Эксперты рассказали о проблеме детского онлайн-шопоголизма
Игорь Бахарев
Треть российских семей столкнулась с проблемой детского онлайн-шопоголизма, свидетельствуют данные аналитического центра A2:Research. В 36% семей, где дети имеют доступ к интернету, родители фиксируют как минимум один заказ, сделанный ребенком, каждый месяц. При этом лишь 15,4% опрошенных считают, что их дети совершают покупки слишком часто.
Величина проблемы
Большинство детей в России делают свои первые заказы в возрасте от 7 до 12 лет. Об этом заявили 68,4% родителей. Еще 31,6% отметили, что дети впервые начинают заказывать товары онлайн в возрасте от 13 до 15 лет. 27,2% респондентов обеспокоены, что увлечение интернет-покупками может перерасти в серьезную проблему. Дополнительно 20% опрошенных считают, что скидки и маркетинговые активности маркетплейсов играют роль в формировании детского шопоголизма.
62,2% родителей признались, что дети совершают необдуманные траты. При этом 28,8% из них сообщили, что спонтанными являются половина всех детских заказов. У 27,6% респондентов примерно треть покупок детей совершается без предварительного плана, а у 5,7% спонтанными оказываются абсолютно все заказы.
Частота онлайн-покупок среди детей варьируется. В 36% семей дети совершают заказы ежемесячно, а в 20% случаев – каждую неделю или чаще. В то же время 44% родителей отмечают, что их дети покупают товары реже одного раза в месяц. Наиболее популярными каналами для заказов остаются маркетплейсы, которые выбирают дети в 39,8% семей. Реже упоминаются социальные сети (27%), цифровые доски объявлений (20%) и интернет-магазины брендов (13%).
Средний размер заказа также варьируется. У 52% детей на один заказ уходит от 500 до 1 тыс. рублей. В 24,6% семей сумма превышает 1 тыс. рублей и достигает 5 тыс., тогда как в 23% семей средние траты составляют менее 500 рублей.
Что покупают
Наибольшим спросом среди детей пользуются товары для хобби и творчества – их выбирают в 45,2% случаев. На втором месте находятся цифровые товары, включая игры, подписки и сертификаты, которые отметили 38,3% родителей. Далее идут одежда и обувь (29,5%), а также игрушки (24,8%).
Родители выразили недовольство рядом категорий товаров, которые заказывают дети. Так, 23% респондентов не одобряют покупку игрушек, не соответствующих возрасту, 22% критически относятся к приобретению подписок и сертификатов, 19% – к заказу сладостей и снеков, а 18% – к играм для ПК и игровых приставок.
Как родители решают проблему
Большинство родителей, а именно 95,7%, контролируют расходы своих детей на интернет-шопинг. Из них 33% предпочитают выдавать деньги под конкретные заказы, 19% привязывают карту ребенка к своей, а еще 19% ограничивают доступ к отдельным категориям товаров. Около 11% респондентов устанавливают лимиты на сумму или количество покупок.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте