В 2016 году объем российского eCommerce достигнет 900 млрд рублей
Игорь Бахарев
Объем российского рынка электронной торговли вырос на 26% в первом полугодии текущего года и составил 405 млрд рублей. Согласно прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), по итогам 2016 года онлайн-продажи достигнут отметки в 900 млрд рублей.
По данным АКИТ и J’son & Partners, объем кроссбордера с января по июнь вырос на 37% – до 143,1 млрд. Специалисты подсчитали, что трансграничная онлайн-торговля за 2016 год может вырасти до 320 млрд рублей, при этом количество посылок из зарубежных интернет-магазинов составит 230 млн штук, тогда как годом ранее – 135 млн штук.
Доля кроссбордера в объеме российского eCommerce продолжает расти: за 2016 год она вырастет до 35%, считают в аналитики. По данным АКИТ и Почты России, по итогам первого полугодия объем входящих международных отправлений с товарным вложением вырос на 102%, а количество заказов на внутреннем рынке увеличилось всего на 5%.
"Фактически "Почта России" стала очень хорошим альтернативным каналом доставки в нашу страну крупных коммерческих партий товаров. Этот канал не требует ни уплаты наложенных платежей, ни налога на добавленную стоимость. Таким образом, у российского ритейла не остается выбора", – прокомментировал президент АКИТ Алексей Федоров.
Во втором квартале текущего года на доставку "Почтой России" пришлось 37% всех онлайн-заказов, оформленных российскими пользователями. Доля компании снизилась на 2% по сравнению с первым кварталам. "Последние годы "Почта России" уверенно наращивает свою долю на рынке отправлений с товарным вложением. Для нас это хорошая тенденция, особенно учитывая то, что рост объема отправлений не только не увеличивает сроки доставки, но напротив, способствует их сокращению", – отметил заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Сергей Малышев.
Наиболее востребована у россиян на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника: на долю категории приходится 32% кроссбордерного рынка. Следом идет одежда – 23,8%, обувь – 11,8%, косметика – 7,5% и автозапчасти – 7,1%. Чаще всего зарубежными интернет-магазинами пользуются жители Москвы (46%). Доля Санкт-Петербурга составляет 11,6%, а остальных городов – 43%.
Более половина трансграничного рынка в деньгах приходится на Китай, четверть – на страны Европы, 12% – на США. По количеству товарных отправлений Китай с огромным отрывом опережает остальные страны, занимая долю в 90%.
"Пробелы в регулировании, не поспевающем за стремительными темпами развития e- commerce, привели к тому, что сегодня приоритет отдан иностранным игрокам, активно использующим преимущества безналоговой торговли и переводящим торговый оборот в неторговый. И если мы в ближайшей перспективе не хотим перевести весь e-commerce на оффшорную модель торговли, необходимо создавать равные условия ведения бизнеса, при которых локальные интернет-магазины смогут конкурировать на равных с зарубежными игроками”, – уверен исполнительный директор АКИТ Артем Соколов.
По подсчетам АКИТ, 64% онлайн-заказов из зарубежных интернет-магазинов не дороже €22, а вот доля дорогостоящих покупок, сумма которых превышает €1 000, составляет 0,4%. Организация неоднократно предлагала снизить порог беспошлинной торговли до €22, чтобы урегулировать онлайн-торговлю, а в июне АКИТ выступила за введение НДС для зарубежных ритейлеров.
Однако специалисты Национальной ассоциации дистанционной торговли придерживаются противоположного мнения. По данным организации в 2015 году кросс-бордер привлек в российскую онлайн-торговлю более 12 млн. новых покупателей, инвестировав в сегмент $144 млн.
"Я сочувствую интернет-магазинам, сервис-провайдерам, законодателями, которые работают с экспертными оценками размера рынка интернет-торговли, доли продаж зарубежных интернет-магазинов, различающимися на 30 и более процентов. На данный момент отсутствуют надежные данные, на основании которых возможно было бы принимать взвешенные решения об ограничении кроссбордера", - говорит говорит сооснователь East-West Digital News Владислав Широбоков.
Кроме того, АКИТ изучил состояние рынка БТиЭ. Основываясь на данных GfK, аналитики ассоциации прогнозируют, что объем сегмента по итогам 2016 года составит около 210 млрд рублей. В первом полугодии онлайн-продажи в категории достигли 90%, что на 22% больше, чем годом ранее. Доля БТиЭ в российском eCommerce в первом полугодии составила 17,7% (в 2015 году – 16,3%).
Наибольшей популярностью у покупателей по итогам первых шести месяцев 2016 года пользовались компьютеры и ноутбуки (28%), крупная бытовая техника (24%), смартфоны и телефоны (22%). Активнее всего выросли продажи мобильных устройств.
По темпам роста продаж через интернет лидируют Южный и Северо-Кавказский федеральный округа (33,9%), при этом практически половина рынка приходится на Центральный федеральный округ (47,7%), по данным GfK.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте