Возврат в законе: как и почему ритейл хочет поменять правила онлайн-торговли

Игорь Бахарев

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась к директору департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никите Кузнецову с предложением уточнить критерии возврата товаров в новых правилах онлайн-торговли, в частности дать потребителю возможность по соглашению с продавцом возвращать товары надлежащего качества с утраченным товарным видом.

Что предлагают в АКИТ

Предлагается установить, что возврат товаров надлежащего качества возможен лишь в случае, если сохранены товарный вид (нет признаков употребления, сохранены пломбы и ярлыки изготовителя) и потребительские свойства товара, а также если товар может быть реализован продавцом другим потребителям без уценки. В ином случае "продавец вправе принять у потребителя данный товар с условием его уценки соразмерно снижению его рыночной стоимости".

Возвраты онлайн-покупок - серьёзная проблема для любого интернет-магазина. Особенно она обострилась в последние годы. Например, как отмечают эксперты, покупатели всё чаще заказывают одежду для того, чтобы примерить её, сделать селфи или пойти на приём, а потом вернуть в магазин. Результаты исследования Barclaycard показывают, что половина товаров в сегменте "одежда и обувь", купленных в интернет‐магазинах Великобритании, возвращается обратно. Эксперты утверждают, что некоторые "влиятельные лица" с помощью таких хитростей делают себе карьеру, заказывая дорогую одежду и через некоторое время отправляя ее обратно. 

По оценке российских экспертов, доля частичного выкупа в сегменте fashion доходит до 60%. 

События 2020 года многократно ускорили темпы развития интернет-торговли. И хотя во время карантина число возвратов снизилось, так как клиенты не всегда могли выйти из дома, эксперты уверены, что вала возвратной логистики не избежать. 

На этом фоне интернет-ритейлеры просят уравнять правила торговли смартфонами, косметикой, нижнем бельем и сложной бытовой техникой в интернете с требованиями, предъявляемыми к продажам данными товарами в офлайне. В частности, они предлагают запретить россиянам возвращать в течение семи дней качественные товары в этих категориях. 

Что думают логисты

Эксперты логистических компаний, в целом, согласны, что такой подход закономерен. Безусловно, различные способы торговли предполагают отличные друг от друга правила и процессы. Но принципы должны быть примерно одинаковыми, дабы избежать разночтений.

Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк отмечает, что в сложившейся ситуации интернет-магазины несут весомые риски, если покупатель вправе вернуть товар надлежащего качества. Например, вскрытие упаковки или включение сложной техники может означать потерю гарантии. Эти же правила касаются и нижнего белья, парфюмерии и подобных товаров - вскрытие заводской упаковки будет означать прямой убыток для ритейлера.

С ней соглашается и заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко: "Оказывая услуги фулфилмента различным компаниям в Европе, России и в странах СНГ мы замечаем, что процент возврата товаров, приобретенных в интернет-магазинах, увеличивается с каждым годом. Если фирменная упаковка товара была вскрыта, то сперва необходимо убедиться, что именно этот товар был отправлен клиенту. Если это косметика, то надо удостовериться, что ей не пользовались и она в безупречном состоянии; если это одежда или нижнее бельё, то в связи с новыми правилами, возникшими в связи с распространением COVID-19, данный товар должен быть дезинфицирован и переупакован; если это смартфон или сложная бытовая техника, то она подлежит диагностике - необходимо проверить, включалось ли устройство, в случае, если оно было в употреблении, с него удаляют все данные для дальнейшей продажи".

Эксперт добавил, что стоимость возврата зависит от требований заказчика и количества услуг, за которые платит собственник интернет-магазина логистическому провайдеру. Данные процессы строго регламентированы с заказчиками, а стоимость складывается в зависимости от интенсивности проверок: от 100 и более 1000 рублей за 1 единицу.

Так, 100 рублей будет стоить осмотр товара и проверка его артикула. 1000 рублей (на примере телефона) - вскрытие упаковки, проверка его артикула, комплектации (кабель, сетевая часть, телефонное устройство, инструкция и т. д.), выявление дефектов, наличие защитной пленки, а также составление отчета в случае отсутствия чего-либо. Затем по требованию заказчика может происходить замена проводов или инструкции, а также обработка мобильного устройства от следов пользования и нанесение новой защитной пленки. После этого необходимо включить прибор, загрузить его и провести проверку исходя из требований заказчика: если батарея села, зарядить устройство, затем необходимо проверить, пользовались ли устройством (наличие фотографий, звонков и т.д.). Если есть хоть какие-то признаки использования, их необходимо зафиксировать и выслать отчёт, на основании которого будет происходить разбирательство с клиентом, который вернул данное устройства. Последний этап - вернуть заводские настройки.

Заместитель генерального директора BMJ-logistics считает, что надо четко разделять категории товаров, которые возвращают. Есть импульсивные покупки - когда клиент заказал себе что-то на выходных, а к моменту получения товара передумал и возвращает его обратно без повреждения оригинальной упаковки. Процесс возврата подобных товаров прост, так как их можно вернуть на склад, а владелец онлайн-магазина увидит данную единицу уже через день у себя в системе и сможет снова ее реализовать.

"Игроки рынка электронной коммерции уделяют особое внимание показателю возвратов. Как минимум стоимость доставки уходит в издержки, а в случае с регионами цена может увеличиться на 50%. Это не считая расходов при вскрытой упаковке. Из-за этого многие ритейлеры ограничивают возможность частичных отказов при вручении или вводят платную доставку в случае возврата в течение 14 дней", - добавляет Шутюк.

Мотивация уравнять правила стационарной торговли с продажами через интернет, отмечает генеральный директор IML, отличается в различных категориях товаров, но в целом не должна восприниматься как "ужесточение". Это актуальная проблема, которая должна быть решена.

Что ещё предлагает АКИТ 

В письме Никите Кузнецову предлагается ещё ряд дополнений к проекту правил дистанционной торговли:

  • Потребителю должны быть доступны любые способы оформления заказа, в том числе смс, push-уведомления, электронная почта;

  • Потребитель, даже при дистанционной покупке, должен иметь возможность заранее ознакомиться с товаром;

  • Процедура получения заказа должна быть максимально простой, в частности, следует отменить необходимость предъявления квитанции, распечатки и других документов, удостоверяющих покупку;

  • Потребитель должен оплачивать повторную доставку, если встреча с курьером не произошла по вине покупателя.

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.