Скорость и искусственный интеллект. 5 трендов в логистике еды
Безупречная логистика — основной драйвер рынка eGrocery. Покупатели не готовы ждать продукты несколько дней и мириться с неопрятностью курьера. Эксперты eCommerce-агентства Aero рассказывают, на какие тренды в логистике стоит обратить внимание, чтобы преуспеть в онлайн-продажах продуктов.
Быстрая доставка
Сроки доставки более суток грозят потерей покупателей. Amazon Prime Now предоставляет бесплатную доставку из Whole Foods за 2 часа для членов Prime при заказе от $35 и доставку за 1 час за $7,99 при таком же минимальном заказе. В России доставку день в день стремятся обеспечить сервисы Instamart, iGooods, Save Time.
Сlick-and-collect
Для многих покупателей формат click-and-collect сочетает удобство интернет-магазина с надежностью покупок в обычном магазине. Для ритейлера это возможность сэкономить на последней миле и привлечь онлайн-покупателя в магазин, где он может дополнить свои онлайн-покупки товарами из реального магазина. Самая выгодная модель eCommerce.
Dark stores
Быструю доставку невозможно обеспечить с одного распределительного центра на весь мегаполис. Онлайн-ритейлеры открывают склады в разных частях города на базе собственных или партнерских магазинов. В России dark stores начал открывать «Перекресток».
Уберизация доставки
Вслед за уберизацией доставки готовой еды онлайн-ритейлеры привлекают для доставки продуктов независимых курьеров и таксистов. Эта модель удешевляет и ускоряет логистику последней мили. С независимыми курьерами работают, например, Instacart в США и Save Time в России. Но у этой модели есть недостатки и репутационные риски. Например, продукты иногда воруют, и за внешним видом и вежливостью независимых курьеров проследить сложнее.
Роботизация и AI
Ocado доставляет продукты с роботизированных складов в 250 тысяч домашних хозяйств каждую неделю. Роботы не просто ускоряют доставку и снижают цены, они также улучшат складские технологии. На складе Okado в Андовере тысячи роботов собирают заказы, передвигаясь со скоростью 4 м/с и общаясь между собой с помощью технологий 4G. Такой склад обрабатывает до 65 тысяч заказов каждую неделю. Ocado продает технологии автоматизации другим компаниям (Casino, Morrisons).
JD.com тоже отказался от людей на складе. Роботизированные технологии позволяют собирать, упаковывать и отправлять 200 тысяч заказов в день. Склад обслуживают всего 4 человека.
Самые инновационные компании тестируют доставку продуктов беспилотными автомобилями. Американский ритейлер Kroger запустил такой сервис вместе со стартапом Nuro. Покупатель заказывает продукты через мобильное приложение и по коду получает доступ к своему отсеку в фургоне.
Ford тоже тестирует доставку из магазинов и ресторанов беспилотным грузовиком. У автомобиля есть сенсорный экран для ввода кода доступа и навигации, система с боксами разного размера и внешняя аудиосистема для голосовых подсказок.