Юридические аспекты при запуске интернет-магазина: советы "Зарцын и партнеры"

Игорь Бахарев

Юридическая компания "Зарцын и партнеры" разработала гайд для тех ритейлеров, которые собираются запустить интернет-продажи. В нём она собрала основные советы о том, как адаптировать документы и процессы для дистанционной торговли, а также рассказала, на которые сложности нужно обратить внимание при запуске интернет-магазина. Специально для E-pepper.ru юристы компании собрали основные советы и рекомендации.

Какие документы необходимо размещать на сайте

На сайте необходимо разместить следующие документы:

  • Договор розничной купли-продажи (в форме публичной оферты),

  • Политику обработки персональных данных, 

  • Согласие на обработку персональных данных, 

  • Согласие на рассылку.

Дополнительно может быть размещено пользовательское соглашение, если до покупки товара пользователь может пройти регистрацию на сайте и использовать личный кабинет или закрытую часть сайта.

Clip2net_200727214932.png

До момента заключения договора купли-продажи покупатель должен увидеть:

  • данные об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара;

  • информацию о полном фирменном наименовании продавца;

  • данные о цене и условиях приобретения товара, о его доставке;

  • данные о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; 

  • информацию о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение заключить договор.

Ошибки при размещении документов на сайте на конкретных примерах 

Важно не только разработать тексты документов, но и правильно разместить их на сайте. На реальных примерах разберемся, как не совершить ошибки.

1 форма - 2 ошибки

Заходим на сайт одного из известных косметических брендов и пробуем пройти регистрацию. Всплывает форма, в которую нужно ввести множество своих данных, но вот ошибки уже начались…

Clip2net_200727220001.png

Ошибка № 1: в форму вносятся персональные данные, но согласие на обработку данных отсутствует. Это прямое нарушение закона о персональных данных, за которое грозит штраф.

Верным будет разместить ссылку на согласие на обработку персональных данных, текст которого соответствует ФЗ "О персональных данных".

Ошибка № 2: нам предлагается подписаться на рассылку, поставив галочку рядом с фразой "Информируйте меня о последних новостях".

Во-первых, расценить это как согласие на рассылку можно с трудом (ФАС это не понравится). Следует разместить ссылку на кликабельное согласие на рассылку, в котором описано, как будет приходить рассылка, как от нее можно отписаться, и согласие на все это со стороны пользователя.

Во-вторых, в судебной практике говорится: фраза, информирующая о том, что это рекламная рассылка, должна быть явной и четкой и текст про информирование о новостях не подойдет.

Кстати, аналогичная ситуация и при подписке через отдельную форму.

Clip2net_200727220057.png

Ошибка № 3: в форме нет ни согласия на обработку персональных данных, ни согласия на получение рассылки.

А вот еще одна вариация ошибки, которую мы нашли на сайте интернет-магазина одежды.

При заполнении формы подписки на рассылку нам предлагают согласиться с Политикой обработки персональных данных. Но зачем это делать, если нам нужно дать согласие на обработку персональных данных и рассылку? Акцептовать политику не нужно.

Закрыв глаза на нарушения, мы прошли регистрацию и решили оформить заказ. Заполнив форму (к слову сказать, персональных данных в ней оказалось больше, чем в форме регистрации), мы нажимаем кнопку "Оформить заказ".

Clip2net_200727220148.png

Нам снова предлагают подписаться на новости, а вот согласие на обработку персональных данных не берут и акцептовать договор розничной купли-продажи не предлагают.

Ошибка № 4: снова нет согласия на обработку данных.

При заполнении формы заказа мы оставляем данных больше, чем при регистрации, и цель обработки уже иная - исполнение договорных обязательств перед покупателем. Значит, нужно еще одно согласие.

Clip2net_200727220317.png

Ошибка № 5: нам не предлагают ознакомиться с договором розничной купли-продажи и акцептовать его.

С одной стороны, конечно, есть ГК и закон о защите прав потребителей - правила продажи товаров там описаны. А с другой - мы можем прописать свои условия, и пренебрегать этим не стоит.

Более того, в подвале сайта есть условия продажи товаров, в которых указано: "Заказывая Товары через Интернет-магазин, Клиент соглашается с Условиями продажи Товаров (далее - Условия), изложенными ниже". Дальше в тексте нет указания, что же является оформлением заказа. Но тогда как подтвердить ознакомление покупателя с текстом условий и их акцепт? Неясно…

Clip2net_200727220325.png

Ошибка № 6: нет Политики обработки персональных данных.

Смотрим в подвал сайта, пытаясь найти Политику обработки персональных данных, которая должна быть доступна с любой страницы сайта, но не находим ее…

Ошибка № 7: проставленная галочка

И вот еще одно распространенное нарушение - автоматически проставленная галочка. Почему это плохо? Потому, что это, по сути, документ с уже стоящей подписью, которую поставил не пользователь. А нам нужно, чтобы подпись поставил не кто-то абстрактный, а именно пользователь. Не делайте так!

Чек-лист   «Старт интернет-магазина: юридические вопросы»

Сайт, домен, товарный знак

  • Проверьте выбранное наименование на схожесть с зарегистрированными товарными знаками.

Рискованно выбирать доменное имя или название, которое схоже с названиями известных брендов или с зарегистрированным товарным знаком.

Нарушение прав на товарный знак может повлечь ответственность до 5 000 000 руб. и прекращение прав администрирования доменного имени.

  • Оформите доменное имя на индивидуального предпринимателя / юридическое лицо.

Рискованно оформлять доменное имя на сотрудников и (или) третьих лиц, так как в случае конфликта права на доменное имя восстановить крайне трудно.

  • Зарегистрируйте свой товарный знак.
  • Оформите договорные отношения с разработчиком сайта / мобильного приложения (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).

В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав на сайт необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.

  • Оформите договорные отношения с разработчиком логотипа (договор авторского заказа / договор на оказание услуг).

В договоре следует указать, что исключительные права переходят к вам как к заказчику. Для подтверждения прав необходимо иметь: договор (с четким указанием, что именно создается); акт приема-передачи; документ, подтверждающий оплату.

  • Разместите фото товара на Сайте.

Вы должны иметь права на размещаемые фотоматериалы. Запрещено использовать фото без согласия правообладателя. В случае нарушения возможно взыскание компенсации до 5 000 000 руб. (по иску правообладателя) или блокировка сайта.

Создание компании

  • Зарегистрируйтесь в качестве индивидуального предпринимателя / юридического лица.

Регистрация необходима до начала ведения предпринимательской деятельности (т. е. до получения систематической прибыли два и более раз). Нарушение указанного правила может повлечь административную или уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.

Договорная работа 

  • Оформите договорные отношения с сотрудниками. 
Оформление сотрудников по договору ГПХ имеет свои существенные риски и в ряде случаев по инициативе госорганов такие договоры могут быть переквалифицированы в трудовые с доначислением налогов (сборов), пени и штрафов.
  • Заключите договоры с платежными системами / интернет-эквайрингом.
  • Заключите договоры с поставщиками товаров.

Обязательно проверьте товар на отсутствие нарушения исключительных прав третьих лиц.

  • Заключите договоры с курьерскими/транспортными компаниями.

Отношения с потребителями

  • Разработайте и разместите на сайте текст Публичной оферты.

  • Разработайте и разместите на Сайте текст Согласия на обработку персональных данных / получение рассылок.

Может быть частью Публичной оферты.

Запрещено рассылать сообщения без предварительного согласия на получение рассылок. Штраф составляет до 500 000 руб.

  • Разработайте формы заявлений для покупателя на возврат (обмен) товара / денежных средств.

  • Разработайте и внедрите алгоритм работы с претензиями покупателей.

При нарушении сроков удовлетворения требований покупателей, установленных законодательством о защите прав потребителей, возможно наложение существенных штрафов.

  • Приобретение и постановка на учет ККТ (в случае осуществления наличных расчетов).

Кассовые чеки могут выдаваться курьерской компанией.

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

В 2023 году рекламный рынок продолжил восстанавливаться и демонстрировал рост инвестиций в digital и ретейл-медиа. Какие тренды будут актуальны, что происходит на рынке кадров, чего бренды ждут от креат...

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

За год реализации эксперимента по дистанционной доставке рецептурных лекарств было оформлено 3004 заказа, из которых доставлено только 1324. На рабочем совещании в Госдуме депутаты и эксперты обсудили итоги...

Киберярмарка ECOM Expo’24 — 5‑6 июня

В Москве 5 и 6 июня пройдет выставка технологий для электронной коммерции ECOM Expo'24. Вас ждут более 300 решений для торговли на маркетплейсах и через собственный ecommerce. Свыше 200 компаний представят ...

Бренд SELA запустил игру в Roblox и представил AR-коллекцию

Российский бренд одежды SELA появился в метавселенной – компания запустила свою игру на платформе Roblox и представила коллекцию, вдохновлённую соединением мира моды с digital-технологиями. Общая стилистик...

"Яндекс" станет производителем товаров для взрослых

"Яндекс" планирует выпустить под новым брендом Hinto товары для взрослых и средства личной гигиены. Соответствующая заявка на регистрацию торгового знака была подана в Роспатент. Hinto будет использо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.