"Черная пятница" продолжила терять клиентов
Игорь Бахарев
Традиционная распродажа "Черная пятница" продолжает терять свою привлекательность для российских покупателей. Согласно данным различных исследований, число покупок в ключевые дни акции сократилось на 5-6% по сравнению с прошлым годом. Основной причиной снижения интереса является растягивание периода распродаж. Многие ритейлеры начали предлагать скидки еще в октябре, что привело к снижению ажиотажа в пиковые дни. Покупатели, опасаясь повышения цен из-за инфляции, предпочитают делать покупки заранее. Наиболее заметное падение спроса наблюдается в категориях одежды, обуви, косметики и электроники.
Согласно данным компании "Платформа ОФД", число покупок в 50 популярных категориях непродовольственных товаров с 29 ноября по 1 декабря снизилось на 6% год к году. Аналитики Life Pay отметили, что общее количество транзакций в категориях fashion, электроника и косметика уменьшилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Тенденция снижения активности покупателей подтверждается и показателями посещаемости торговых центров. По данным Focus Technologies, Mall Index, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м, за указанные выходные упал на 4% по сравнению с прошлым годом. В Санкт-Петербурге снижение составило 6%, в Москве - 1%. Руководитель направления исследований и консалтинга компании Михаил Васильев отмечает, что рост трафика в период акции становится менее заметным уже несколько лет.
Продажи техники и электроники за три дня акции также продемонстрировали спад. Оператор фискальных данных "Такском" сообщает, что было продано 79,9 тыс. единиц товаров, что на 11,3% меньше, чем в 2022 году. Однако средняя стоимость покупки выросла на 25,4%, достигнув 11,4 тыс. рублей.
Несмотря на общий спад, некоторые ритейлеры зафиксировали рост выручки. По словам Елены Конториной, руководителя розничного маркетинга "Ситилинк", выручка компании в дни распродажи увеличилась на 22%. В "М.Видео-Эльдорадо" также отметили позитивное влияние акции на продажи. Гендиректор "Всёсмарт" Александр Буйневич сообщил, что средний чек вырос на 30%: покупатели отдавали предпочтение более дорогим товарам.
Среди fashion-товаров средний чек в "Черную пятницу" составил 3,9 тыс. рублей, что на 4% меньше, чем годом ранее. Тем не менее, спрос на мебель и товары для дома вырос. Количество покупок в этой категории увеличилось на 2%, а средний чек - на 10%, достигнув 18,1 тыс. рублей. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс утверждает, что "Черная пятница" больше не вызывает прежнего ажиотажа. Целенаправленно участвуют в акции лишь 10% покупателей, в то время как более половины не придают ей значения.
Длительный период распродаж негативно сказывается на интересе к ключевым дням акции. По данным "Чек Индекса", тематические скидки часто стартуют еще в октябре. Это приводит к тому, что многие покупатели совершают покупки заранее. В этом году активности покупателей способствовали также колебания курса валют. Гендиректор Life Pay Ашот Григорян отмечает, что в условиях инфляции потребители стараются закупаться впрок.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте