От подписки до чат-ботов: за какими трендами 2020 года надо следить на практике

Игорь Бахарев
Накануне нового года вышло так много отчетов и исследований о тенденциях в сфере электронной коммерции, что на их чтение понадобятся десятки часов. Менеджер по маркетингу и PR Retail Rocket Виктор Зырянов составил список 7 актуальных трендов, которые будут развиваться в 2020 году. Как и в прошлом году, туда попали самые важные и интересные тенденции, которые стоит взять на вооружение.

Немного статистики

В 2019 году глобальный рынок электронной коммерции, по подсчетам eMarketer, вырос на 4,5%, превысив по объему продаж 25 трлн долларов. Безусловным лидером остается Китай: по разным оценкам, объем B2C онлайн-торговли в этой стране составляет от 738 млрд долларов (данные Data Insight) до 1,935 трлн. долларов (eMarketer). На втором месте США, показатели которых вызывают меньше разногласий: от 542 млрд долларов (оценка Data Insight) до 586,92 млрд. долларов (eMarketer). Россию с объемом продаж в 30 млрд долларов аналитики единодушно относят к одному из самых быстрорастущих рынков.

Залог успеха электронной коммерции — в технологиях. Год за годом отраслевые эксперты писали о росте мобильной коммерции. Рассказывали о принципах омниканальности. Подчеркивали важность автоматизации процессов. Сегодня эти тренды превратились в повседневность, стали неотъемлемой частью сферы ecommerce. Что же можно назвать трендами в 2020 году?

Персонализация

Умение подстроиться под личность каждого покупателя становится все более востребованным. И если раньше речь шла в основном о внедрении персонального подхода, то в этом году большинство маркетологов фокусируются на более тонких настройках технологий персонализации. Согласно исследованию SearchNode, улучшить персонализацию хотят 76% компаний.

Чтобы получить правильное представление о каждом клиенте, необходимо иметь как можно больше информации о нем из разных источников. Однако просто обладать этими данными недостаточно. Важно уметь донести правильное послание каждому покупателю: предложить нужный товар в нужное время самым удобным способом.

Даже такие общие, на первый взгляд, категории, как популярные товары, нуждаются в персонализации. Так, интернет-магазин Clever-media сумел более чем на 30% увеличить выручку главной страницы, внедрив механику «Персонализированные хиты продаж» в блоке рекомендаций.

Динамическое ценообразование

Сколько ни изучали поведение покупателей в интернете, а одним из главных факторов мотивации большинства из них при выборе магазина была и остается цена товара. Завысить ее — значит отпугнуть клиентов, занизить — остаться без прибыли самому. В 2020 году никого уже не удивить динамическим ценообразованием, основанном на ценах конкурентов и рыночном спросе. А вот учитывать вдобавок персональные данные клиента и опыт его покупок научились пока не все.

Какому покупателю и на какой товар следует предложить скидку? Обладатель какой модели ноутбука не склонен мелочиться? Эти знания могут значительно повлиять на средний чек самых продвинутых продавцов уже в этом году.

В качестве яркого примера компании с ценообразованием на основе множества факторов можно привести Uber. Заметили, как часто в сервисе меняется цена на поездки? Все потому, что на нее влияют и ваша геолокация, и геолокация ближайших такси, и спрос на них, и число доступных водителей. Факторы меняются в реальном времени, вместе с ними изменяется и цена.

Поиск по сайту

Казалось бы, что делает среди трендов 2020 года такая очевидная и обязательная вещь, как поисковая страница? Причина кроется в том, насколько сильнее стали ценить каждого посетителя интернет-магазины. И насколько требовательнее они теперь к собственному сервису.

Пользователь, который ищет товар на сайте, уже нацелен на покупку. Его нельзя упускать. Поисковый алгоритм обязан учитывать не только опечатки и синонимы, но и данные о покупателе. В случае отсутствия на сайте искомого товара посетитель должен получить то, что будет подходить именно ему.

Внедрение поисковых рекомендаций Retail Rocket на странице поиска интернет-магазина AllTime.ru наглядно демонстрирует, как можно влиять на ключевые показатели. Увеличение конверсии на 17,3% в сочетании с приростом среднего чека на 13,2% дало прогнозируемый рост выручки на 32,7%.

Магазины сближаются с маркетплейсами

Исследование показало, что 21% европейских онлайн-магазинов уже являются маркетплейсами, а 6% планируют стать таковыми в 2020 году. Переход интернет-продавцов на сторонние маркетплейсы также продолжится. Объяснять этот тренд можно по-разному. Успокаивающая версия гласит, что интернет-магазины перестают видеть в маркетплейсах конкурентов и вступают с ними в «симбиоз». Альтернативное мнение предупреждает о том, что крупные игроки могут диктовать свои условия и принимать невыгодные для мелких торговцев решения в спорных ситуациях. Правда может быть на любой стороне, а может и где-то посредине. Все зависит от конкретного случая.

Российские лидеры рынка Wildberries, «Беру», Ozon и Goods, работающие по модели маркетплейса, показывают уверенный рост. Спустя год после запуска оборот «Беру» превысил 2 млрд рублей в месяц. В то же время в Ozon связывают с развитием маркетплейса самые высокие — почти двукратные — темпы роста продаж за последние 15 лет.

Открывают свои сайты для сторонних продавцов и крупные ритейлеры. В минувшем году среди таковых можно отметить магазин «Дочки-сыночки», поставивший амбициозную цель стать маркетплейсом №1 в своей нише.

Модель подписки

По данным McKinsey, последние пять лет рынок онлайн-продаж по подписке рос более чем на 100% в год. Особенно успешно эту бизнес-модель используют при торговле товарами повседневного спроса, едой, косметикой, кормами для домашних животных, музыкой и видеоиграми. Неудивительно, ведь каким бы ни был легким процесс заказа на сайте, покупателю всегда проще оформить его один раз. Продавцу эта модель не менее выгодна: появляется возможность планировать запасы и логистику на месяцы вперед.

Согласно исследованию Nielsen, покупать по подписке готовы 43% российских потребителей. Кстати, персонализация затронула и этот тренд: из всех типов подписки (пополнение, курирование и доступ) курирование наиболее популярно именно в силу возможности получать персонализированный подход.

Подобную модель использует fashion интернет-магазин Stitch Fix. На основе данных о покупателях компания предлагает им не просто одежду, а услуги персонального стилиста, доставляя с заданной периодичностью коробку с товарами. При этом клиенты платят только за доставку и те предметы, которые хотят оставить себе. Разумеется, когда кто-то получает товар в руки, он с меньшей вероятностью возвращает его обратно.

Чат-боты

Оперативно ответить на вопросы покупателя — значит удержать его и направить в нужном направлении. Сначала боты вытеснили живых онлайн-консультантов из текстовых чатов, теперь они готовятся одержать окончательную победу над call-центрами. И обязательно одержат — это вопрос времени: умнеющие не по дням, а по часам Siri от Apple, Alexa от Amazon и Алиса от “Яндекса” не дадут соврать.

Пока же статистика такова: в 2019 году 67% интернет-пользователей использовали чат-ботов, а 35% покупали с их помощью товары. К 2025 году рынок чат-ботов, по прогнозу Grand View Research, достигнет 1,25 млрд. долларов, а в ближайшие два года 47% компаний будут использовать ботов для обслуживания клиентов.

Пример эффективного использования чат-ботов демонстрирует Pizza Hut. Покупка пиццы нередко бывает импульсивной, поэтому заказ легко оформляется через чат-бота в мессенджере Facebook или Twitter. Бот не только ответит на часто задаваемые вопросы и расскажет о последних акциях, но и запомнит предпочтения клиента, чтобы в следующий раз принять заказ с еще большей простотой.

Продажи через соцсети

Ну и разве можно не упомянуть среди трендов соцсети, на глазах превращающиеся в полноценные торговые платформы? Facebook, Pinterest и “ВКонтакте” в ответ на запросы бизнеса вовсю внедряют сервисы, позволяющие покупать и продавать, не покидая соцсеть. В 2019 году такая функция появилась и в Instagram, более 80% пользователей которого признаются, что соцсеть помогает им принимать решения о покупке и узнавать о новинках.

Если говорить о прямых продажах пока рано, то отношение к продающему контенту вполне можно оценить. Пользователи Instagram гораздо лояльнее относятся к рекламе товаров, чем в Facebook: 68% регулярно вовлекаются в коммуникации с брендом против 32%.

Отдельно стоит обратить внимание на значение видеоконтента в соцсетях. Успех постов с видеороликами и стримами называют одним из главных трендов электронной коммерции в 2020 году. Высокая степень удержания аудитории и приоритет в выдаче со стороны самих соцсетей делают продающие видео одним из главных способов привлечь покупателей.

Этот тренд вовсю использует крупный американский продавец товаров для ремонта Lowe’s. В своих коротких видео компания доходчиво объясняет, как при помощи купленных у нее инструментов потребитель может улучшить внешний вид своего дома.

Заключение

Высококонкурентный рынок электронной коммерции беспрерывно эволюционирует. Тот, кто сумеет прочувствовать изменения, взять на вооружение самые прогрессивные технологии и предложить лучший опыт покупок, имеет шансы “взлететь высоко”.

Параллельно меняются сами покупатели: на сцену выходит новое поколение, запросы которого отличаются от запросов предшественников. Можно ли угодить всем одновременно? Наверное, да, но для этого нужно очень сильно постараться. Желаем всем онлайн-продавцам в 2020 году шагать в ногу с прогрессом и в честной борьбе завоевывать новых покупателей.

Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.