LOGO

Пионеры eGrocery: от Tesco в Англии до «Утконоса» в России

Игорь Бахарев
20.11.2018, в Исследование eGrocery

История eGrocery насчитывает уже более 30 лет. Наиболее решительные компании начали воплощать эту идею еще на заре онлайн-торговли. О том, как развивался рынок eGrocery и кейсах Tesco, Ocado, Webvan, Amazon, Instacart и «Утконос» — в обзоре eCommerce-агентства Aero.

Крупнейший британский ритейлер Tesco начал продавать товары через интернет в 1996 году, используя для сбора заказов собственные магазины. В 2000 году в Великобритании стартовал онлайн-супермаркет Ocado. Уже через два года после запуска он обеспечил три температурных режима для доставки продуктов со своего склада и предложил покупателям выбирать временные интервалы. За первыми игроками подтянулись и остальные, а покупатели привыкли часть товаров повседневного спроса заказывать в онлайне. Именно поэтому британский рынок eGrocery – один из самых продвинутых в мире. Оборот Ocado по итогам 2017 года составил почти 1,5 млрд английских фунтов. И это одна из самых высокотехнологичных компаний в ритейле.

В большинстве других стран продовольственные эксперименты в онлайне складывались не так удачно. С продуктовым онлайн-ритейлом связан один из самых громких провалов в истории доткомов. Американский продуктовый стартап Webvan начал агрессивную экспансию в конце девяностых. Компания развивала собственную инфраструктуру и на пике работала в 10 регионах США, предлагая доставку от 30 минут. В 2001 году пузырь лопнул: Webvan увяз в долгах и закрылся, потеряв более $800 млн и уволив 2 000 сотрудников. Среди главных ошибок Webvan называют то, что компания начала экстенсивный рост, не проверив бизнес-модель, делая при этом ставку на чувствительных к цене клиентов. Эта история подорвала доверие инвесторов к eGrocery и заставила сомневаться в перспективности онлайна многих продуктовых ритейлеров.

Крах Webvan принес пользу Amazon. В 2012 году Amazon приобрел компанию KIVA Robotics за $775 млн. При создании KIVA были использованы ноу-хау роботизированной системы управления складом Webvan. Также Джефф Безос нанял четырех руководителей Webvan, которые продолжали анализировать, что пошло не так с Webvan, чтобы использовать этот опыт при запуске Amazon Fresh. Покупка Amazon сети Whole Foods дала мощный импульс продуктовому бизнесу интернет-гиганта. За первые 4 месяца после появления товаров из Whole Foods на сайте Amazon было продано снеков, консервов, замороженных продуктов, фруктов и овощей на $10 млн. Категория eGrocery на сайте растет на 9% каждую неделю. Сегодня 18% американского рынка eGrocery приходится на долю Amazon.

Cервис доставки из супермаркетов Instacart был основан в 2012 году, в 2015 году был назван Forbes самой многообещающей американской компанией. Сегодня стоимость Instacart оценивают уже в $4,2 млрд. Компания работает с 200 ритейлерами, из которых 8 – крупнейшие американские сети, в том числе Albertsons, Costco, Whole Foods и Aldi. После того, как Amazon купил Whole Foods, перспективы партнерства сети с Instacart становятся все более туманными. Однако агрессивная стратегия Amazon на рынке eGrocery так встряхнула рынок, что другие продуктовые ритейлеры теперь заинтересованы в Instacart, как никогда прежде.

В России продуктовый онлайн-ритейл развивался очень медленно и не так драматично. Не все помнят, что «Утконос» начинался не с интернет-магазина. В 2002 году появились первые офлайновые «столы заказов» «Утконоса», в которых можно было через терминал собрать виртуальную корзину, а на следующий день там же получить заказ. Интернет-магазин «Утконос» открыл только в 2006 году. В 2007 году сеть компании насчитывала 201 магазин, но после ухода Юрия Лужкова с поста мэра, арендные ставки для компании были подняты, и в 2012 году сеть закрыла последние магазины. Тем более, что онлайн-заказы с доставкой составляли до 80% объема. Новый гендиректор «Утконоса» Максим Бахтин заявлял, что закрытие офлайновых точек старым менеджментом было ошибкой. Выручка операционной структуры ритейлера (компания «Новый импульс-50») в прошлом году превысила 8 млрд рублей. В 2017 году компания увеличила инвестиции в развитие инфраструктуры, начав строительство офисно-складского комплекса площадью 70 тысяч квадратных метров и развивая сеть продуктоматов. Эти расходы привели к тому, что по итогам года бизнес «Утконоса» вновь стал убыточным, хотя годом родом компаний наконец-то удалось выйти на прибыль.