Рави Патак, Tatvic: "Если у вас есть мобильное приложение, вы всегда на расстоянии 3-х кликов от покупателя"
Игорь Бахарев
Этой весной в Россию по приглашению интерактивного агентства
PR-менеджер AGIMA Руслан Карболсунов взял для E-pepper.ru интервью у эксперта, в котором Рави Патак рассказал о национальных особенностях e-commerce в Индии и о главных мировых трендах рынка.
– Рави, не так давно вы были нашем гостем и участвовали в РИФ+КИБ 2015, где успели пообщаться с представителями отрасли в России. Что вы узнали про российский рынок электронной коммерции и как вы думаете, какие изменения на нем могут произойти из-за финансового кризиса?
– Насколько я знаю, в данный момент положение дел на российском e-commerce рынке сильно меняется: крупные игроки активно вкладываются в развитие собственных логистических сетей. Но, с другой стороны, кризис и девальвация рубля могут замедлить развитие рынка — электронная коммерция требует больших капиталовложений, масштаб требует денег, много денег. В условиях кризиса, как вы понимаете, стоимость капитала увеличивается, и это в определенной степени замедлит развитие отрасли.
– Абстрагируясь от нашей страны, какой главный тренд e-commerсe 2015 года в мире?
– В разных странах и на разных рынках тенденции отличаются. Например, на развитых рынках на первом месте сейчас стоит, во-первых, персонализация, а во-вторых, мультиканальность, которая гарантирует повсеместное присутствие бренда. В таких странах уже давно ставка сделана на mobile first, UX для мобильных пользователей является главным приоритетом. Если же говорить о трендах, которые имеют непосредственное отношение к e-commerce, игроки рынка активно работают над уменьшением срока доставки. Например, есть стартапы, которые доставляют определенные категории продуктов в течении 90 минут, а не нескольких дней, как это происходит обычно. Я думаю это тенденция будет продолжаться, потому что “отложенное удовольствие” от покупки, вызванное необходимостью ждать товар несколько дней, до сих пор является одним из барьеров для покупателей.
Если же говорить о странах Азии и Тихоокеанского региона, где рынок не столь развит, основной упор представители e-commerce делают на mobile, особенно вкладываясь в мобильные приложения. К примеру, один из самых крупных ритейлеров Индии отказался от сайта как инструмента продаж, поскольку они хотят, чтобы покупатели пользовались их приложением. С точки зрения аналитики это гораздо эффективнее для бизнеса, поскольку приложения предоставляют намного больше возможностей для получения данных о клиентах, тех данных, которые мы не имели возможности получить раньше, и я уверен, что это еще подстегнет нашу отрасль.
Другая тенденция, о которой я не могу не сказать — сейчас в индустрии крайне не хватает талантливых специалистов, поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время появятся учебные заведения, которые будут готовить специалистов по электронной коммерции.
– А если говорить про тренды вашей родной страны, Индии, какие особенности характерны для рынка? Правда ли, что в стране преобладает мобильный e-commerce?
– Это правда, mobile сейчас имеет огромное значение. Большинство действительно крупных компаний в нашей стране делают ставку на mobile – так они получают доступ к 850-миллионной аудитории. Важно понимать, что если у вашего интернет-магазина есть только сайт, для покупателя вы всего лишь url, который нужно дополнительно вводить каждый раз, вы дистанцируетесь от него. Другое дело, если у вас есть приложение. Вы всегда на расстоянии трех кликов от покупателя и занимаете место в его подсознании. Для меня это главная причина, почему mobile будет в приоритете у индийских ритейлеров.
– Сколько процентов магазинов в США пользуется средствами аналитики и сколько из них делает это максимально эффективно?
– Я очень сомневаюсь, что в мире остались интернет-магазины, которые не следят за аналитикой (если только речь не идет о магазинах, в которых работают менее 10 сотрудников). Однако, несмотря на то, какое количество доступных и даже бесплатных инструментов веб-аналитики сейчас существует, немногие в действительности научились ими эффективно пользоваться.
– Кстати, каков средний штат аналитического отдела в интернет-магазинах, какое количество средств владельцы готовы выделять на аналитику?
– Все зависит от масштабов компании и ее текущих потребностей. Если ваш генеральный директор действительно верит в возможности аналитики и понимает, что все можно измерить, это значит, что вы попали в отличную компанию, с точки зрения карьерных перспектив. Но если ваш начальник только и делает, что "пудрит мозги", вместо того чтобы заняться делом, я бы посоветовал не работать в такой компании даже при условии двойного оклада. Говоря о вложениях в аналитику, я даю клиентам следующую рекомендацию — 0,5 % вашего маркетингового бюджета должно быть выделено на аналитику. Через год даже аналитик средней руки под грамотным руководством сможет обеспечить вас достаточной выгодой, чтобы увеличить бюджет отдела аналитики до 1% маркетингового бюджета. Да, у меня есть примеры компаний, в которых аналитика занимает 5-13 % вложений в маркетинг, но это не слишком частые случаи, а вот 1% — это вполне достижимый объем.
– Какие три средние и наиболее распространенные метрики отслеживаются в магазинах?
– Показатель конверсии, средний размер чека и количество пользователей — это наиболее важные показатели, я бы сделал упор именно на них, пытаясь получить эти данные для разных сегментов аудиторий.
Главный совет по использованию метрики от Рави Патака: используйте меньше метрик, которые непосредственно влияют на ваш бизнес, и вместо этого фокусируйтесь на небольших, постепенных улучшениях, по одному за раз.
Доклад Рави Патака ‘Price discovery techniques for e-commerce’ на РИФ+КИБ 2015
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте