Три секрета обучения команды для онлайн-магазина: кейс магазина "Прораб"

Игорь Бахарев

 Руководитель по маркетингу в компании Прораб Станислав Автеньев рассказал о способах обучения сотрудников и о том, как это делают в онлайн-магазине Прораб.Шоп. В статье вы узнаете, как собиралась и развивалась команда "Прораба", как сотрудники обучаются в компании, и как планируется развивать бизнес в дальнейшем.

Как развивалась команда магазина Прораб?

Свой путь магазин "Прораб" начал в микрорайоне Кучино подмосковного города Балашиха. Тогда в компании, помимо ее основателя, было всего 3 сотрудника, а именно 2 грузчика и 1 водитель. В то время управляющий партнер и генеральный директор магазина Антон Токанин лично занимался поиском поставщиков и развитием бизнеса, а также брал все работы на себя: принимал и комплектовал заказы, выстраивал логистику, налаживал связи между сотрудниками, поддерживал общение с покупателями.

Но рано или поздно развитие коллектива необходимо, и спустя 3 месяца было принято решение расширять штат. При масштабировании необходимо искать специалиста под каждое направление, чем и занялся руководитель. Первым делом он решил освободить время на приеме заказов, и нанял на эту работу менеджера. Затем появилась потребность в финансисте, который бы правильно выстраивал кассовую политику и налоги. На этом этапе был нанят штатный бухгалтер. Число заказов росло, и следующими новыми сотрудниками стали водители, а также приобретено несколько грузовых автомобилей.

Сегодня штат компании насчитывает более 20 сотрудников, которые трудятся в разных отделах: 

  • закупки

  • комплектование и сборка

  • IT-поддержка и маркетинг

  • продажи

  • доставка

  • бухгалтерия и финансы.

Каждый отдел является звеном одной цепи. Так, без закупки не было бы пополнения склада, без продаж — обработки входящих заказов, а без маркетинга — и вовсе развития бизнеса. 

Половина успеха команды "Прораба" — грамотный рекрутинг. Каждый сотрудник проходит этапы онлайн-собеседования и личной встречи, во время которых учитывается характер личности, его достижения и стремления. Но одного только грамотного найма для успешного функционирования бизнеса недостаточно — важно уделять внимание адаптации и системе наставничества, которые помогают новому сотруднику "влиться" в компанию и успешно работать.

Как проходит обучение сотрудников?

Ценности "Прораба" — это благополучие компании и каждого сотрудника. Компания стремится к тому, чтобы сотрудники воспринимали работу как второй дом и стремились достигать с командой новых целей и высот. Чтобы прийти к этому, важно уделять внимание развитию каждого сотрудника в отдельности.

Почувствовать себя комфортно на рабочем месте помогают различные системы обучения — их в "Прорабе" несколько.

1. Адаптация новых сотрудников

После успешного собеседования и выхода на работу, новому сотруднику необходимо время, чтобы привыкнуть к компании и ее рабочему ритму. Этому этапу уделяется от 3 дней до двух недель, в течение которых новый сотрудник занимается изучением внутренних корпоративных правил. Каждый сотрудник должен быть знаком с ценностями, миссией и целями компании, а также знать ее историю и опыт. Поэтому вначале все знакомятся с этой информацией, а также изучают поставщиков и товарный ассортимент.

Особое внимание уделяется должностным инструкциям и ключевым навыкам. Например, менеджеры должны научиться пользоваться внутренними программными обеспечениями. Более того, они должны уметь правильно выстраивать свое рабочее время и вести переговоры. Так, менеджер по продажам должен разбираться в продуктах, понимать отличия одних товаров от других, а также не только продать то, что клиент хотел, но и то, что ему может понадобиться в его ремонте, например, грунтовку или штукатурку в зависимости от его ситуации. Период адаптации нужен для того, чтобы изучить все нюансы товарной линейки и посмотреть, как их реализуют другие сотрудники.

2. Наставничество

Если адаптация пройдена успешно, то начинается более глубокое погружение в работу. На этом этапе важно выявить способности и сильные стороны сотрудника и научить его грамотно их применять. Поэтому за каждым новым сотрудником прикрепляется наставник, который поможет закрепить материал и оценит уровень подготовленности специалиста.

До появления отдела закупок и продаж директор "Прораба"лично занимался наставничеством сотрудников. Его главный принцип — не заставлять, а договариваться и объяснять, для чего нужно то или иное действие. С расширением компании он стал обучать действующих менеджеров наставничеству и делегировал эту работу им. Сейчас наставник нового сотрудника — это человек из его отдела, занимающий аналогичную должность или должность выше, а главное — знающий все внутренние правила компании. Руководитель бизнеса контролирует процессы введения сотрудника в должность и обучает менеджеров нововведениям. Такой же путь наставничества проходят и сотрудники, решившие переквалифицироваться на другую должность или переходящие в другой отдел.

3. Еженедельные планерки

На этот формат обучения основателя "Прораба" вдохновило общение с другими предпринимателями и участие в клубе Т5. Он ввел в компании метод еженедельных собраний, или планерок, при которых каждый день недели посвящает разным отделам. Так, каждый понедельник он общается с отделом продаж, а по вторникам — встречается с сотрудниками отдела закупок. По этой же аналогии происходят собрания с каждым отделом компании.

На планерках происходит обсуждение результатов недели, оцениваются плюсы и минусы рабочих процессов, ставятся новые цели и разрабатываются планы действий. Для удобства они делятся на 4 части:

  • итоговая — обсуждение достижений отдела и подведение итогов отчетного периода, на основе которых будут делаться выводы;

  • фокусирующая — точечное изучение проблем, помогающее выстраивать задачи для достижения нужного результата на финише;

  • вдохновляющая — мотивация сотрудников на действия, в том числе — с помощью систем поощрения;

  • обучающая — грамотное делегирование задач, описание промежуточных шагов и рабочих схем на цифрах.

После того, как все эти процессы вступают в работу, директор следит за правильностью выполнения и помогает при необходимости. А параллельно он собирает обратную связь от сотрудников, которые указывают ему на больные точки во время работы — это помогает оптимизировать рабочие процессы.

Какие планы стоят по росту и развитию команды?

Бизнес должен расти вместе с сотрудниками. Так и в магазине Прораб.Шоп — каждую неделю появляются новые задачи в соответствии с тенденциями рынка и поведением покупателей. А значит, появляется потребность в новых сотрудниках, которые могут эти задачи реализовать. Они нужны почти в каждый отдел, ведь для достижения целей нужно работать всей командой.

Задачи бизнеса разные, поэтому и специалисты под них подбираются с разными навыками — то и системные, и творческие, и лонг плеи. Например, сейчас активно развивается Интернет-магазин Прораб, которому нужно качественное наполнение и продвижение в сети. Для этих задач основатель магазина расширяет отдел IT-поддержки и маркетинга. А в связи с сезонностью и ростом спроса — в планах расширять отдел продаж и ввести новую должность по работе с поставщиками и дилерами. Новые заказы потребуют расширения логистической сети, поэтому в скором времени будет актуален найм водителей и грузчиков.

Обучение:

Что касается обучения, то и тут вопрос не стоит на месте. Сильная команда — это квалифицированная команда, поэтому и форматы обучения планируется расширять. В дальнейшем сотрудники смогут обучаться по следующим направлениям.

  • Форумы. Здесь работники отделов будут слушать лекции экспертов строительной сферы, узнавать о новых тенденциях рынка и даже сами выступать в качестве спикера. Это отличная возможность расширить знания о своей работе и обязанностях.

  • Выставки. На таких мероприятиях можно презентовать компанию, продукты и себя как менеджеров, приглашая к взаимодействию потенциальных заказчиков. И конечно, можно ознакомиться с продуктовой линейкой конкурентов и оценить их способы работы, чтобы улучшать свои рабочие процессы на основе рыночных тенденций.

  • Бизнес-тренинги. Это практический формат обучения, на котором гости могут как узнать полезную информацию о ведении бизнеса, так и научиться конкретным техникам. Например, менеджеры по продажам здесь тренируют навык ведения переговоров и отработки возражений.

 

Благодаря новым форматам обучения, команда повысит уровень профессионализма и качества работы. Чем больше сотрудников растет и обучается, тем больше и быстрее можно достигать поставленных целей. А у руководителя, тем временем, будет возможность заняться развитием новых направлений бизнеса.

Обучение дает пользу в нескольких направлениях. Во-первых, каждый сотрудник развивается как личность и как специалист, что повышает его ценность для компании. Во-вторых, эти меры помогают вывести компанию на новый уровень благодаря командной и профессиональной работе. В-третьих — это предостерегает от текучки кадров. А бизнес, тем временем, процветает и имеет все возможности масштабироваться.



Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Сотрудники Wildberries получили право оспаривать отзывы

 Wildberries ввел новую функцию, позволяющую сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оспаривать негативные отзывы клиентов. Теперь, если покупатель поставил "1", "2" или "3" без комментария или с неконстр...

Будущее онлайн-продаж алкоголя в США: последствия закрытия Drizly

В конце марта компания Uber окончательно закрыла сервис Drizly, специализировавшийся на доставке алкоголя. Сейчас на рынке, который лишился основного игрока, начался передел. Кто станет новым лидером, неп...

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Пиарщики Fasion-компании Revolve умудрились на пустом месте вызвать огромную протестную волну топ-блогеров после фестиваля Stagecoach. Вместе с экспертом Марией Заикиной разбираемся, что произошло и как сто...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.