Таможня ввела цензуру на посылки?

Игорь Бахарев
На российской таможне, по всей видимости, начали вскрывать посылки без уведомления владельцев. Как сообщают сразу несколько британских СМИ, пограничники не пропустили в страну календари с фотографиями полуобнаженных спортсменов.

Цензуре подверглись посылки, в которых лежали календари проекта Warwick Rowers. На них сфотографированы полуобнаженные гребцы университетской команды при Уорикском университете, чьи тела на фото прикрыты лишь веслами и шелковыми накидками. Прибыль от продажи календарей с гребцами идет на защиту прав ЛГБТ-движения. Этот проект существует в Англии уже 8 лет.

Создатели календаря утверждают, что посылки с ними вернулись отправителю из-за якобы нарушения закона о “gay propaganda” (так они описывают "Закон о пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних").

Проблемы с написанием адреса получателя или другие ошибки исключены: посылки точно прошли британскую таможню и без проблем были доставлены в Россию.

Примечательно, что в Россию не пустили лишь те бандероли, которые были заказаны в интернет-магазине на мужские имена. Женщины получили свои календари.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы по Центральному федеральному округу Русской службе Би-би-си сказали, что в их подразделении не располагают информацией о возврате посылок с календарями. Все посылки проходят рентген, однако в случае с календарями можно было увидеть бумагу, сами изображения рассмотреть невозможно.

Если авторы проекта правы, и календари вернулись отправителю, то это означает, что ФТС вскрывают посылки на границе.

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин напоминает, что, в соответствии со статьей 315 Таможенного кодекса Таможенного союза, сотрудники таможни имеют право осматривать посылки с применением технических средств (чаще всего это рентгеновский аппарат и аппарат по проверке радиоактивности). Работники таможни могут провести осмотр/досмотр посылок, если у них возникают "достаточные основания полагать, что в указанных почтовых отправлениях содержатся товары, запрещенные или ограниченные к ввозу на таможенную территорию РФ". 

Как говорит юрист, в нашу страну нельзя отправлять посылками опасные отходы, специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, алкоголь, наркотики, табак и курительные смеси, оружие, контрафактные товары, культурные ценности, озоноразрушающие предметы и ювелирные изделия. Если в посылке задекларирован товар, который запрещен к перевозке, то её вернут отправителю. 

Так или иначе, вскрытие посылки должно происходить в присутствии двух понятых. Если подозрения инспектора не подтверждаются, то отправление запаковывается, используя специальный "таможенный" скотч, а с внешней стороны к нему прикрепляется Акт проведения таможенного досмотра, заверенный участниками процесса. О том, что вернувшиеся посылки были перевязаны таким скотчем, отправители не заявляют. 

Пока непонятно, были ли посылки действительно возвращены из-за несоответствия закону о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений", а не по каким-то другим причинам. 

Мы попросили юриста правозащитного центра "Мемориал" Татьяну Глушкову хотя бы примерно попытаться объяснить, что произошло.

Дело в том, что календари теоретически могут подпадать под ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Там указано, что информационная продукция - это, в том числе, "предназначенные для оборота на территории РФ СМИ и печатная продукция...". При этом, согласно этом закону, сведения "пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения" относится к "информации, запрещенной для распространения среди детей". Соответственно, на таких календарях должен стоять знак "18+".
Однако, признаёт Глушкова, в этом случае неизбежно возникают два вопроса. 1. Кто и как определяет, что конкретная информация (в нашем случае изображение) является "пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения"? 2. Почему таможенники решили, что календари, находящиеся в посылках, предназначены для оборота на территории РФ, а не для личного пользования?
Теоретический ответ на первый вопрос - с помощью экспертов, аккредитованных властями России. В данном случае, по идее, должна была иметь место экспертиза по инициативе органов государственной власти.
"Была ли она произведена в действительности, или чиновники "на глазок" определили, что в календарях имеется "пропаганда", я, естественно, сказать не могу", - говорит Глушкова. И уж совсем непонятно, насколько квалифицированными были проводившие ее эксперты (а у правозащитников есть серьёзные вопросы к квалификации привлекаемых государством экспертов) и насколько обоснованы их выводы.
Второй вопрос вообще остается без ответа. Курьезность ситуации заключается в том, что в РФ для того, чтобы счесть что-то подпадающим под определение "пропаганды", не нужно, чтобы какой-нибудь ребенок реально это увидел или хотя бы с разумной степенью вероятности мог увидеть. Достаточно того, чтобы теоретически такая вероятность существовала.

"Календарь, купленный в единственном экземпляре, может быть сочтен пропагандой, потому что его теоретически может увидеть какой-нибудь ребенок. При этом почему-то считается, что после нанесения знака "18+" тот или иной предмет магическим образом становится невидимым детям и уж тем более не может вызвать у них дополнительного интереса", - изумляется Глушкова.

Интересно, что вскоре после отправки посылок назад сервера основателей проекта Warwick Rowers подверглись DDOS-атаке, и была прослежена ее связь с IP-адресами в России.
Материал по теме

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

Материал по теме

Россияне высказались против снижения беспошлинного порога трансграничной торговли

Материал по теме

Власти обсуждают снижение лимита беспошлинных покупок в зарубежных интернет-магазинах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.