Рави Патак, Tatvic: "Если у вас есть мобильное приложение, вы всегда на расстоянии 3-х кликов от покупателя"

Игорь Бахарев

Этой весной в Россию по приглашению интерактивного агентства AGIMA приезжал один из ведущих специалистов по e-commerce и веб-аналитике Рави Патак, сооснователь компании Tatvic, которая принадлежит к числу ключевых партнеров Google Analytics в мире.

PR-менеджер AGIMA Руслан Карболсунов взял для E-pepper.ru интервью у эксперта, в котором Рави Патак рассказал о национальных особенностях e-commerce в Индии и о главных мировых трендах рынка.


Рави Патак, сооснователь компании Tatvic

– Рави, не так давно вы были нашем гостем и участвовали в РИФ+КИБ 2015, где успели пообщаться с представителями отрасли в России. Что вы узнали про российский рынок электронной коммерции и как вы думаете, какие изменения на нем могут произойти из-за финансового кризиса?

– Насколько я знаю, в данный момент положение дел на российском e-commerce рынке сильно меняется: крупные игроки активно вкладываются в развитие собственных логистических сетей. Но, с другой стороны, кризис и девальвация рубля могут замедлить развитие рынка — электронная коммерция требует больших капиталовложений, масштаб требует денег, много денег. В условиях кризиса, как вы понимаете, стоимость капитала увеличивается, и это в определенной степени замедлит развитие отрасли.

– Абстрагируясь от нашей страны, какой главный тренд e-commerсe 2015 года в мире?

– В разных странах и на разных рынках тенденции отличаются. Например, на развитых рынках на первом месте сейчас стоит, во-первых, персонализация, а во-вторых, мультиканальность, которая гарантирует повсеместное присутствие бренда. В таких странах уже давно ставка сделана на mobile first, UX для мобильных пользователей является главным приоритетом. Если же говорить о трендах, которые имеют непосредственное отношение к e-commerce, игроки рынка активно работают над уменьшением срока доставки. Например, есть стартапы, которые доставляют определенные категории продуктов в течении 90 минут, а не нескольких дней, как это происходит обычно. Я думаю это тенденция будет продолжаться, потому что “отложенное удовольствие” от покупки, вызванное необходимостью ждать товар несколько дней, до сих пор является одним из барьеров для покупателей.

Если же говорить о странах Азии и Тихоокеанского региона, где рынок не столь развит, основной упор представители e-commerce делают на mobile, особенно вкладываясь в мобильные приложения. К примеру, один из самых крупных ритейлеров Индии отказался от сайта как инструмента продаж, поскольку они хотят, чтобы покупатели пользовались их приложением. С точки зрения аналитики это гораздо эффективнее для бизнеса, поскольку приложения предоставляют намного больше возможностей для получения данных о клиентах, тех данных, которые мы не имели возможности получить раньше, и я уверен, что это еще подстегнет нашу отрасль.

Другая тенденция, о которой я не могу не сказать — сейчас в индустрии крайне не хватает талантливых специалистов, поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время появятся учебные заведения, которые будут готовить специалистов по электронной коммерции.


– А если говорить про тренды вашей родной страны, Индии, какие особенности характерны для рынка? Правда ли, что в стране преобладает мобильный e-commerce?

– Это правда, mobile сейчас имеет огромное значение. Большинство действительно крупных компаний в нашей стране делают ставку на mobile – так они получают доступ к 850-миллионной аудитории. Важно понимать, что если у вашего интернет-магазина есть только сайт, для покупателя вы всего лишь url, который нужно дополнительно вводить каждый раз, вы дистанцируетесь от него. Другое дело, если у вас есть приложение. Вы всегда на расстоянии трех кликов от покупателя и занимаете место в его подсознании. Для меня это главная причина, почему mobile будет в приоритете у индийских ритейлеров.


– Сколько процентов магазинов в США пользуется средствами аналитики и сколько из них делает это максимально эффективно?

– Я очень сомневаюсь, что в мире остались интернет-магазины, которые не следят за аналитикой (если только речь не идет о магазинах, в которых работают менее 10 сотрудников). Однако, несмотря на то, какое количество доступных и даже бесплатных инструментов веб-аналитики сейчас существует, немногие в действительности научились ими эффективно пользоваться.


– Кстати, каков средний штат аналитического отдела в интернет-магазинах, какое количество средств владельцы готовы выделять на аналитику?

– Все зависит от масштабов компании и ее текущих потребностей. Если ваш генеральный директор действительно верит в возможности аналитики и понимает, что все можно измерить, это значит, что вы попали в отличную компанию, с точки зрения карьерных перспектив. Но если ваш начальник только и делает, что "пудрит мозги", вместо того чтобы заняться делом, я бы посоветовал не работать в такой компании даже при условии двойного оклада. Говоря о вложениях в аналитику, я даю клиентам следующую рекомендацию — 0,5 % вашего маркетингового бюджета должно быть выделено на аналитику. Через год даже аналитик средней руки под грамотным руководством сможет обеспечить вас достаточной выгодой, чтобы увеличить бюджет отдела аналитики до 1% маркетингового бюджета. Да, у меня есть примеры компаний, в которых аналитика занимает 5-13 % вложений в маркетинг, но это не слишком частые случаи, а вот 1% — это вполне достижимый объем.

– Какие три средние и наиболее распространенные метрики отслеживаются в магазинах?

– Показатель конверсии, средний размер чека и количество пользователей — это наиболее важные показатели, я бы сделал упор именно на них, пытаясь получить эти данные для разных сегментов аудиторий.

Главный совет по использованию метрики от Рави Патака: используйте меньше метрик, которые непосредственно влияют на ваш бизнес, и вместо этого фокусируйтесь на небольших, постепенных улучшениях, по одному за раз.

Доклад Рави Патака ‘Price discovery techniques for e-commerce’ на РИФ+КИБ 2015

Price discovery techniques for e-commerce stores & R Google Analytics от AGIMA на Vimeo

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Материал по теме

Исследование Тинькофф Бизнеса: женщин-селлеров на маркетплейсах стало больше, чем мужчин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Что и как покупали россияне на маркетплейсах в 2023 году: аналитика

Согласно исследованию Яндекс Маркета и GfK Rus, число онлайн-покупателей в России выросло до 67%. Москва остается лидером (78%), но доля пользователей в малых городах и сёлах тоже увеличилась (+12 п.п.). ...

Посудомоечные машины: новые лидеры на российском онлайн-рынке

Исследование онлайн-продаж посудомоечных машин (ПММ) за январь-февраль 2024 года, проведенное TelecomDaily, выявило любопытные изменения в предпочтениях россиян. Встраиваемые модели доминируют. Почти...

Каждый пятый покупает одежду и обувь только в интернете

По данным исследования СберАналитики, за два года доля россиян, предпочитающих покупать одежду и обувь исключительно онлайн, выросла более чем в два раза – с 8,9% до 18,2%. Среди онлайн-покупателей д...

Сколково: eCommerce стал лучшей сферой для стартапов

Исследование "Стартап Академии" "Школы управления "Сколково" показало, что электронная коммерция стала самой популярной сферой для запуска стартапов в 2024 году. 25% опрошенных основателей компаний назвали ...

ПВЗ Ozon бунтуют против нового сбора

Сервисный сбор, который с апреля 2024 года вводит Ozon, вызвал необычайный ажиотаж у селлеров и чиновников. Напомним, что из-за нововведения владельцы ПВЗ будут вынуждены отдавать маркетплейсу от 0,1% до 2%...

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.