Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах

Игорь Бахарев

Рынок электронной коммерции переживает бум и ближайшие несколько лет будет только расти: в минувшем году его объем составлял 2,3 триллиона долларов, а к 2021 году он увеличится более чем в два раза. Минпромторг России планирует, что к 2025 году доля e-commerce в общем объеме торговли в стране должна вырасти до 20% (по менее оптимистичным прогнозам, вклад электронной торговли в общий объем российского рынка составит не более 6,5%, правда, к 2021 году; в любом случае, прирост неизбежен). И что бы люди ни заказывали через интернет, от пиццы в своем же районе до одежды из заокеанского интернет-магазина, этим товарам нужна особенная упаковка. Как eСommerce меняет требования к упаковке, рассуждает Глеб Газукин, генеральный директор BOBST Россия.

Рост интернет-торговли - драйвер роста и для упаковочной индустрии в целом, особенно для сектора гофрокартона - основного материала для упаковки онлайн-заказов. Оборот мирового упаковочного рынка к 2020 году приблизится к 1 триллиону долларов .

Как говорит Брент Нельсон - человек, отвечающий за упаковку в Amazon, упаковка, привычная для офлайн-магазинов, не подходит для онлайн-продаж. Ее задача, прежде всего, - выделиться на полке и сохранить потребительские свойства товара по пути из магазина до дома покупателя. Она может быть очень недешевой сама по себе из-за особенностей дизайна и материалов и иметь неудобные для транспортировки форму и размеры. 

Поэтому товары, которые вы покупаете в интернет-магазине и которые вы видите на полках торговых центров, будут упакованы по-разному. Допустим, вы что-то заказываете на Amazon, и этот товар должен быть доставлен вам в такой коробке, в которой он не повредится в пути, пройдя через несколько рук. А еще она должна быть приятной на вид, качественной и пригодной для отправки обратно, если вам не понравился полученный товар. До этого вы покупали в магазине товар в обычной коробке, если она вообще предполагалась.

Все больше категорий товаров, которые казалось привычным покупать только в магазине, сначала оценив внешне, тоже продается онлайн: например, замороженные продукты и декор для дома. Активно развивается e-grocery, и функционирование этой отрасли также требует особой упаковки - не только прочной, которая выдержит транспортировку, но и которая будет поддерживать нужную температуру продукта.

Таким образом, можно констатировать, что у рынка появилась потребность в разработке упаковки именно для доставки. До этого в упаковочной индустрии был в тренде shelf ready package: транспортная упаковка, в которой товар выставляется прямо на полку в магазине. Специальная упаковка для доставки должна в том числе защищать и эту эффектную продающую коробку, а не только ее содержимое. Розничные компании постоянно ищут способы угодить клиентам, и упаковка должна быть адаптирована в соответствии с этим.

Упаковка для электронной торговли — очень требовательный сегмент рынка, который только начинает развиваться. Особенность упаковки для доставки не только в ее новых потребительских свойствах (прочность, “многоразовость”, способность сохранять важные потребительские свойства). 

С точки зрения производства, есть несколько специфических проблем. Производитель должен изготавливать такую упаковку быстро и так же быстро доставлять заказчику: интернет-магазины и службы доставки еды не готовы ждать, потому что у них есть обязательства перед клиентом.

Так же быстро меняется спрос на упаковочные форматы, и спрогнозировать его непросто. Для производителя упаковочных решений это означает, что необходимо иметь гибкую модульную производственную линию с высоким уровнем автоматизации, которую можно легко адаптировать под меняющиеся задачи. Кроме того, производители упаковки будут все чаще сталкиваться с растущим спросом на коробки и пакеты, отвечающие индивидуальным потребностям заказчика.

Еще одна проблема связана с распаковкой доставленных товаров: потребитель не готов тратить много времени на то, чтобы вскрыть упаковку, особенно если она представляет собой несколько слоев различных материалов. Да и гора мусора после этого, которую нужно как-то утилизировать, — тоже задача. 

Для решения всех этих проблем нужны быстрые, универсальные, высокоавтоматизированные производственные линии.

Очевидно, что заказчики из e-commerce заинтересованы в том, чтобы упаковка, отвечающая требованиям времени, не стоила заметно дороже обычных вариантов. Насколько в итоге изменится цена товара, зависит не только от производителя упакови, но и от затрат на логистику и хранение. Производителю, а вслед за ним самому бренду, логистической компании необходимо иметь разнообразный и пополняемый ассортимент коробок для упаковки товара.

Спектр технологических решений в производстве e-packaging огромен и мало чем отличается от технологий, используемых в производстве обычной упаковки. И в любой сфере, включая и эту, производитель должен руководствоваться принципом разумности: необходимо и достаточно. Если усложнение или изменение конструкции короба, дизайна, отделки, используемых материалов даст преимущество производителю товара, повысит рыночный потенциал продукта, его сохранность, снизит стоимость доставки или повысит узнаваемость бренда, то на эти новшества стоит решиться.

Сегодня повышен спрос на все натуральное, поэтому очень актуален вопрос экологичной упаковки. Отходы и возможность их переработки - головная боль для производителей. Несмотря на бум ресайклинга и запрет пластиковых пакетов в ряде стран, пока что ситуация такова: на упаковке, которую мы активно используем (одноразовая посуда, пакеты), есть верхняя защитная пленка, дающая барьерные свойства, и она полимерная. По сути, это бумага, покрытая пластиком, которую нельзя переработать полностью. 

Многие компании вкладывают миллионы в технологии, которые позволили бы придавать эти барьерные свойства без использования полимеров. Большие корпорации задумываются о повторном использовании собственных упаковок или их пригодности к полной переработке: Nestle объявили, что намерены достичь этого к 2025 году. Они вкладывают много ресурсов в новые разработки, в создание возобновляемых материалов. Ряд компаний в сфере поставки упаковочного оборудования и услуг, в том числе и Bobst, повышают объем использования возобновляемой/солнечной энергии на своих заводах.

Бум рынка e-commerce настолько меняет нашу привычную жизнь, что следование прогрессу становится главным условием выживания. Новые каналы распространения товаров способны еще сильнее изменить привычки потребителей, их мотивы для совершения покупок. Каждому уважающему себя бренду предстоит увеличить свое присутствие в онлайне, если этого еще не было сделано, открыть собственный интернет-магазин, как-то преобразить классические места продаж. Вполне прогнозируемо, что человек будет приходить в магазин, чтобы оценить товар (примерить, если речь об одежде), а купить уже онлайн.

Люди будут заказывать чаще, предъявлять еще больше требований к товарам и доставке, к этому нужно быть готовым не только собственно продавцам, но и логистическим и курьерским компаниям, почте, производителям упаковки. Продавцам придется обрабатывать больше заказов в единицу времени и решать вопросы хранения все большего количества товаров, логистическим компаниям и курьерам — работать еще оперативнее, поставщикам упаковочных решений — создавать новые форматы, совершенствовать старые, придумывать варианты, одновременно прогрессивные и недорогие.

Обсуждать тему упаковки в эпоху e-commerce, а также всю цепочку разработки бренда – стратегию, брендинг, дизайн и производство – будут 24-25 октября на форуме Integrity . Для этого на DI Telegraph впервые соберутся представители всех смежных бизнесов: полиграфических компаний, FMCG и брендинговых агентств.

Материал по теме

Потребительские предпочтения в eCommerce в 2022-23: отчёт Mirakl

Материал по теме

Российский eCommerce в октябре 2022: аналитика

Материал по теме

Пандемия принесет eCommerce более 4 трлн рублей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

ПВЗ Ozon бунтуют против нового сбора

Сервисный сбор, который с апреля 2024 года вводит Ozon, вызвал необычайный ажиотаж у селлеров и чиновников. Напомним, что из-за нововведения владельцы ПВЗ будут вынуждены отдавать маркетплейсу от 0,1% до 2%...

Яндекс Маркет дал селлерам возможность настраивать скидки

Яндекс Маркет расширяет возможности программы лояльности. Теперь продавцы смогут настраивать скидку по зелёным ценам, а не только предлагать за покупку своих товаров на Маркете повышенный кешбэк баллами Плю...

Ozon: больше половины селлеров запустили свой первый бизнес именно на маркетплейсах

Ozon провел опрос среди своих продавцов и узнал, почему маркетплейсы становятся первой площадкой для начала бизнеса, а также выяснил, как предприниматели оценивают свои первые результаты.  Согласно д...

В мобильное приложении Авито Авто добавили раздел с бонусами от дилеров

Сервис Авито Авто выпустил обновление для карточек объявлений в мобильном приложении. Теперь под описанием автомобиля появился раздел со спецпредложениями от дилера. При входе в объявление пользователь ...

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

X5 Group тестирует сервис доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов

X5 Group запустила в пилотном режиме новый сервис 5post.market, который позволяет выкупать и доставлять товары из зарубежных интернет-магазинов. На 5post.market представлена женская, мужская и детска...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.