Created by potrace 1.13, written by Peter Selinger 2001-2015 LOGO

Отчет «Online Retail Is Front and Center in the Quest for Growth»

Игорь Бахарев
04 Февраля 2014, в 00:50, в Операционка, в сюжете: Кирилл Воробьев

kirill-vorobyovДобрый день! Бурный рост электронной коммерции продолжает охватывать новые регионы и рынки, становясь своеобразным локомотивом для всего ритейла.

Свою аналитику по рынку e-commerce представила компания ATKerney в отчете «Online Retail Is Front and Center in the Quest for Growth 2013», появившемся в сети на прошлой неделе, и который я решил перевести и проанализировать его основные тезисы.

1. Электронная коммерция перестает быть второстепенной по отношению к оффлайн-бизнесу (ритейлу). Международные компании рассматривают открытие онлайн-бизнеса как серьезный стратегический шаг, позволяющий им освоить новые рынки.

Действительно, объемы национальных рынков растут, что отражается на объеме внешнеторговых операций. Трансграничная торговля (cross border) развивается очень активными темпами, в особенности на развивающихся рынках. Важным моментом, в каждом конкретном случае, будет принятие или непринятие соответствующих регулятивных действий со стороны государства, ограничивающих или, наоборот, либерализирующих внешнюю торговлю. Данное решение может как придать необходимый «толчок» для развития отрасли, так и отбросить ее.

Отметим, что согласно международному опыту, принятие фактически любых ограничительных мер всегда негативно сказывается на развитии отрасли в среднесрочном и долгосрочном периоде, давая краткосрочный эффект лишь в некоторых случаях. Общая тенденция к либерализации торговли и снятию любых барьеров должна коснуться и отрасли e-commerce.

Гибкость и наличие различных инструментов электронной торговли позволяют осуществлять планомерный выход на внутренние и внешние рынки капитала, минимизируя при этом свои риски. Трансграничная торговля в данном случае является отличным вариантом как ведения бизнеса на различных рынках, так и первоначальным этапом по тестированию рынка и последующему выходу на него.

2. Россия заняла 13 место по сводному индексу привлекательности онлайн рынка для зарубежных ритейлеров (табл.1).

Отметим, что согласно методологии исследования все исследуемые страны были разделены на 3 группы:

  • развитые и по-прежнему растущие рынки;
  • развивающиеся (рынки нового поколения);
  • технологичные.

Сводный индекс вычислен на основе 4 критериев, оказывающих разное влияние (размер рынка, поведенческий фактор, потенциал роста, инфраструктура). По каждому критерию экспертной оценкой выбирался лидер, и его значение принималось за базу (100 баллов), остальные отсчитывались от него. Лидерами рейтинга стали Китай (84 балла), Япония (83,3 ), США (82,8).

Таблица 1.
Глобальный индекс электронной коммерции

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth

В общем списке 10 из 30 стран это развивающиеся страны. Стоит отметить, что в топ не попала Индия из-за слабых показателей в области инфраструктуры и низкой доли проникновения интернета. Россия, поднявшись в прошлом году с 26 места на 3, в этом году опустилась на 13. В целом, все страны с развивающимися экономики и высокими прогнозными темпами роста, за исключением Китая, который сохранил лидерство, опустились в рейтинге.

Причиной этому является различная методология исследований, а именно различный набор факторов ранжирования. В этом году на первое место по значимости и доле вышел фактор размера рынка. В целом российский ecommerce набрал средние показатели по всем критериям существенно отставая по объему рынка от Китая, США, Великобритании и Японии, по удовлетворенности потребителей от технологичных стран Японии и Южной Кореи, по потенциалу для роста от Китая, Словакии и Венесуэлы, по инфраструктуре от США, Японии, Гонконга и Сингапура. Стоит отметить и невысокую оценку российского e-commerce со стороны экспертов по показателю потенциал роста.

Диаграмма 1.
Динамика мирового рынка онлайн торговли

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth-2

Из приведенных данных видно, что среднегодовой темп роста онлайн торговли в мире находится на уровне 17%. Темпы роста, которые выше рыночных, сохраняются в странах Азии и Латинской Америки.

3. Современный покупатель становится более изощренным в вопросах совершения покупок.

Общей тенденцией является проделывание клиентом большой работы по поиску товара в сети, изучению его характеристик, сравнению цен, перед принятием финального решение о покупке. Важную роль в этом процессе играют мобильные устройства. Ритейлеры также в свою очередь проявляют креативность и заинтересованность в привлечении новых покупателей. Тут все очевидно - будущее за мобильными устройствами и персонализацией.

4. Конкуренция приобретает все более жесткий характер.

Уровень конкуренции всегда хороший показатель развитости отрасли. Пустые ниши, неудовлетворенный спрос, отсутствие качественного предложения являются потенциалом роста для рынка. Если в развитых странах, с точки зрения e-commerce, заказав товар в интернет-магазине, вы сможете получить его в этот или на следующий день повсеместно, то в России это можно сделать лишь в небольшом количестве городов. Поэтому данный тренд относится, по большей части, к развитым рынкам. На только развивающихся конкуренция находится на очень низком уровне.

5. Продажи в сегментах электроники (в т.ч. ПК, планшеты, фото, видео и т.д.) и одежды находятся в лидерах в большинстве стран.

Таблица 2.
Распределение долей рынка электронной коммерции по сегментам в различных странах

FG-Online-Retail-Is-Front-and-Center-in-the-Quest-for-Growth-3

Обе категории хорошо подходят для торговли посредством онлайна. При покупке электроники важно изучить технические характеристики устройства и практически нет необходимости в его «примерке», а у второй, не смотря на отсутствие возможности физического осмотра товара, всё же преобладают другие достоинства, такие, как цена, широта и глубина ассортимента, качество и прочее. Однако, в исследовании отмечаются различные причины такого явления.

Например, в России и Китае на высокие темпы роста сегмента fashion оказывают серьезное влияние неразвитость инфраструктуры и значительное преимущество в ассортименте крупных интернет-магазинов. В Германии и Японии пользователей привлекают дополнительные опции в виде технической возможности изучить товар во всех деталях, а также бесплатная доставка и возможности возврата.

6. Технологии по-прежнему в «центре» онлайн-бизнеса.

Онлайн-торговля, в принципе, строится на использовании различных технологий. Очевидно, что те, в чьих руках будут находятся самые эффективные из них, и будут более успешны. Но это не значит, что стартапу, который делает первые шаги в этом бизнесе необходимо сразу вкладывать значительные инвестиции в CRM и прочее. Необходимо помнить, что выбор технологий для своего бизнеса процесс сугубо индивидуальный.

Более подробно познакомиться с исследованием Вы можете, посетив официальную страницу исследования ATKerney по этой ссылке.

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments