LOGO

Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах

Игорь Бахарев
24 Октября 2018, в 16:34, в Новости e-commerce, в сюжете: ecommerce, упаковка

Рынок электронной коммерции переживает бум и ближайшие несколько лет будет только расти: в минувшем году его объем составлял 2,3 триллиона долларов, а к 2021 году он увеличится более чем в два раза. Минпромторг России планирует, что к 2025 году доля e-commerce в общем объеме торговли в стране должна вырасти до 20% (по менее оптимистичным прогнозам, вклад электронной торговли в общий объем российского рынка составит не более 6,5%, правда, к 2021 году; в любом случае, прирост неизбежен). И что бы люди ни заказывали через интернет, от пиццы в своем же районе до одежды из заокеанского интернет-магазина, этим товарам нужна особенная упаковка. Как eСommerce меняет требования к упаковке, рассуждает Глеб Газукин, генеральный директор BOBST Россия.

Рост интернет-торговли - драйвер роста и для упаковочной индустрии в целом, особенно для сектора гофрокартона - основного материала для упаковки онлайн-заказов. Оборот мирового упаковочного рынка к 2020 году приблизится к 1 триллиону долларов .

Как говорит Брент Нельсон - человек, отвечающий за упаковку в Amazon, упаковка, привычная для офлайн-магазинов, не подходит для онлайн-продаж. Ее задача, прежде всего, - выделиться на полке и сохранить потребительские свойства товара по пути из магазина до дома покупателя. Она может быть очень недешевой сама по себе из-за особенностей дизайна и материалов и иметь неудобные для транспортировки форму и размеры. 

Поэтому товары, которые вы покупаете в интернет-магазине и которые вы видите на полках торговых центров, будут упакованы по-разному. Допустим, вы что-то заказываете на Amazon, и этот товар должен быть доставлен вам в такой коробке, в которой он не повредится в пути, пройдя через несколько рук. А еще она должна быть приятной на вид, качественной и пригодной для отправки обратно, если вам не понравился полученный товар. До этого вы покупали в магазине товар в обычной коробке, если она вообще предполагалась.

Все больше категорий товаров, которые казалось привычным покупать только в магазине, сначала оценив внешне, тоже продается онлайн: например, замороженные продукты и декор для дома. Активно развивается e-grocery, и функционирование этой отрасли также требует особой упаковки - не только прочной, которая выдержит транспортировку, но и которая будет поддерживать нужную температуру продукта.

Таким образом, можно констатировать, что у рынка появилась потребность в разработке упаковки именно для доставки. До этого в упаковочной индустрии был в тренде shelf ready package: транспортная упаковка, в которой товар выставляется прямо на полку в магазине. Специальная упаковка для доставки должна в том числе защищать и эту эффектную продающую коробку, а не только ее содержимое. Розничные компании постоянно ищут способы угодить клиентам, и упаковка должна быть адаптирована в соответствии с этим.

Упаковка для электронной торговли — очень требовательный сегмент рынка, который только начинает развиваться. Особенность упаковки для доставки не только в ее новых потребительских свойствах (прочность, “многоразовость”, способность сохранять важные потребительские свойства). 

С точки зрения производства, есть несколько специфических проблем. Производитель должен изготавливать такую упаковку быстро и так же быстро доставлять заказчику: интернет-магазины и службы доставки еды не готовы ждать, потому что у них есть обязательства перед клиентом.

Так же быстро меняется спрос на упаковочные форматы, и спрогнозировать его непросто. Для производителя упаковочных решений это означает, что необходимо иметь гибкую модульную производственную линию с высоким уровнем автоматизации, которую можно легко адаптировать под меняющиеся задачи. Кроме того, производители упаковки будут все чаще сталкиваться с растущим спросом на коробки и пакеты, отвечающие индивидуальным потребностям заказчика.

Еще одна проблема связана с распаковкой доставленных товаров: потребитель не готов тратить много времени на то, чтобы вскрыть упаковку, особенно если она представляет собой несколько слоев различных материалов. Да и гора мусора после этого, которую нужно как-то утилизировать, — тоже задача. 

Для решения всех этих проблем нужны быстрые, универсальные, высокоавтоматизированные производственные линии.

Очевидно, что заказчики из e-commerce заинтересованы в том, чтобы упаковка, отвечающая требованиям времени, не стоила заметно дороже обычных вариантов. Насколько в итоге изменится цена товара, зависит не только от производителя упакови, но и от затрат на логистику и хранение. Производителю, а вслед за ним самому бренду, логистической компании необходимо иметь разнообразный и пополняемый ассортимент коробок для упаковки товара.

Спектр технологических решений в производстве e-packaging огромен и мало чем отличается от технологий, используемых в производстве обычной упаковки. И в любой сфере, включая и эту, производитель должен руководствоваться принципом разумности: необходимо и достаточно. Если усложнение или изменение конструкции короба, дизайна, отделки, используемых материалов даст преимущество производителю товара, повысит рыночный потенциал продукта, его сохранность, снизит стоимость доставки или повысит узнаваемость бренда, то на эти новшества стоит решиться.

Сегодня повышен спрос на все натуральное, поэтому очень актуален вопрос экологичной упаковки. Отходы и возможность их переработки - головная боль для производителей. Несмотря на бум ресайклинга и запрет пластиковых пакетов в ряде стран, пока что ситуация такова: на упаковке, которую мы активно используем (одноразовая посуда, пакеты), есть верхняя защитная пленка, дающая барьерные свойства, и она полимерная. По сути, это бумага, покрытая пластиком, которую нельзя переработать полностью. 

Многие компании вкладывают миллионы в технологии, которые позволили бы придавать эти барьерные свойства без использования полимеров. Большие корпорации задумываются о повторном использовании собственных упаковок или их пригодности к полной переработке: Nestle объявили, что намерены достичь этого к 2025 году. Они вкладывают много ресурсов в новые разработки, в создание возобновляемых материалов. Ряд компаний в сфере поставки упаковочного оборудования и услуг, в том числе и Bobst, повышают объем использования возобновляемой/солнечной энергии на своих заводах.

Бум рынка e-commerce настолько меняет нашу привычную жизнь, что следование прогрессу становится главным условием выживания. Новые каналы распространения товаров способны еще сильнее изменить привычки потребителей, их мотивы для совершения покупок. Каждому уважающему себя бренду предстоит увеличить свое присутствие в онлайне, если этого еще не было сделано, открыть собственный интернет-магазин, как-то преобразить классические места продаж. Вполне прогнозируемо, что человек будет приходить в магазин, чтобы оценить товар (примерить, если речь об одежде), а купить уже онлайн.

Люди будут заказывать чаще, предъявлять еще больше требований к товарам и доставке, к этому нужно быть готовым не только собственно продавцам, но и логистическим и курьерским компаниям, почте, производителям упаковки. Продавцам придется обрабатывать больше заказов в единицу времени и решать вопросы хранения все большего количества товаров, логистическим компаниям и курьерам — работать еще оперативнее, поставщикам упаковочных решений — создавать новые форматы, совершенствовать старые, придумывать варианты, одновременно прогрессивные и недорогие.

Обсуждать тему упаковки в эпоху e-commerce, а также всю цепочку разработки бренда – стратегию, брендинг, дизайн и производство – будут 24-25 октября на форуме Integrity . Для этого на DI Telegraph впервые соберутся представители всех смежных бизнесов: полиграфических компаний, FMCG и брендинговых агентств.

Похожие статьи и интервью
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет
Обходим спам-фильтры: несколько практических рекомендаций
Андрей Ревяшко (Wildberries): "Big Data - это не мегамозг из фантастического фильма"
Performance-маркетинг на практике
Выбираем партнёрскую сеть: на что смотреть и что учитывать?
Как не прогореть с Instagram-блогером: несколько советов
О будущем российской электронной торговли
Как интернет-магазину выстроить поддержку клиентов: кейс La Redoute
Рынок срочной доставки: аналитика Data Insight
На практике: Почему не нужно делить покупателей на онлайн и офлайн
Роль цены при выборе покупки падает: исследование Kibo
Мобильные приложения в 2018 году: аналитика Criteo
Онлайн-рынок одежды и обуви в России: аналитика Data Insight
Ещё 4-5 лет, и всё, рынок на выход качественного ретейла…
Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз
Сегодня все должны присутствовать в Интернете. Вопрос…
Visual Content Marketing в fashion и beauty: выжать максимум
Защищаем право на доменное имя: совет юриста
Зачем "Яндекс" закрывает «Заказ на Маркете», и что будет дальше
Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика
Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)
Как онлайн-магазины теряют клиентов: исследование
Кейс Zarina: рост выручки более, чем на 28% благодаря персональным рекомендациям
Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн
Повышение прибыли «М.Видео» с использованием актуальной пользовательской базы
"Онлайн-рынок детских товаров": аналитика от Data Insight
Мы идём к тотальному ретейлу
Мы тут как на минном поле работаем
Наша площадка — один из винтиков развития для рынка…
Рынок DIY в 2017-20 годах: аналитика INFOLine
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: данные Data Insight
Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов
Персонализация интернет-магазина Petrovich.ru: 3 кейса и рост выручки на 11,4%
В Москве за 2 часа заявка на автозапчасти просто теряет…
Самые посещаемые ИМ России: аналитика от Алексея Петровского
Как обеспечить персонализированный подход в онлайне: Кейс МЮЗ
Лояльность в эпоху "постправды": аналитика BrightLocal
Что теряет магазин без мобильного канала продаж
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ
3 правила успеха применения омниканального маркетинга