Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Рынок дистанционной торговли Украины: на пороге нового «бума»

Игорь Бахарев
22 Мая 2013, в 21:45, в
Онлайн-торговля в Украине набирает обороты, а количество игроков в этом сегменте неуклонно увеличивается. Однако, рост объемов – не самоцель, так как теперь участникам данного рынка предстоит непростая работа над качеством сервиса и удовлетворенностью клиентов.

В современном динамично развивающемся мире высоких технологий и инноваций понятие продаж приобретает совершенно новый смысл, так как сфера торговли коренным образом изменилась. Буквально каких-то несколько лет назад обязательным условием успешной работы магазина, независимо от его ассортимента, было наличие помещения в «бойком» месте, дабы привлекать постоянный поток покупателей. Сейчас розничная торговля все больше «перекочевывает» в интернет (например, согласно исследованию Forrester Research к 2013 году доля онлайн-продаж в Великобритании достигла 13%, в США – 9%, а по данным американской компании SLI Systems объем мировой дистанционной торговли в 2013 году превысит 1,25 трлн долларов), благодаря чему границы стираются, и продажи приобретают транснациональный, глобальный характер.

Именно эти тенденции и стали одной из ключевых причин, стимулирующих украинцев все чаще прибегать к осуществлению так называемых «дистанционных покупок», сфера которых в Украине на данный момент представлена тремя основными направлениями: каталожная торговля, телемагазины, а также направление e-commerce, к которому относят интернет-магазины, шопинг-клубы, торговые площадки и аукционы.

Безусловно, этот рынок, равно как и интернет-индустрия в целом, в нашей стране находится на этапе зарождения. Но, в то же время, именно стадия активного становления и развития всегда отличается высокими темпами роста, что дает выгоды как потребителям, но в первую очередь – инвесторам, приходящим в этот сегмент.
Впечатляющий старт

Рост действительно налицо. Так, по данным Украинской ассоциации директ маркетинга (УАДМ) за семь лет, начиная с 2003 года, сфера каталожной торговли выросла более чем в 8 раз. На данный момент, по словам интернет-маркетолога, бизнес-консультанта по вопросам стратегического маркетинга ООО "Аукро Украина" (проект, который входит в Allegro Group Ukraine) Вадима Пилипенко, покупки через интернет совершает около 2,5 млн. человек в месяц. При этом более половины всех пользователей глобальной сети за прошедший год хотя бы раз приобретали товары или услуги «онлайн». Это означает, что уже около 8 млн. украинцев имеют опыт дистанционных покупок, и минимум четверть из них готова пользоваться услугами интернет-магазинов, систем каталожной торговли, аукционов и т.д. на регулярной основе.

"Весной 2012 года количество онлайнпокупателей составляло около 2 млн., то есть мы можем говорить о росте где-то на 25% в год, что в том числе связано с увеличением активности потребителей. Так, если в прошлом году на 1 покупателя приходилось в среднем 1,05-1,07 транзакции в месяц, то сейчас 1,1-1,15 - благодаря этим факторам и можно говорить в целом о росте e-commerce сегмента на 35-40%", - рассказывает Вадим Пилипенко.

Кроме того, как говорит директор компании «Экспресс-Каталог» Юлия Кучер, растет и «средний чек» заказа, особенно это касается каталожных сервисов, где возвратность клиентов уже сейчас находится на одном из самых высоких уровней.

Вообще, развитие каталожной торговли в Украине началось еще с 90-х годов с заказов в зарубежных каталогах, особой популярностью среди которых пользовались каталоги группы ОТТО. Первой же компанией, которой удалось легально построить трансграничную торговлю («cross border» - прим. ред.) в Украине, стала Neckermann. Начиная с 2005 года этот посылторг успешно работал в Украине до недавнего времени, пока холдинг не принял решение прекратить свою деятельность на территории всей Восточной Европы. Но, невзирая на уход Neckermann, успешный пример этой компании стал вдохновляющим для брендов Magnet, Cellbes, Bon Prix, Yves Rosher, Witt.

Кроме того, ощутимо увеличение числа потребителей, которые все чаще заказывают товары в зарубежных магазинах и аукционных площадках, расположенных в Европе, США, Китае. Интерес к иностранным магазинам, кстати, дает основу для развития еще одного направления – посредников, которые выполняют функцию агентов или своеобразных «перевалочных пунктов», обеспечивая логистику товара из-за границы в Украину.

Предвосхищая будущее

Дистанционная торговля в Украине на сегодняшний день уже охватывает практически все виды основных товаров, пользующихся наивысшим спросом потребителей. Так, по данным ресурса seobloger.org.ua, ключевым сегментом в дистанционных продажах является одежда и текстиль (его доля составляет 20,1%), продажи компьютерной техники «онлайн» достигают 17,1%, мобильных телефонов – 15,5%, мелкой бытовой техники – 14,9%, доля в общем объеме дистанционных продаж парфюмерии и книг – 12,2% и 11,9% соответственно.

Однако, новый рынок – это всегда вызовы и риски замедления роста. И первая проблема данного сегмента в Украине такова, что принцип «довольный клиент – постоянный клиент» столь повсеместно исповедуемый на развитых рынках далеко не всегда применим к отечественным покупателям. Связано это с тем, что еще на самых первых этапах зарождения электронной коммерции в Украине магазины подкупали не качеством обслуживания, а ценой.

Поэтому украинские компании, сделавшие ставку на быструю доставку с привлечением курьеров, вариантами выбора покупателем наиболее подходящего товара, приходят к выводу, что украинский клиент не готов платить за такой сервис дополнительные деньги. Более того, большинство отечественных покупателей готовы ждать товар из того же Китая или США неделями, если его итоговая стоимость будет меньше, чем аналогичная покупка с доставкой в течение суток, за которую нужно будет доплачивать.

В связи с этим многие участники рынка дистанционной торговли до сих пор пытаются исповедовать принцип низких цен. Однако, практика показывает, что пресытившись дешевым товаром или услугами, потребитель обращает внимание на сервис, и готов нести дополнительные затраты, если в ответ он получит максимально комфортное сопровождение всего цикла продажи: начиная от заказа товара и заканчивая его доставкой.

"Более чем две трети интернет-пользователей вторым по значимости фактором, влияющим на их выбор того или иного магазина, площадки, называют удобство пользования сайтом и рекомендацию знакомых, а также 20% покупателей обращают внимание на известность бренда. Более того - почти половина потребителей, намереваясь совершить покупку, заходит на сайты конкретных магазинов и площадок. Поэтому, невзирая на то, что популярность поисковых систем и сервисов по сравнению цен все еще велика, но влияние бренда и опыта покупок становится все сильнее", - отмечает Вадим Пилипенко.

И с одной стороны, воодушевляющая динамика этого бизнеса стимулирует постоянные инвестиции и новации, но с другой - отечественный клиент на данном этапе не достаточно заинтересован в новшествах, которые повлекут за собой увеличение стоимости товара. В такой ситуации выигрывают крупные игроки, которые успели заработать определенную репутацию, и уже сейчас предлагают стандартизированный уровень сервиса, выделяют большие маркетинговые бюджеты.

Поэтому, следующим этапом должно стать усиление клиент-сервиса и популяризации своих собственных брендов. Здесь речь как о логистическом факторе, так и о развития мобильной торговли. Ведь, к примеру, в мире, по данным исследования SLI Systems, в текущем 40% интернет-продавцов планируют вводить для своего бизнеса мобильные стратегии, 15% – улучшать уже существующие. Еще 20% респондентов намерены запустить мобильные приложения для электронной торговли.

Да, это необходимость, так как с ростом опыта среднего пользователя интернета, фактор выбора поставщика с учетом предоставляемого уровня сервиса будет иметь все большее и большее влияние, и те компании, которые будут стараться конкурировать только по цене, проиграют. Но наличие доверия к торговой марке позволяет увеличивать цены, повышая объемы продаж и маржу, и при этом удерживая клиентов.

Причем, немаловажную роль в становлении данного рынка играет налаживание связей между его игроками, невзирая на их конкуренцию и соперничество. К тому же, подобные коммуникации – шанс для тех игроков рынка дистанционной торговли, которые только начинают свой путь в сфере этого бизнеса. И хотя в Украине подобные совместные встречи пока что редкость, бизнес-форум DMDAYS, который пройдет 7 июня в Киеве, вполне способен стать регулярным и одним из ключевых событий в сфере электронной коммерции не только в Украине, но и Восточной Европе в целом.

Все детали на сайте:
http://www.dmdays.com.ua

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments