования доставки товаров на региональные склады сервиса. Теперь они могут отправить сразу несколько партий с помощью одной зая...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.