Суд подтвердил право покупателей подарочных сертификатов на возврат денег

Игорь Бахарев
Московский городской суд подтвердил решение Лефортовского суда столицы о том, что продавцы подарочных сертификатов должны возвращать деньги их владельцам.

Истцом по данному заявлению выступил покупатель мебели Буланов. По его словам, он 10 февраля 2019 года купил у ООО "Фаворит плюс" подарочный сертификат на 75 тыс. рублей. Этот сертификат позволял приобрести товары в интернет-магазине компании. Однако вскоре выяснилось, что в каталоге онлайн-площадки просто не было нужных товаров.

Когда 21 февраля он попытался вернуть товар, в компании ему отказали, сославшись на собственные "Правила оборота подарочных сертификатов". Согласно этим "правилам", сертификат возврату и обмену не подлежит и является "подтверждением обязанности продавца принять этот документ к оплате за товары в сумме, равной номиналу".

В "Фаворит плюс" утверждают, что при покупке сертификата потребитель согласился с публичной офертой, то есть принял условия, на которых этот подарочный сертификат реализуется и используется.

Суд решил, что подарочный сертификат - это товар, к которому можно применять нормы закона "О защите прав потребителей". В частности, ч. 4 ст. 26.1, согласно которой при дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

Таким образом, Лефортовский суд взыскал в пользу Буланова более 120 тыс. руб., включая штраф и компенсацию морального вреда. Мосгорсуд подтвердил это решение. Впрочем, на данный момент мотивировочная часть апелляционного определения Мосгорсуда ещё не опубликована.

Старший юрист адвокатского бюро "Халимон и Партнеры" Игорь Ершов, рассказывает, что Лефортовский суд основывал своё решение на следующих тезисах:
  • физическое лицо, приобретшее подарочный сертификат – это потребитель, следовательно, к отношениям между физическим лицом, приобретшим подарочный сертификат, и лицом, реализовавшим сертификат, подлежит применению законодательство о защите прав потребителей;
  • при дистанционном способе продажи товаров потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней (ст.26.1 Закона о защите прав потребителей);
  • подарочный сертификат не определяет конкретный товар, он определяет право потребителя приобрести предлагаемый продавцом к продаже товар в течение срока действия сертификата;
  • условие о запрете на возврат и обмен сертификата ущемляет права потребителей, следовательно, недействительно.
В итоге, суд пришел к выводу, что отказ вернуть денежные средства в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи в будущем не правомерен.

Как напоминает Ершов, фактически Лефортовский суд признал, хотя буквально и не отметил, что приобретение подарочного сертификата – это аванс будущей оплаты товара, а аванс не может быть удержан.
"В целом, Решение суда первой инстанции законно и принято в русле актуальной судебной практики по данным спорам. Однако не совсем очевидна необходимость аргументировать право потребителя на возврат денежных средств ссылкой на дистанционный способ продажи", - добавляет юрист.
По его словам, необходимо исходить из того, что подарочный сертификат – это аванс и подтверждение прав на покупку товара в будущем, а граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
"Приобретение подарочного сертификата не означает, что приобретшее его лицо обязано реализовать сертификат и купить с его помощью, например, диван, как в рассматриваемом случае, или иной товар. Сертификат – это возможность, право купить что-то, но не обязанность. Что касается условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, то данные условия следует признать недействительными, поскольку они ущемляют права потребителя", - говорит Ершов.
Указанная позиция находит отражение в судебной практике судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе в практике Верховного Суда РФ.
Юрист обращает внимание, что за включение условий правил выдачи, продажи подарочных сертификатов, карт, запрещающих возврат, обмен, Роспотребнадзор привлекает юридические лица к административной ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522).
Это решение принципиально ничего не изменит, но несколько ускорит развитие рынка, считает Александра Фудала из Digift. У покупателей будет меньше сомнений при покупке, так как карту можно вернуть. 

Материал по теме

Власти ограничат рассрочку

Материал по теме

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Материал по теме

Маркетплейсы объединились против инфраструктурного платежа

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Новый законопроект об НДС защитит российских продавцов на маркетплейсах?

В Госдуме рассматривают законопроект о введении налога на НДС на товары из Евразийского экономического союза, которые продаются на электронных торговых площадках. Аккаунт-менеджер сервиса аналитики маркетпле...

"Максмарт" проводит экспансию в регионы

B2B-маркетплейс "Максмарт", специализирующийся на быстрых закупках, расширяет свою логистическую сеть. В апреле 2024 года компания открыла два новых фулфилмент-центра в Мурманске и Перми. Новые распр...

Автодилеры России создадут онлайн-платформу для торговли машинами

Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) до конца 2024 года планирует запустить онлайн-платформу "Платформа РоАД b2b" для торговли автомобилями между дилерами. Как сообщил "Ведомостям" президент РоАД, пред...

Яндекс запустил доставку автошин и дисков за 1–2 часа

На Яндекс Маркете, в Деливери и Еде теперь можно заказать с экспресс-доставкой автотовары - шины и диски. Их привезут за 1-2 часа и поднимут до двери на нужный этаж. Для запуска новой услуги сервисы электро...

Wildberries меняет процесс покупок из-за рубежа

Wildberries сообщает о тестировании нового процесса покупок товаров из-за рубежа. Для оформления заказа из Китая или Узбекистана покупателям необходимо будет пройти верификацию через портал "Госуслуги". ...

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Одно из фундаментальных понятий современного маркетинга - жизненный цикл товара, включающий следующие этапы: разработка, выведение на рынок, рост продаж, пик, спад и уход с рынка. Одна из главных задач м...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.