Как фуд-ритейлеру запустить eСommerce и на чем не нужно экономить: история Bringston

Игорь Бахарев

2020 год стал серьезным тестом для интернет-отрасли. Фуд-ритейл показал фантастический рост. Пандемия коронавируса ускорила цифровизацию бизнеса — федеральные ритейлеры стартанули в онлайн. Привычки покупателей поменялись, а приобретенный опыт онлайн-покупок сохранится и будет поддерживать темпы роста рынка в будущем. Валентин Куликов, основатель сети онлайн-супермаркетов Bringston, поделился опытом запуска и рассказал, на что стоит обратить внимание.

Перспективы фуд-ритейла 

По данным Finistere Ventures за первые три квартала года в отрасль инвестировали $8,7 млрд. Секрет успеха в том, что технологии помогают коммерции оказывать услуги удаленно. Это будущее, которое мы ждали через 3-4 года. Но пандемия послужила катализатором развития. Я пришел в фуд-тех в 2019, проработав до этого в классической продуктовой рознице 10 лет. В тот момент я даже не представляя, каким выдастся следующий год. С одной стороны я понимал, что цифровизация существенно расширит аудиторию онлайн-магазинов. Но не думал, что так быстро.

До пандемии супермаркет Bringston успел протестировать операционные и менеджерские моменты, поэтому мы успешно выдержали период взрывного роста в локдаун. Но и после снятия ограничений рост не остановился. По нашей аналитике, спрос в январе 2021 года превышает аналогичные показатели апреля и мая 2020. Выросло количество запросов в поисковиках и по Bringston, и в целом по доставке еды на дом. Крупные федеральные сети не видели перспектив онлайна в ближайшие пару лет. А в 2020 году потратили огромные бюджеты, чтобы туда выйти. Потому что рынок потребовал. Я считаю , что следующие 2-3 года фуд-тех вырастет в 10 раз. Причины изменений — получение нового пользовательского опыта, который помогает экономить время, и вынужденная цифровизация из-за пандемии. 

Анализ рынка 

Идея запуска полноценного онлайн-супермаркета пришла ко мне в 2016. Начинал не с нуля — Brinston открыли на базе офлайн точки. Правда в интернет-торговле продуктами тогда был «голубой океан», а о доставке «день в день» речи не шло. Но я верил в концепцию, поскольку ценность времени в Москве очень высокая, а поход в магазин съедает от 2 до 5 часов в неделю. С командой Bringston тщательно прорабатывали УТП и предложили пользователям самые низкие цены при максимально широком ассортименте (7500 позиций) и экспресс-доставке. За счет этого и получилось выделиться на фоне крупных ритейлеров. 

В анализе рынка советую больше ориентироваться на конкурентов. Не в плане плагиата идей, а в изучении ошибок. Смотреть, что было сделано, что пользуется спросом, а что нет. Как правило, успешные предприниматели не скрывают своих ошибок — это ценный материал для новичка. 

Сейчас мы смотрим в сторону развития дарксторов, потому что они могут компенсировать недостатки магазинов. По сути даркстор — это магазин-склад без покупателей, где сотрудники собирают заказ на полках. Такой формат позволяет облегчить процессы, тщательнее следить за матрицей и ускорить сбор заказов. 

Разработка и оптимизация сайта 

Небольшому производителю товаров, например фермеру, можно обойтись без сайта. В его распоряжении — доски объявлений и соцсети. Если речь о супермаркете с большой товарной матрицей, то сайт необходим. Как и бюджеты со временем. В Bringston мы делали платформу около года. Изначально разработчики подключили CRM-систему к системе учета магазина, но понадобились самостоятельные архитектурные доработки. Мобильное приложение запустили в тестовом режиме только летом 2020 года. Полноценный релиз планируется этой весной. По нашей собственной аналитике, люди гораздо реже пользуются приложением, чем сайтом и мобильной версией. 

Ошибка команды была в том, что сразу не подключили умный поиск. Просто не задумались, что пользователь может совершить ошибку в названии, например «активиа» вместо «активия», и не найти нужный товар. Поэтому совет — запускать умный поиск на сайте с первых дней. После внедрения корзина в Bringston выросла на 10%. 

карточка товара.png

Другое важное замечание по оптимизации — наполнение контентом карточек товара. Многие недооценивают это. Но чем полнее и уникальнее карточка, тем лучше индексация поисковиками. И главное — текст не должен быть копипастом с какого-нибудь стороннего сайта. Такой подход не даст никакого профита. При плагиате контента в поисковике будет отображаться первоисточник, а именно страница, с которой сплагиатили. Поэтому при использовании чужих материалов рекламируется и чужой ресурс.

И, конечно же, обязательно внедрять Google Analytics и Яндекс.Метрику для сбора данных о пользователе. Аналитика позволяет Bringston своевременно выявлять баги и снижать систематические ошибки.

Доставка 

Существует три варианта организации системы доставки: создать собственную курьерскую службу, подключится к сторонним сервисам доставки, совместить оба варианта. В Bringston на 90% своя служба. Оставшиеся 10% отдали партнерам — «Яндекс», «Достависта», Gett Taxi — для подстраховки. Собственные курьеры выгоднее и с точки зрения финансов, и с точки зрения клиентского сервиса. Наши работники ходят в брендированной форме — это дополнительная реклама. Мы всегда можем отследить коммуникацию, если были проблемы, и решить вопрос оперативно. С курьерами сторонних сервисов такое не работает. 

Служба поддержки

Для нас коммуникация с клиентом — принципиально важный вопрос. Во-первых, из-за ассортимента. Он большой и часто нужно делать замены. Во-вторых, чувство безопасности покупателей. Когда они платят онлайн по карте, то хотят ежесекундно знать, где заказа. Особенно это касается нового бренда. У крупных есть какой-то социальный кредит. Служба поддержки — это своего рода немонетарный способ повышения лояльности.

Поэтому мой совет — обеспечить коммуникацию в популярных соцсетях и мессенджерах, а также сделать видимыми на сайте контакты клиентского сервиса. 

Система лояльности покупателей 

Тренды развития электронной коммерции понемногу заставляют фуд-ритейл отказывается от привлечения новых покупателей. Это затратно и финансово, и физически. Поэтому мы делаем упор на системы лояльности, основанные на данных о покупателе. Предлагаем им индивидуальные предложения, скидки и кэшбек. 

система лояльности.png

Советую тщательно собирать аналитику для систем лояльности: портреты клиентов — пол, возраст, регион; поведение в сети и каналы коммуникации; историю заказов и т.д. Все это позволяет выстраивать персонализированную коммуникацию, повышает средний чек и показатель lifetime value.

Материал по теме

"Кухня на районе" напомнит клиентам об обеде

Материал по теме

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.