СРО для интернет-торговли могут запустить в 2017 году
Игорь Бахарев
В России будет создана саморегулируемая организация (СРО) для решения споров в сфере интернет-торговли. Как сообщает
В рамках совместной конференции АКИТ и Института развития интернета (ИРИ) Федоров рассказал, что документы, необходимые для создания СРО, уже поданы в Минюст. "Я думаю, что в январе - начале февраля мы узнаем, что же СРО АКИТ может на рынке", – отметил он.
Размер взноса для компаний, желающих вступить в СРО, составит 700 тысяч рублей. По словам президента ассоциации, эти деньги пойдут на создания фонда для компенсации потерь онлайн-покупателей, а также разрешение споров в досудебном порядке и консультирование пользователей.
Федоров заявил, что задачей СРО является "обеление" рынка онлайн-торговли и повышение его привлекательности для потребителей. "Подобные вещи работают во многих странах и очень успешно. Именно СРО будет говорить с государством о проблемах рынка как единый орган, потому что когда позицию представляет большое количество разрозненных участников, то ее трудно донести", – заключил он.
Заместитель директора ИРИ Екатерина Лобанова рассказала, что 94% покупателей, опрошенных организацией, считают необходимым создание структуры, которая займется разрешением спором между клиентами и онлайн-магазинами.
"СРО – это не хорошо и не плохо. СРО– это метод. таким методом можно обелять рынок, а можно загонять его в прокрустово ложе картелей, то есть решить проблему с волком в доме, пригласив тигра. Не готов заранее прогнозировать, как именно всё будет в этой ситуации", - говорит руководитель кластера «РАЭК/Электронная коммерция» Иван Кургузов, один из авторов проекта стратегии развития электронной торговли.
"Я считаю, что скорее всего работа организации сведётся к консультированию клиентов интернет-магазинов по спорным вопросам. Разрешать споры в досудебном порядке все могут и сейчас, посредник для этого не требуется", – считает предприниматель, владелец ForOffice.ru Борис Преображенский.
"Когда в какой-то отрасли появляются общественные организации, например, ассоциации, профсоюзы или СРО, то это говорит о взрослой стадии развития рынка. В первую очередь такие организации призваны решать вопросы развития отрасли и, редко, соцзащиты работников отрасли в случае с профсоюзами. В данном случае представленная рынку СРО будет почему-то заниматься защитой интересов покупателей, а их уже защищают другие структуры и не понятно чем покупатели интернет-магазинов отличаются от обычных и почему их надо защищать иначе", - обращает внимание Head of B2C DPD в России Сергей Егорушкин.
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), действительно, генерирует множество инициатив, связанных с "защитой покупателей". В частности, сегодня стало известно, что ассоциация
«Когда клиент приходит в магазин, там всегда есть уголок потребителя, где написаны все реквизиты торговой точки. У интернет-магазинов «уголка потребителя» нет. АКИТ будет настаивать на том, чтобы в правом или левом нижнем углу каждого доменного имении, зарегистрированного на территории РФ, были все реквизиты компании, которая владеет этим сайтом, в виде микрозаметки», - сказал Федоров.
Рынок eCommerce переживает не самые простые времена. С кризисом потребительское настроение серьезно ухудшилось. Согласно данным Высшей школы экономики, объем российской розничной торговли за период кризиса
На этом фоне некоторые магазины и ассоциации все активно привлекают к себе внимание, как государства, так и покупателей. В частности, АКИТ регулярно делает всё более и более громкие заявления. К примеру, ассоциация предложила
Параллельно с этим ассоциация российских магазинов решает и две другие задачи: борется с зарубежными конкурентами, а также навязывает более жесткие правила игры мелким магазинам, которые не входят в ассоциацию.
В частности, шокировала мелкие магазины сумма размера взноса - 700 тыс. рублей в год. Александр Бадерко (EDWN) советует интернет-магазинам, не входящим в АКИТ сделать другое СРО, с другим взносом. "Потому как могут обязать игроков быть в СРО - это да, но в каком конкретно - нет. Мы все это проходили в строительстве. Но создавать его надо сейчас, тк это процесс долгий, опыт в этом вопросе есть", - говорит эксперт.
"На растущем рынке СРО - зло, рынок у нас очень маленький и быстро растущий, очевидно, что на рынок будет выходить еще очень-очень большое количество бизнесов, и СРО для новых игроков - заградительная мера и, своего рода, зачистка рынка от "неугодных". Учитывая, что все предыдущие идеи АКИТ (ни одна из которых, к счастью, не реализована) имеют запретительный характер, ведут, по сути, к изгнанию покупателя из онлайн, то ничего хорошего от "научим рынок работать" ждать не приходится", - рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
Интересно, что инициативу АКИТ отказались хоть как-то комментировать во всех магазинах ассоциации, опрошенных E-pepper.ru. "Это всё пока на уровне слов", - заявил один из представителей одного из магазинов.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте