Как избавиться от бардака и наладить систему хранения на небольшом складе с экспресс-доставкой

Игорь Бахарев

Распространенная проблема, с которой сталкиваются начинающие участники рынка складской логистики, - беспорядок на складе и несистемный подхода к управлению складскими и логистическими процессами, что ведет к срыву сроков доставки, репутационным и финансовым потерям. Как организовать стабильную работу на складе с небольшой площадью, расскажет гендиректиор внутригородской службы доставки и сети мини-складов "Даркстор у дома" (резидент “Сколково”)  Кирилл Чеканов. 

Первый шаг - оптимизация хранения

Важно не допускать ситуаций, при которых грузчики просто распихивают товары на любые свободные места. У каждого типа продукции должно быть свое место.

Система размещения должна быть простой и понятной. Для ее определения нужно исходить типа товаров, которые планируется хранить на складе. Продукты питания (без учета скоропорта, который хранится в рефрижераторах), мелкоштучные и товары небольшого или среднего размера размещаются на стеллажах, крупные коробки - на паллетах.

Нужно определиться, какие стеллажи подходят для хранения конкретных товаров: для одних нужны небольшие ячейки, для других - полки покрупнее / поглубже или паллеты; где и как их лучше разместить, чтобы сотрудникам было удобно передвигаться по складу и работать с товарами (прием, размещение, комплектация); сколько полок нужно сделать на каждом стеллаже, сколько нужно боковых перегородок.

Исходить нужно также из специфики конкретного склада. Например, какие-то товары требуют определенных условий хранения (температура, влажность воздуха и т.д.). Нужно выделить для них особые зоны и установить необходимое оборудование, где тоже должна быть выстроена понятная система хранения (например, оборачиваемые продукты размещать ближе, тогда менее оборачиваемые - подальше).

Следует также сразу избавляться от мусора, появляющегося в процессе разгрузки, - в основном это фрагменты упаковки. Накопившийся мусор зачастую валяется в проходах и мешает сотрудникам свободно перемещаться по складу. Это снижает скорость их работы. 

Второй шаг - автоматизация

Бардак на складе - следствие не только отсутствия грамотной системы хранения, но и отсутствия стабильных складских процессов. Здесь не обойтись без автоматизации. Управление даже один складом без какого-либо софта занимает уйму времени и человеческих ресурсов. Например, если работать в Excel и вносить (добавлять или убирать) остатки в ручном режиме. 

"Софт" же позволяет управлять складом или с распределенной сетью складов по городу.

В частности, если смотреть в разрезе склада, система автоматизации помогает распределять товары по релевантным складам, принимать продукцию, управлять остатками, передавать все необходимые статусы и подсказывать кладовщикам алгоритм работы в каждый момент времени: пойти к определенной полке / полкам, взять определенное количество товаров, положить в определенный пакет и передать определенному курьеру, когда этот курьер приедет".

Если смотреть в разрезе доставки, "софт" помогает оптимизировать логистику таким образом, чтобы ускорить сроки доставки и снизить стоимость услуг курьеров. Система автоматизации расчерчивает радиусы; определяет, на каком складе есть необходимое количество товара, который нужно доставить клиенту, и из какого склада этот товар можно доставить быстрее. Софт позволяет автоматически передавать заказы и следить за остатками, передает все необходимые статусы в учетную систему клиента либо в маркетплейс, с которым работает склад; вызывает курьера; следит за тем, чтобы он вовремя приехал, или вызывает другого курьера, если изначально вызванный опаздывает.

Каждой посылке - по адресу

Когда товары размещаются при поступлении и отбираются в процессе комплектации хаотично, это провоцирует путаницу и замедление сроков приемки и сборки заказов. Наиболее оптимальный вариант хранения и обработки товаров на мини-складах - внедрение адресной системы размещения.

В рамках этой системы за каждым типом товаров на складе закрепляется определенное место (адрес).

Распределять товары можно по различным критериям: по срокам хранения, по степени востребованности со стороны клиентов (полки с популярными группами товаров находятся ближе, в то время как товары, которые заказывают реже, - дальше), по брендам, по размеру (мелкоштучные товары можно расположить на первых линиях стеллажей или в специально организованных ячейках, более крупные товары - глубже).

Адресная система размещения требует маркировки каждого места хранения, а также маркировки всех товаров. Эти сведения заносятся в автоматизированную систему управления складом. При размещении товара, который поступил на склад, система автоматически распределяет его по нужным "адресам".

Работникам склада, в свою очередь, не нужно постоянно держать в уме, какая полка или ячейка свободны и куда лучше положить тот или иной товар, чтобы его потом было проще достать. Им достаточно отсканировать штрих-код с упаковок и ячеек и разместить товар по подсказке автоматизированной системы.

Аналогичный принцип действует при отгрузке товаров. Как только покупатель делает заказ, сотрудники склада получают информацию с помощью автоматизированной системы и сразу начинают собирать заказ. Благодаря адресной системе они быстро находят нужный товар, сохраняя порядок на полках.

Третий шаг - минимизация человеческого фактора

Сотрудники склада - это составляющая складской деятельности с определенным уровнем риска. Люди могут заболеть, не прийти вовремя или вовсе не прийти на смену. На этот случай всегда нужно иметь подстраховку в виде дополнительных сотрудников, которых можно оперативно привлечь на замену.

Как вариант, можно заключить договор со специализированной аутсорсинговой компанией. Такие компании могут быстро найти человека, который сможет выйти на смену.

Четвертый шаг - управление транспортом

Одна из важнейших составляющих работы экспресс-склада - управление транспортным потоком. Наиболее болезненная проблема транспортных компаний - они никогда не приезжают вовремя.

Менеджеры складов часто сталкиваются с ситуацией, когда транспортная компания обещает приехать в конкретное время. Но когда кладовщики приходят в назначенное время на склад, они обнаруживают пробку из машин, которые по каким-то непонятным причинам, не предупредив, приехали раньше срока.

Этот момент важно учитывать и стараться управлять транспортным потоком, чтобы распределить поставки на весь рабочий день. В идеале стоит назначать приемку товара на вечер, чтобы днем курьеры и приемки не пересекались. В этом тоже может помочь система автоматизации.

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Узнайте о новых бизнес-стратегиях на Universe Ecom Convention 2024

Международный Форум Universe Ecom Convention 2024 "Глобальная цифровая трансформация будущего. Финтех, Банки, Ритейл" 22-23 мая, Стадион Спартак, г. Москва, Волоколамское шоссе, 69. Ждем вас в гости н...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.