За необоснованное требование персональных данных будут штрафовать?

Игорь Бахарев

 Роспотребнадзор готовит поправки к законодательству, в соответствии с которыми требовать персональные данные без необходимости запретят компаниям, предоставляющим услуги населению. Об этом говорится в докладе ведомства по итогам прошлого года.

"В отношении такого вида массового проявления недобросовестности, как понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), будет введен прямой запрет с установлением административной ответственности за его нарушение", — говорится в документе.

Начальник управления защиты прав потребителей Олег Прусаков сообщил, что разработать поправки ведомству поручил Президент по итогам апрельского заседания Госсовета о национальной системе защиты прав потребителей. Документ должен быть подготовлен к 1 декабря.

Прусаков сообщил, что законопроект Роспотребнадзора предусматривает введение штрафа за необоснованное требование личной информации. В каком размере – пока неизвестно.

Прусаков объяснил, что сейчас потребителям зачастую приходится предоставлять личные данные при покупке, к примеру, билетов на концерт. "Это не предусмотрено законодательством, но практикуется. Некоторое время назад паспорта спрашивали на входе в Третьяковскую галерею", - рассказал он. 

При этом, есть сферы, где запрос личных данных необходим: при покупке авиабилетов, в частности. Юристы отмечают и другие области, где по действующему законодательству предоставление личных данных является обязательным: оказание муниципальных или госуслуг, финансовых услуг, услуг страхования, услуг нотариусов, при получении разного рода лицензий.

Адвокат, советник DS Law Екатерина Ильина отметила, что в современном цифровом мире сервисы обратной связи на сайтах компаний часто требуют личные данные клиента. "Действительно, для совершения многих действий продавец услуги или товара требует от потребителя заполнения определенных граф с данными. Вместе с тем, если говорить о требованиях закона, обязательными могут быть лишь строго установленные случаи", - объяснила эксперт.

С начала года Роспотребнадзор проводил масштабные проверки интернет-бизнеса в сфере, касающейся персональных данных. Характерно, что сами потребители во всем мире, зачастую, не задумываясь, предоставляют личные данные в обмен на скидки и участие в бонусных программах.

Материал по теме

"Магнит" начал онлайн-продажу лекарств

Материал по теме

Маркетплейс "Обуви России" вырос на 42%

Материал по теме

Apple временно закрыла российский интернет-магазин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" начал онлайн-продажу лекарств

"Магнит" в тестовом режиме запустил интернет-ресурс, который позволяет заказывать товары более чем из 100 аптек Москвы и Московской области. Пользователям доступны два вида сервиса: 1. Они могут бронироват...

Почему пандемия для дистрибьюторов в eCommerce — не проблема, а возможности

Пандемия дала новый импульс не только розничной онлайн-торговле, но и b2b eСommerce. Из-за карантина привычная схема продаж через торговых представителей дала сбой: бизнес многих оптовых покупателей приостан...

Bonprix предложил клиентам доставку с примеркой

Бренд bonprix, ключевой проект Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, открыл для клиентов сервис примерки. Важная особенность сервиса: получая вещи клиенты bonprix смогут возвращать неподошедшие вещи обра...

Победившие и проигравшие в пандемию: аналитика "Эвотор" и ЮKassa

По данным "Эвотор" и платежного сервиса ЮKassa (прежнее название - Яндекс.Касса), оборот и количество платежей в офлайне в апреле упали во всех отраслях, но с мая начали восстанавливаться. Онлайн же продолжает ...

eBay запускает кешбэк-сервис в России

eBay запускает в рабочем режиме кешбэк-сервис eBay Bonus для пользователей из России. Он позволяет покупателям копить средства до 50% при приобретении товаров на eBay.com и в более чем 600 популярных магазин...

Wildberries пришел в Украину

Маркетплейс Wildberries начал торговать в Украине. Компания предлагает покупателям на территории страны 3 млн наименований товаров от 32 тыс. брендов: женскую, мужскую и детскую одежду, обувь и аксессуары, игру...