Д. Артемов (i-Media): сколько нужно работать, чтобы был результат в SEO?
Игорь Бахарев
Дмитрий Артемов, менеджер по работе с клиентами
Скажу сразу, что процесс этот трудоемкий, увлекательный и даже творческий, о его составляющих и специфике как раз эта статья. Все изложенное – результат многолетней работы между «двух огней» – интересами Заказчика и Агентства и не является догмой. На практике действенность подтверждается.
Успешный SEO-проект строится из нескольких составляющих:
- Команда проекта
- Профессиональный подход
- Обратная связь от Заказчика
- Работа над полученными результатами
И сроки начала успешного SEO-проекта занимают от полугода. Через год или два, опираясь на точные результаты, уже можно смело говорить о степени успешности проекта.
Первая и важнейшая составляющая проекта – команда. Работа в Агентстве строится по выработанному успешному алгоритму.
Большинство проектов, возможно, продвигать по данной схеме, и для такой работы со стороны Агентства требуется не более 2-х или 3-х человек:
- Аккаунт-менеджер – нужен для налаживания быстрой и эффективной коммуникации, получения обратной связи с Заказчиком и полной передачи информации от Заказчика к оптимизатору и от оптимизатора к Заказчику, чтобы в итоге добиться взаимопонимания. Также этот человек отслеживает все особенности отношений с Заказчиком: от юридической составляющей до специфики счетов и отчетов.
- Оптимизатор – человек, который непосредственно оптимизирует сайт согласно требованиям поисковой системы и контролирует весь процесс.
- Старший оптимизатор – специалист, который контролирует младших коллег и может подсказать или скорректировать работу по проекту при необходимости. Обычно он участвует только в решении сложных вопросов.
Но ещё нужно добавить в команду четвертого участника.
- Ответственный сотрудник со стороны Заказчика, который отвечает на все вопросы и организует процессы, связанные с проектом, «внутри» структуры Заказчика.
+ коллегиальное решение нестандартных задач.
Нестандартные проекты/задачи встречаются крайне редко, и для их решения в нашем агентстве собирается рабочая группа для выработки таких решений.
Примеры подобных проектов/задач/ситуаций:
- Сайт, находящийся под целым «букетом санкций»: от переспама до новомодного «Минусинска». Заказчик сам общался с Яндексом, но результатов нет. Что делать?
Думаем!
- Сайт, который Заказчик предлагает продвигать не так, как это делают все. А как это? Заказчик говорит: «А давайте поступим как Стив Джобс и пойдем против рынка, заставим поисковую систему индексировать наши абсолютно новые модели товаров, о которых никто из пользователей не знает, и сделаем новый рынок!» Что ж… Заказчик даже согласен, что будет падение трафика на сайт, и мы экспериментируем. Как делать?
Думаем!
- Заказчик имеет жесткие административные ограничения на внесение изменений на сайт. Как правило, это крупные компании или представительства западных компаний. Что можно сделать в рамках жестких ограничений в работе?
Думаем!
В результате, специальная рабочая группа садится на пару часов в переговорной, запасаясь кофе, и в порядке экспертного мнения и опыта, предлагает возможные варианты развития ресурса. Обязательно у кого-то встречается похожий опыт или ситуация, которые можно успешно применить.
Но повторюсь, это редкость.
Вторая составляющая проекта – подход к оптимизации. Поисковая оптимизация по своей сути – это приведение сайта Заказчика к требованиям поисковой системы Яндекс или Google, как только сайт начинает соответствовать требованиям, он отлично ранжируется и занимает наивысшие позиции в поисковой выдаче.
Если нет сайтов, которые лучше оптимизированы.
Проект поступает в работу ответственному менеджеру по оптимизации, и он проводит основные работы:
1) Составление так называемой «разбивки» – назначение продвигаемым запросам релевантных (наиболее соответствующих по смыслу) страниц на сайте.
Как правило, такая работа может занять до 3-х рабочих дней.
Далее обязательно согласование с Заказчиком.
2) Составление первоначального технического задания (ТЗ) на внутреннюю оптимизацию сайта – это базовые работы для приведения сайта в соответствии с требованиями поисковой системы. Как правило, такое ТЗ включает в себя работу над мета-данными сайта, структурой сайта, файлом robots.txt и др. Всё, что не видно пользователю, но в первую очередь учитывает поисковая система.
Такая работа может занять до 5-и рабочих дней специалиста.
Далее обязательно согласование с Заказчиком.
3) После согласования либо Агентство своими силами, либо Заказчик своими силами реализует ТЗ на сайте, и реализация проверяется оптимизатором. Как правило, это занимает от 10-и до 15-и рабочих дней.
Далее наступает период ожидания, когда поисковая система проиндексирует изменения на сайте и учтет их у себя в базе, и в результате изменит ранжирование и позиции сайта в поисковой выдаче. Этот период может занять от 2-х недель до 2-х месяцев.
- Если всё отлично и позиции запросов начали прибавлять в выдаче, оптимизатор переходит к доработкам сайта.
- Если должного результата не достигли, оптимизатор ищет проблему и разрабатывает новое ТЗ на внутреннюю оптимизацию (ВО) и процесс повторяется.
Положительным результатом смело можно считать рост позиций продвигаемых запросов, а не попадание запросов в ТОП (ещё слишком рано для этого… слишком рано).
4) Параллельно с внедрением ТЗ на ВО, оптимизатор составляет техническое задание на доработки сайта. Это документ, который появляется в результате анализа поисковой выдачи и содержит перечень рекомендаций, «фишек» и доработок по сайту, которые есть у конкурентов, но нет у вашего проекта. Вот тут стоит рассмотреть подробнее, как происходит процесс:
Сайт продвигается по определенному списку запросов и по этому списку есть конкуренты в поисковой выдаче, т.е. сайты которые конкурируют с Вашим сайтом.
Это не всегда ваш конкурент по бизнесу, у которого цены ниже и дела идут лучше.
Оптимизатор открывает и анализирует сайты конкурентов в поисковой выдаче. В результате анализа оптимизатор выбирает преимущества сайта, удобные сервисы, «фишки» сайтов конкурентов и составляет список того, что могло бы положительно сказаться на ранжировании продвигаемого сайта, если эти доработки провести на сайте Заказчика.
Потом все это снова согласуется с заказчиком.
Написание ТЗ на доработки начинается примерно со 2-го или 3-го месяца работы над проектом. Время подготовки такого ТЗ занимает около 1-й недели.
5) Если со стороны Заказчика всё согласовано, то ТЗ на доработки ставится на реализацию со стороны Заказчика и после его внедрения повторяется процесс, как и с ТЗ на ВО: внедрили -> подождали переиндексацию -> оценили результаты -> скорректировали сделанное. Этот период может занять от 2-х недель до 2-х месяцев.
6) Помимо внутренней оптимизации и доработок сайта важен контент, который размещается на сайте – тексты и изображения.
- Тексты должны быть уникальные и содержать ключевые запросы, которые продвигаются – это вотчина копирайтера, задачу которому ставит оптимизатор. Предварительно Заказчик обязательно заполняет анкету, на основании которой копирайтер пишет текст. Если анкета заполнена не вся или недостает информации для размышления, то и тексты будут написаны наполовину «из головы» копирайтера.
- Все тексты обязательно согласуются с Заказчиком и, если есть замечания по стилистике или сути написанного, обязательно принимаются.
- Изображения должны быть большими, качественными и использоваться только на Вашем сайте. За изображения уже отвечает Заказчик, потому что это фотографии товаров, инфографика Ваших бизнес-процессов и т.п., и никто лучше Заказчика это не сделает.
Написание новых текстов, корректировка существующих текстов и вообще вся работа с текстами, начинается со 2-го месяца и практически не останавливается, пока есть неуникальные тексты на продвигаемых страницах. Тексты высылают постепенно, потому что копирайтеры постепенно их пишут, и Заказчики постепенно их согласуют. Обычно высылается несколько текстов в месяц.
7) Отслеживание статистики (KPI) сайта. Тут важно на «берегу» договориться, что является KPI для Агентства и что является KPI для Заказчика.
- При продвижении по позициям KPI – нахождение запроса на определенной позиции в ТОПе.
- При продвижении по трафику KPI – количество посещений сайта Заказчика.
- При продвижении по действиям KPI – количество действий на сайте, которые считаются конверсией (звонок, заявка, заказ и т.д.).
- Для достижения KPI оптимизатор анализирует статистику сайта и позиций с помощь собственных разработок агентства и внешних систем статистики Яндекс.Метрика и Google Analytics.
Отслеживание статистики в системах начинается сразу. Но оптимизатор обращается к статистике с 3-го или 4-го месяца, т.к. примерно в это время уже есть первые результаты и есть что анализировать.
Важно: Порядок работ может меняться на усмотрение оптимизатора. Ведь только ему виднее, как правильно выстроить процесс, чтобы добиться результатов.
Третья по списку, но не по значению – участие Заказчика в проекте. Важнейшим залогом успеха проекта является получение обратной связи от Заказчика.
Что же нам от вас нужно?
Всё просто и понятно, когда вы вместе с нами сделаете следующее:
- Расскажете про ваш бизнес, приоритеты в развитии бизнеса в целом и сайта в частности.
- Согласуете «разбивку», ТЗ на ВО, ТЗ на доработки и тексты для сайта.
- Реализуете все рекомендации на сайте или дадите нам доступы, чтобы это сделали мы.
- Самостоятельно будете вести развитие сайта и рассказывать нам об этом (что и где сделано).
- Оперативно будете отвечать на все уточняющие вопросы и ничего не пропускать.
По практике видно, что это не так уж и много, если этим действительно заниматься и делать всё вовремя.
Очень эффективно, получается, работать, если сотрудник со стороны Заказчика считает себя частью команды и стремится максимально участвовать в проекте.
Четвертая составляющая успеха – анализ проведенной работы. Работа над полученными результатами проводится, так или иначе, в процессе работы над сайтом. После каждой итерации оценивается, чего мы достигли, и по результатам корректируется. Порой это бывает не слишком явно, не присылается отчет Заказчику, не пишутся статусы задач.
Но это не значит, что работы нет.
Для удобства отслеживания качества проекта и оперативности работы Агентства и Заказчика мы практикуем простую таблицу статусов проекта, доступную online (документ в Google.Docs).
В ней любой желающий может в любое время увидеть, какие задачи открыты, кто ответственный и в какие сроки задача будет сделана. Вполне жизнеспособный и, кстати, удобный способ контроля и напоминания команде проекта.
Вывод:
В итоге мы видим, что SEO – процесс циклический.
Первые итерации по внутренней оптимизации сайта можно провести в течение первых 2-х месяцев работы и первые результаты будут видны в течение следующих 2-х месяцев. Т.е. уже 4 месяца, чтобы увидеть стабильный рост позиций.
Последующие итерации по доработке проводятся опять-таки в течение 3-го, 4-го, 5-го месяцев, и после переиндексации результаты будут видны через два месяца. Получается, ощутимые результаты появятся через 5-6 месяцев полноценной работы.
Учитывая, что итерации могут повторяться, время уйдет на повторные или подобные действия. Прибавляйте 3-6 месяцев работы. На старте работ крайне сложно сказать, что потребуется доработать.
Через год подобной работы (помните схему? «внедрили -> подождали переиндексацию -> оценили результаты -> скорректировали сделанное») обе стороны увидят устойчивые позиции запросов в ТОПе.
При этом все держат в уме неоспоримый факт – поисковые системы меняют свои алгоритмы внезапно! На изучение нового алгоритма и адаптацию сайта под него требуется от 2-х до 6-и месяцев.
Поэтому SEO и получается таким длительным, интересным и увлекательным процессом, который мы все так любим :)
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте