LOGO

ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce

Игорь Бахарев
21 Сентября 2018, в 00:05, в Новости e-commerce, в сюжете: аналитика
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса интернет-пользователей России. Исследователи, в том числе интересовались, насколько часто наши сограждане делают покупки в интернете. Если верить этим данным, российский eCommerce находится в глубочайшем кризисе. Выяснилось, что ежедневно покупки через интернет оформляют 2% опрошенных. В 2014 году, говорят во ВЦИОМ, 7% интернет-пользователей говорили, что совершают покупки в сети.

Эксперты, опрошенные порталом E-pepper.ru, называют эти данные "крайне странными".

Иван Кургузов ("Оборот") полагает, что в методологию ВЦИОМ (телефонное интервью по выборке 1600 респондентов) могла вкрасться какая-то ошибка.
"Может россияне стали покупать более крупные покупки (хотя о таком я не слышал). Или, возможно, они что-то перестали ассоциировать с покупкой в интернете, т.е. например такси или деливери-клаб", - пытается хоть как-то объяснить такие цифры Кургузов.
Снижение процента граждан, ежедневно совершающих заказы через интернет, может быть связано с уменьшением числа спонтанных покупок, которые делают интернет-пользователи, считает Генеральный директор RBK.money Денис Бурлаков.
"У тех, кто активно совершает онлайн-покупки, сформировалось более обдуманное покупательское поведение. Ранее люди могли делать заказы ежедневно, так как постоянно искали выгодные предложения и находили в сети что-то привлекательное. Со временем они остановили свой выбор на магазинах, которые устраивают их во всем, и стали меньше серфить", - поясняет он.
Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин не склонен верить данным ВЦИОМ. Он оценивает их погрешность в 5%.
"То есть результаты этого исследования стоит записывать "Покупки через интернет оформляют 2%+-5%", точнее "от минус трёх процентов до семи"", - шутит эксперт. 
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский напоминает, что в октябрьском опросе 2014 года аналитики ВЦИОМа, фактически, задавали другой вопрос пользователям интернета. Тогда речь шла о том, сколько людей оформляли заказ в интернет-магазине за год. А сейчас рассматривается дневная аудитория интернет-магазинов.

Сравнение цифр от 2014 и 2017 полезно в другом разрезе, считает он. "Средние чеки в 2014 были существенно выше, чем в 2017 - тогда эпоха Aliexpress ещё не пришла. Поэтому время на совершение покупки (рассмотрение, выбор вариантов на прайс-агрегаторов) занимала несколько дней. Если мы накладываем практически "мгновенный" заказ в течении суток на 2% от суточной аудитории в 72.4 млн человек (данные ФОМ) - то получаем порядка 1.448 млн покупок среднесуточно, или за 528 млн покупок за год".  

42211122_739614633044439_8840535655864860672_n.png

Глава НАДТ Александр Иванов согласен с такой оценкой. "В 2018 году мы прогнозируем 500+ млн посылок с товарами из интернет-магазинов. В прошлом году было порядка 480 млн, так что рост есть", - говорит он.

В РАЭК напоминают, что, по данным исследования "Экономика Рунета 2017", электронная коммерция продолжает оставаться крупнейшим сегментом российской интернет-экономики.
"По итогам 2017 года его объём составил 1,73 триллиона рублей, рост по отношению к 2016 году - 26%. И по нашим оценкам эта тенденция сохранится. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекание покупателей из офлайна в онлайн", - говорит представитель ассоциации.
По данным РАЭК, хотя бы одну покупку у частного лица или продажу частному лицу в онлайне в 2017 году совершили 16% интернет-пользователей (12,2 млн человек в возрасте от 18 до 65 лет).

Согласно осеннему исследованию GFK, аудитория eCommerce растёт высокими темпами. Аналитики Gfk Rus насчитали аудиторию в 24 млн. человек в возрасте 16-55 лет. Она выросла с 25% в 2016 году до 30% в 2017 году - по данным Всероссийского омнибуса GfK.
"По данным нашего агентства, процент людей, оформляющих покупки через интернет, растет. Это связано с усовершенствованием технологий и росту доверия к онлайн-продажам. Возможно, ВЦИОМ делал опросы со смещенной выборкой или сама методика опроса допустила такие результаты", - говорит Генеральный директор интернет-агентства Gedocorp, член Совета Самарского регионального отделения в Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" Алексей Добрусин.
По данным агентства, аудитория российского eCommerce сейчас составляет 12-13% от всех пользователей интернета.

В АКИТ говорят, что сейчас в России 87 млн человек пользуются интернетом. При этом половина из них хотя бы раз совершала покупки в сети. При этом, полагает президент ассоциации Артём Соколов, всё зависит от аудитории, которую опрашивал ВЦИОМ. Если опрашивали аудиторию 55+, то логично, что респонденты не заказывали товары через сеть. Если аудитория молодая, активная (возраст 16-29 лет), то там 98% заказы делают с регулярной переодичностью. Но все равно это не "ежедневные" заказы.

"Сложно представить человека, который ежедневно покупает что-то в интернете, на мой взгляд это весьма утопичный образ. Самая частозаказываемая категория последних дней - это продукты питания - но даже самый лояльный пользователь не сможет съедать два завтрака, два обеда и два ужина ежедневно. Нужно же отдыхать от покупок хоть иногда", - добавляет Соколов.

Ежедневных покупок не бывает в стране, в которой торговля едой запрещена, добавляет Иванов. Так что 2% ежедневно - это вообще какая-то непонятная цифра, не имеющая отношения к реальности. "Даже если наше государство разрешит полноценную торговлю алкоголем, табаком, лекарствами, драгоценностями и всем остальным, даже это не даст "ежедневных покупателей"", - говорит эксперт. 

Похожие статьи и интервью
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет
Обходим спам-фильтры: несколько практических рекомендаций
Андрей Ревяшко (Wildberries): "Big Data - это не мегамозг из фантастического фильма"
Performance-маркетинг на практике
Выбираем партнёрскую сеть: на что смотреть и что учитывать?
Как не прогореть с Instagram-блогером: несколько советов
О будущем российской электронной торговли
Как интернет-магазину выстроить поддержку клиентов: кейс La Redoute
Рынок срочной доставки: аналитика Data Insight
На практике: Почему не нужно делить покупателей на онлайн и офлайн
Роль цены при выборе покупки падает: исследование Kibo
Мобильные приложения в 2018 году: аналитика Criteo
Онлайн-рынок одежды и обуви в России: аналитика Data Insight
Ещё 4-5 лет, и всё, рынок на выход качественного ретейла…
Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз
Сегодня все должны присутствовать в Интернете. Вопрос…
Visual Content Marketing в fashion и beauty: выжать максимум
Защищаем право на доменное имя: совет юриста
Зачем "Яндекс" закрывает «Заказ на Маркете», и что будет дальше
Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика
Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)
Как онлайн-магазины теряют клиентов: исследование
Кейс Zarina: рост выручки более, чем на 28% благодаря персональным рекомендациям
Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн
Повышение прибыли «М.Видео» с использованием актуальной пользовательской базы
"Онлайн-рынок детских товаров": аналитика от Data Insight
Мы идём к тотальному ретейлу
Мы тут как на минном поле работаем
Наша площадка — один из винтиков развития для рынка…
Рынок DIY в 2017-20 годах: аналитика INFOLine
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: данные Data Insight
Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов
Персонализация интернет-магазина Petrovich.ru: 3 кейса и рост выручки на 11,4%
В Москве за 2 часа заявка на автозапчасти просто теряет…
Самые посещаемые ИМ России: аналитика от Алексея Петровского
Как обеспечить персонализированный подход в онлайне: Кейс МЮЗ
Лояльность в эпоху "постправды": аналитика BrightLocal
Что теряет магазин без мобильного канала продаж
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ
3 правила успеха применения омниканального маркетинга
Фильтры с ЧПУ для интернет-магазинов: плюсы и минусы с точки зрения SEO
Data Insight назвала лидеров рейтинга E-Commerce Index TOP-100 2017 года
"Яндекс" поменяет формат продажи рекламы: что это даст?
Рынок лекарств и медицинских товаров: новое исследование Data Insight
Что нужно знать, чтобы наладить эффективное взаимодействие с курьерской службой
Как интернет-компании общаются с клиентами?
Андрей Шарак (SAP): "Потребители понимают, что информация - это актив"
В Criteo рассказали о шопинг-привычках россиян
Крушение Toys R Us: что происходит
Директор интернет-магазина ИКЕА Михаил Синягин о расширении компании и ее планах
Эксперты прорейтинговали российский e-Grocery
Зайти на наш рынок крайне сложно, да и работать непросто
Какой станет электронная коммерция в 2018-2019 годах?
Реклама у китайских блоггеров — особенности работы маркетинга влияния в Китае
Как увеличить онлайн-продажи: опыт производителей электроники и техники
Аналитика по выкупу посылок из отделений "Почты России"