Как писать ТЗ для сайта и полезные онлайн-сервисы для начинающих

Игорь Бахарев

Когда мы встречаемся с задачей построения сайта, важным этапом становится составление технического задания (ТЗ). Но что такое тех. задание, как его готовить, как бы так написать, чтобы не оказаться полным лохом в глазах разработчика? Вот об этом немного и расскажу.

В первую очередь надо со всей серьезностью отнестись к ТЗ. Особенно, если работаете с фрилансерами. Вся фишка ТЗ в том, что чем подробнее и понятнее вы опишите каждую хотелку, тем проще разработчику оценить трудоемкость проекта. В ТЗ надо писать максимум информации: подчеркивание ссылок, вид выпадающих меню, что происходит с элементами сайта при наведении на них мышкой, как реагирует меню на тачскрин мобильного браузера, что поля должны сохранять значения, что пункты навигации должны быть такими-то и такими-то. Надо писать вообще все. Но как же не упустить все фишки и нюансы, ведь если пропустить что-то, разработчик потом просто скажет: «Это дополнительная работа, в ТЗ не описанная.» И он будет прав. Есть решение, которым я часто пользуюсь. Оно называется — визуализация.

Предположим, что мы ничего не знаем про сайтостроение, но в голове есть какая-то картинка, есть список сайтов, которые нам нравятся, какими-то фишками мы и сами восторгаемся. Остается рисовать.

Для своих задача я использую офлайн версию Balsamiq, в которой можно рисовать как полностью внешний вид сайта и интерфейса, так и логические блок-схемы. Все наработки сохраняю в текстовый окумент, чтобы потом можно было импортировать обратно. Зачем так сложно? Просто жадничаю платить за полную версию.

Почему важно рисовать такие штуки про свой сайт?

Это все для наглядности. В процессе рисования мы можем придумать какую-то фишку для своего сайта, додумать функционал, найти ошибку в своих рассуждениях, предложить некие вопросы разработчику по вполне конкретным хотелкам.

Мы ничего не умеем, рисуем грубые формы, обсуждаем их, и понимаем сложность предстоящей работы.

Более того, мы получаем инструкцию не только для разработчика, но и для дизайнера. Мы говорим, что функционал у нас будет вот таким, хотим дизайн в таких-то цветах, с такими-то фишками в графическом исполнении. И дизайнеру становится проще работать, ведь все продумано, надо сделать красиво.

Какой должна быть последовательность действий?

  1. Рисуем все уникальные страницы сайта сами;
  2. Пишем в текстовом документе описания каждой страницы;
  3. Если какие-то элементы сложные, пронумеровываем их и описываем их отдельно;
  4. Согласовываем с разработчиками каждый пункт;
  5. Если мы хотим еще и адаптивный дизайн, значит для каждого разрешения экрана надо рисовать все страницы;
    1. Тут надо помнить, что каждый вариант дизайна на каждое разрешение — это умножение стоимости верстки на число разрешений, ибо это отдельная работа;
  6. Если с разработчиками никаких вопросов не осталось, всем все понятно, ждем от них оценку трудоемкости, этапность работ и сроки;
  7. Не забываем прописывать и «санкции» по просрочке сроков по вине одной из сторон. Если вы что-то недодумали или не приняли нужное решение — идет протяжка сроков, разработчик переключается на другие задачи, дедлайны срываются. Если разработчик тупит, тут уже договаривайтесь, вариантов много;
  8. Если дизайнер не работает с разработчиком, готовое ТЗ отдаем дизайнеру и все обсуждаем с ним;
    1. В этом случае обязательно надо передать дизайнеру требования разработчика к файлу .PSD с дизайнами страниц, это важное требование, которое может стать камнем преткновения в разработке;
    2. Дизайнер должен понимать, сколько экранов ему надо отрисовать. Визуализация помогает, но всякие хотелки с отображением содержимого может потребовать дополнительных экранов, это нормально. Стоимость работы изайнера вполне честно может складываться из числа отрисованных страниц;
  9. Когда все будет нарисовано, файлы понравятся разработчику, можно расплачиваться с дизайнером окончательно;
  10. А как контролировать разработку сайта с разработчиком — расскажу в другой раз;
  11. А как должна выглядеть блок-схема действий пользователя в вашем интерфейсе — расскажу еще раньше, без нее вообще никак.

Всем начинающим, да и опытным онлайн комерсантам тоже, будет полезно посмотреть эту ссылочку: 12 онлайн сервисов для создания прототипов

Материал по теме

Итог дня обучения контекстной рекламе в AdWords

Материал по теме

Покупка интернет-магазина: проблемы и решения

Материал по теме

О лучших работниках

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Zara и Uniqlo стали самыми популярными брендами одежды при трансграничных заказах: аналитика

Сервис по выкупу и доставке товаров из-за рубежа известных брендов CDEK.Shopping провел исследование и выяснил предпочтения россиян в шопинге за первый квартал 2024 года. Традиционно россияне предпочитают з...

Как российские e-com бренды работают с большими данными в 2024 году — исследование АЭРО и Universe Ecom Convention

В рамках Международного Форума Universe Ecom Convention 2024 совместно с разработчиком eCommerce- и data-решений АЭРО представят результаты собственного исследования по использованию data-driven подхода в р...

Маркетинговая зрелость eGrocery площадок: аналитика Easy Commerce

Агентство Easy Commerce провело исследование маркетинговой зрелости крупнейших eGrocery площадок. В рамках Easy Commerce Placement Ranker (EPR) команда проанализировала 11 платформ, где представлены товары ...

Продажи дизайнерской мебели переместились на маркетплейсы

За первый квартал 2024 года спрос на товары из категории "мебель" на Мегамаркете увеличился практически втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В апреле ассортимент категории стал разнообра...

М.Видео-Эльдорадо начала продавать восстановленную технику онлайн

Группа М.Видео-Эльдорадо объявляет о запуске онлайн-продаж восстановленной техники. Покупатели могут приобрести восстановленные устройства Apple, смартфоны Samsung, ноутбуки на ОС Windows от Huawei, Asus, H...

Власти Казахстана рассказали о планах по развитию eCommerce

Казахстанская электронная торговля растет быстрыми темпами, говорит министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. В 2022 году ее доля в общем объеме розничного товарооборота страны составила 12,5%, или 2 т...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.