Рави Патак, Tatvic: "Если у вас есть мобильное приложение, вы всегда на расстоянии 3-х кликов от покупателя"

Игорь Бахарев

Этой весной в Россию по приглашению интерактивного агентства AGIMA приезжал один из ведущих специалистов по e-commerce и веб-аналитике Рави Патак, сооснователь компании Tatvic, которая принадлежит к числу ключевых партнеров Google Analytics в мире.

PR-менеджер AGIMA Руслан Карболсунов взял для E-pepper.ru интервью у эксперта, в котором Рави Патак рассказал о национальных особенностях e-commerce в Индии и о главных мировых трендах рынка.


Рави Патак, сооснователь компании Tatvic

– Рави, не так давно вы были нашем гостем и участвовали в РИФ+КИБ 2015, где успели пообщаться с представителями отрасли в России. Что вы узнали про российский рынок электронной коммерции и как вы думаете, какие изменения на нем могут произойти из-за финансового кризиса?

– Насколько я знаю, в данный момент положение дел на российском e-commerce рынке сильно меняется: крупные игроки активно вкладываются в развитие собственных логистических сетей. Но, с другой стороны, кризис и девальвация рубля могут замедлить развитие рынка — электронная коммерция требует больших капиталовложений, масштаб требует денег, много денег. В условиях кризиса, как вы понимаете, стоимость капитала увеличивается, и это в определенной степени замедлит развитие отрасли.

– Абстрагируясь от нашей страны, какой главный тренд e-commerсe 2015 года в мире?

– В разных странах и на разных рынках тенденции отличаются. Например, на развитых рынках на первом месте сейчас стоит, во-первых, персонализация, а во-вторых, мультиканальность, которая гарантирует повсеместное присутствие бренда. В таких странах уже давно ставка сделана на mobile first, UX для мобильных пользователей является главным приоритетом. Если же говорить о трендах, которые имеют непосредственное отношение к e-commerce, игроки рынка активно работают над уменьшением срока доставки. Например, есть стартапы, которые доставляют определенные категории продуктов в течении 90 минут, а не нескольких дней, как это происходит обычно. Я думаю это тенденция будет продолжаться, потому что “отложенное удовольствие” от покупки, вызванное необходимостью ждать товар несколько дней, до сих пор является одним из барьеров для покупателей.

Если же говорить о странах Азии и Тихоокеанского региона, где рынок не столь развит, основной упор представители e-commerce делают на mobile, особенно вкладываясь в мобильные приложения. К примеру, один из самых крупных ритейлеров Индии отказался от сайта как инструмента продаж, поскольку они хотят, чтобы покупатели пользовались их приложением. С точки зрения аналитики это гораздо эффективнее для бизнеса, поскольку приложения предоставляют намного больше возможностей для получения данных о клиентах, тех данных, которые мы не имели возможности получить раньше, и я уверен, что это еще подстегнет нашу отрасль.

Другая тенденция, о которой я не могу не сказать — сейчас в индустрии крайне не хватает талантливых специалистов, поэтому я не удивлюсь, если в ближайшее время появятся учебные заведения, которые будут готовить специалистов по электронной коммерции.


– А если говорить про тренды вашей родной страны, Индии, какие особенности характерны для рынка? Правда ли, что в стране преобладает мобильный e-commerce?

– Это правда, mobile сейчас имеет огромное значение. Большинство действительно крупных компаний в нашей стране делают ставку на mobile – так они получают доступ к 850-миллионной аудитории. Важно понимать, что если у вашего интернет-магазина есть только сайт, для покупателя вы всего лишь url, который нужно дополнительно вводить каждый раз, вы дистанцируетесь от него. Другое дело, если у вас есть приложение. Вы всегда на расстоянии трех кликов от покупателя и занимаете место в его подсознании. Для меня это главная причина, почему mobile будет в приоритете у индийских ритейлеров.


– Сколько процентов магазинов в США пользуется средствами аналитики и сколько из них делает это максимально эффективно?

– Я очень сомневаюсь, что в мире остались интернет-магазины, которые не следят за аналитикой (если только речь не идет о магазинах, в которых работают менее 10 сотрудников). Однако, несмотря на то, какое количество доступных и даже бесплатных инструментов веб-аналитики сейчас существует, немногие в действительности научились ими эффективно пользоваться.


– Кстати, каков средний штат аналитического отдела в интернет-магазинах, какое количество средств владельцы готовы выделять на аналитику?

– Все зависит от масштабов компании и ее текущих потребностей. Если ваш генеральный директор действительно верит в возможности аналитики и понимает, что все можно измерить, это значит, что вы попали в отличную компанию, с точки зрения карьерных перспектив. Но если ваш начальник только и делает, что "пудрит мозги", вместо того чтобы заняться делом, я бы посоветовал не работать в такой компании даже при условии двойного оклада. Говоря о вложениях в аналитику, я даю клиентам следующую рекомендацию — 0,5 % вашего маркетингового бюджета должно быть выделено на аналитику. Через год даже аналитик средней руки под грамотным руководством сможет обеспечить вас достаточной выгодой, чтобы увеличить бюджет отдела аналитики до 1% маркетингового бюджета. Да, у меня есть примеры компаний, в которых аналитика занимает 5-13 % вложений в маркетинг, но это не слишком частые случаи, а вот 1% — это вполне достижимый объем.

– Какие три средние и наиболее распространенные метрики отслеживаются в магазинах?

– Показатель конверсии, средний размер чека и количество пользователей — это наиболее важные показатели, я бы сделал упор именно на них, пытаясь получить эти данные для разных сегментов аудиторий.

Главный совет по использованию метрики от Рави Патака: используйте меньше метрик, которые непосредственно влияют на ваш бизнес, и вместо этого фокусируйтесь на небольших, постепенных улучшениях, по одному за раз.

Доклад Рави Патака ‘Price discovery techniques for e-commerce’ на РИФ+КИБ 2015

Price discovery techniques for e-commerce stores & R Google Analytics от AGIMA на Vimeo

Материал по теме

Как покупают люди поколения Z: аналитика "Яндекс" и Aquarelle Research

Материал по теме

Россияне оказались не готовы к онлайн-продаже лекарств?

Материал по теме

69% россиян пользуются онлайн-магазинами: аналитика банка Хоум Кредит

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...

Apple поменяла формат магазинов из-за коронавируса

Apple открыла свой первый пункт выдачи заказов под названием Express Pickup, в который можно заказать различные электронные устройства с сайта "яблочной" корпорации, после чего забрать их из этого мини-магаз...

В Украине разрешили онлайн-продажу лекарств

Депутаты Украинской Рады приняли решение официально узаконить продажу лекарств через интернет. Законопроект №3615-1 принят во втором чтении. Он разрешает не только создание онлайн-аптек, но и даёт право обы...

О том, как продавать больше онлайн, узнают участники eMarketingSib-2020

18-19 ноября 2020 года в Новосибирске уже в шестой раз состоится Сибирская конференция "Эффективный интернет-маркетинг: как получить результат" - eMarketingSib-2020. Организаторами мероприятия выступают Obuv...