LOGO

Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика

Игорь Бахарев
17 Мая 2018, в 10:08, в Новости e-commerce, в сюжете: Беларусь

Аналитики проекта e-data.by на конференции E-commerce Day – 2018 представили результаты исследования рынка электронной коммерции Беларуси. Как сообщает профильное издание Belretail, исследователи пришли к выводу, что в стране остается огромный потенциал для роста интернет-торговли. По прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Однако это будет возможно, если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения.

В исследовании приняли участие такие крупные белорусские магазины, как Deal.by, KUPI.TUT.BY и Onliner.by.

Общая характеристика рынка eСommerce Беларуси

По данным МАРТ, в 2017 году доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 2,8%. В денежном выражении это составило достиг 1,1 млрд рублей или $568 млн.

На непродовольственные товары приходится 80,8% всех интернет-покупок жителей нашей страны. На продовольственные, соответственно, 19,2%.

На 1 января 2018 года в торговом реестре зарегистрировано 16 175 интернет-магазинов. За год количество интернет-магазинов в Беларуси увеличилось на 2 368 ед., или 17,2%. Из них 7 963 (49,2%) принадлежат юридическим лицам, 8 212 (50,8%) — индивидуальным предпринимателям.

Ранее представители рынка оценивали долю eCommerce в пределах 3-3,5%, однако по итогу данные МАРТ оказались более близкими к реальности.

Для сравнения, в США по разным оценкам на долю интернета приходится 9-13% всего розничного рынка, в Китае этот показатель равен 18%, в Великобритании — 17,2%.

По прогнозам, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Но только если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения.

Итоги исследования

Каждый второй белорус совершает покупки в интернете

За последний год 45% или 4,3 млн беларусов купили какой-либо товар онлайн.

00.png

39% потребителей делают покупки как онлайн, так и оффлайн, и только 16% стараются большинство товаров покупать в интернете. При этом самые активные онлайн-покупатели — женщины в возрасте 25-30 лет.

География покупок

3,8 млн беларусов совершали покупки в беларусских интернет-магазинах и всего на 9% меньше, 2,9 млн, — в интернет-магазинах Китая.

Сколько беларусов и в каких странах совершали онлайн-покупки

07.png

83% потребителей выбирают иностранные интернет-магазины, потому что там дешевле. 39% объясняют выбор зарубежного интернет-магазина тем, что в Беларуси нет товаров, которые можно купить за рубежом. 17% респондентов больше доверяют иностранным интернет-магазинам, чем локальным.

Чаще всего беларусы покупают в интернете:
  1. одежду, обувь и аксессуары,
  2. технику и электронику,
  3. продукты питания для дома,
  4. косметику и парфюмерию,
  5. товары для детей,
  6. билеты на мероприятия.

Причины популярности данных категорий товаров:

  1. более низкие цены, чем в обычных магазинах,
  2. удобство, не нужно никуда идти,
  3. большой выбор и ассортимент, которого нет в обычных магазинах.

Наибольший рост наблюдается в категориях косметика и парфюмерия, одежда, обувь и товары для детей.

04.png

Реже всего беларусы покупают в интернете:
  1. автомобили и мотоциклы,
  2. недвижимость,
  3. товары для животных,
  4. спортивные товары,
  5. товары для строительства и ремонта
  6. товары для отдыха.

Причины непопулярности данных категорий товаров:

  1. нельзя потрогать товар и проверить, что он соответствует требованиям,
  2. удобнее купить в обычном магазине,
  3. сложно уточнить через интернет важные характеристики товара.

В интернете беларусов привлекают более низкие цены, чем в обычных магазинах, удобство и большой ассортимент. При этом для каждой категории товаров значение этих причин отличается: так, при покупке одежды в интернете люди больше ценят низкие цены, а продуктов питания — то, что не нужно никуда идти.

03.png

Самые распространенные опасения белорусов связаны с тем, что онлайн нельзя увидеть товар и сложно уточнить его важные характеристики. Также некоторые категории товаров, например, товары повседневного пользования и товары для животных, белорусам удобнее покупать в обычных магазинах.

05.png

Сколько тратят беларусы на онлайн-покупки

На одну покупку женщины в среднем тратят 50 рублей, а мужчины — 70 рублей. Это связано с тем, что мужчины чаще покупают более дорогие товары, например, технику и электронику и товары для дома, а женщины — более дешевые, к примеру, одежду, косметику или игрушки.

Так, средний чек на одну покупку техники и электроники равен 102,5 руб., в то время как косметики и парфюмерии — 40 руб.

Средний чек на одну покупку по категориям

08.png

Как ищут нужный товар беларусские интернет-шопперы?

Перед тем, как купить что-либо онлайн, большинство беларусов уже знают, какой конкретно товар им нужен.

  1. Знал, какой конкретно товар нужен, и стал искать на конкретном сайте (45%, покупают как онлайн, так и оффлайн)
  2. Знал, какой конкретно товар нужен, и стал искать через поисковую систему (31%? редко покупают в интернете)
  3. Не знал, какой конкретно товар нужен, и стал изучать варианты через поисковую систему (11%)

06.png

При выборе интернет-магазина беларусы в первую очередь обращают внимание на следующие факторы:

  1. Выгодная цена и ее актуальность, подходящие условия оплаты, доставки и гарантии
  2. Удобство сайта, актуальность описания и отзывы о товаре
  3. Предыдущий опыт покупок, репутация сайта, рекомендации

01.png


Оформление заказа

52% беларусских потребителей оформляют заказы в интернет-магазинах через корзину, без уточнений по телефону или чату. 26% после заказа на сайте уточняют детали по телефону. 14% перед тем, как заказать что-то онлайн, чатятся c продавцом, 8% — сами звонят в интернет-магазин. Чаще всего чатятся с продавцами молодые люди в возрасте 18-24 лет, звонят в интернет-магазин — люди более старшего поколения в возрасте 36-40.

Самые популярные способы оформления заказа

1. Через корзину на сайте, без уточнений по телефону или чату (52%)

2. Звонок из интернет-магазина после заказа на сайте (26%)

3. Чат с продавцом (14%, 18-24)

4. Звонок в интернет-магазин (8%, 36-40)

02.png

Оплата

53% белорусов платят за онлайн-покупки после получения товара. Однако 27% готовы платить вперед, но с помощью так называемой безопасной сделки.

Самые популярные способы оплаты заказа

1. Оплата по факту получения (53%)

2. Безопасная сделка (27%)

3. Полная предоплата (16%)

4. Частичная предоплата в момент оформления заказа и постоплата (4%).

Типовой механизм безопасной сделки: покупатель отправляет предоплату маркетплейсу, который переводит деньги продавцу после того, как покупатель подтвердит получение заказа. Таким образом маркетплейсы обеспечивают безопасность онлайн-сделок для покупателей и продавцов и гарантируют, что покупатель получит товар (или, если товар окажется некачественным, свои деньги назад), а продавец — оплату за него. Безопасные сделки доступны на сайтах других стран. Беларусские маркетплейсы смогут предложить такую возможность после того, как будет принят закон, разрешающий платежи в пользу третьих лиц. Над таким законопроектом в настоящее время работает Нацбанк.

Доставка

Чаще всего белорусы получают заказы из интернет-магазинов бесплатно: их доставляют в почтовое отделение или привозит курьер. Белорусские потребители воспринимают бесплатную доставку как нечто само собой разумеющееся, и им будет сложно привыкнуть к тому, что доставка — такой же сервис, как уборка квартиры или замена шин, за который рано или поздно придется платить. Платить за доставку пока готовы только 13% наших соотечественников: при этом, чаще всего это касается крупногабаритных товаров, таких как мебель и товары для дома.

Самые популярные способы доставки заказа
  1. Бесплатная доставка на почту (41%, одежда, обувь и аксессуары; косметика и парфюмерия)
  2. Бесплатная доставка курьером (23%)
  3. Платная доставка курьером (13%, мебель и товары для дома)
  4. Платная доставка на почту (13%)
  5. Самовывоз (11%).

Данные исследования подробно представлены в виде зрелищной инфографики на сайте e-data.by.

Похожие статьи и интервью
Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)
Как онлайн-магазины теряют клиентов: исследование
Кейс Zarina: рост выручки более, чем на 28% благодаря персональным рекомендациям
Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн
Повышение прибыли «М.Видео» с использованием актуальной пользовательской базы
"Онлайн-рынок детских товаров": аналитика от Data Insight
Мы идём к тотальному ретейлу
Мы тут как на минном поле работаем
Наша площадка — один из винтиков развития для рынка…
Рынок DIY в 2017-20 годах: аналитика INFOLine
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: данные Data Insight
Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов
Персонализация интернет-магазина Petrovich.ru: 3 кейса и рост выручки на 11,4%
В Москве за 2 часа заявка на автозапчасти просто теряет…
Самые посещаемые ИМ России: аналитика от Алексея Петровского
Как обеспечить персонализированный подход в онлайне: Кейс МЮЗ
Лояльность в эпоху "постправды": аналитика BrightLocal
Что теряет магазин без мобильного канала продаж
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ
3 правила успеха применения омниканального маркетинга
Фильтры с ЧПУ для интернет-магазинов: плюсы и минусы с точки зрения SEO
Data Insight назвала лидеров рейтинга E-Commerce Index TOP-100 2017 года
"Яндекс" поменяет формат продажи рекламы: что это даст?
Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight
Что нужно знать, чтобы наладить эффективное взаимодействие с курьерской службой
Как интернет-компании общаются с клиентами?
Андрей Шарак (SAP): "Потребители понимают, что информация - это актив"
В Criteo рассказали о шопинг-привычках россиян
Крушение Toys R Us: что происходит
Директор интернет-магазина ИКЕА Михаил Синягин о расширении компании и ее планах
Эксперты прорейтинговали российский e-Grocery
Зайти на наш рынок крайне сложно, да и работать непросто
Какой станет электронная коммерция в 2018-2019 годах?
Реклама у китайских блоггеров — особенности работы маркетинга влияния в Китае
Как увеличить онлайн-продажи: опыт производителей электроники и техники
Аналитика по выкупу посылок из отделений "Почты России"
Гид по доставке: частые вопросы, обзор вариантов, лайфхаки
Как малому бизнесу в eCommerce стать конкурентоспособным на международном рынке
Какую рекламу блокирует Chrome: подробности
Битва за налоги зарубежных посылок продолжается: итоги заседания ФАС
Армен Манукян (РЭЦ): небольшой FAQ о торговле на зарубежных площадках
Как привлечь клиента, не надоедая, или зачем бизнесу многоканальные коммуникации
Руслан Давыдов (ФТС): о регулировании кроссбордера, помощи экспортерам и модернизации таможни
Какие подарки россияне покупают на День Святого Валентина?
Персонализация для ритейла — актуальные технологии 2018
Рынок ждёт одного большого игрока, который диктовал бы…
Платежные тренды - 2018: чек растет, сегменты падают
Реквием по "Киберпонедельнику"
Как получить больше продаж небольшому интернет-магазину с…
Развитие продуктового онлайн-ритейла в Петербурге в 2017 году
Ретроспектива: что сбылось из eСommerce-прогнозов десятилетней давности
147 цифр о покупательском поведении в 2018 году
Доставка продуктов как драйвер российского eCommerce: прогноз экспертов
5 трендов, которые принесли успех Amazon в 2017 году
Война Alibaba против Amazon в инфографике
О "Юлмарте", зарплатах в DNS и рынке электроники
Пять выводов из краха Wikimart
Все точки над i в чеках при доставке товара покупателю
Чат-боты в eCommerce: на пороге 2018 года
Главные события отечественного eСommerce 2017
Зачем оптовикам онлайн: попытка анализа
8 ключевых маркетинговых трендов в eCommerce 2018 года: версия Criteo
Тренды маркетинга в 2018 году: мнение экспертов
E-Grocery на практике: кейс сети "Глобус"
Россияне взяли курс на позитив
Мобильные приложения в ритейле и тренд на AR: кейс Leroy…
Время кадровых перетасовок
8 трендов eCommerce-логистики от Data Insight
Власть и Китай: что пугало и веселило в 2017 году
Тренды года: что двигало рынок в 2017 году
Год клиента: итоги 2017 года и взгляд в 2018
Как попасть на первые строчки выдачи
Новые поправки ФТС: Подарков не ждите
плохая погода может принести на 10-20% больше заказов
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: данные "М.Видео" и "Эльдорадо"
Лучшие дни для выкупа заказов: подробная статистика
Легален ли предраспродажный "разогрев" Aliexpress: мнение экспертов и юристов
Борьба с нечестными скидками: кейс отключения Pleer.ru
Онлайн-продажи в сегменте БТиЭ: обзор рынка
Линар Хуснуллин (KazanExpress.ru): мы без напряжения дадим цену Aliexpress и даже чуть ниже
"День холостяка" статистика от admitad
Участие в “Черной Пятнице”: новые возможности для интернет-магазина
Почему вы рискуете, если ваш интернет-магазин не приспособлен для покупок с телефона
Черная пятница: аналитика по миру и России
Интернет-продавцов загоняют в налоговую
Онми и кросс-девайсные продажи: исследование Criteo
Яндекс.Маркет - наши конкуренты
Праздничные покупки в США: статистика и тенденции (инфографика)
Новые поправки в N54-ФЗ: попытка обзора
Data Insight: Перспективы интерактивной рекламы в России
От планов по запуску маркетплейса мы не отказываемся
54-ФЗ: как интернет-магазины переходили на онлайн-кассы
Детские товары в 2017 году: обзор рынка
"Черная пятница" умерла, да здравствует "Черный ноябрь"!
"Юлмарт" провел поиск "нового спиннера"
Лишь у 1% сайтов малого бизнеса существует мобильная версия