LOGO

Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight

Игорь Бахарев
23 Ноября 2018, в 09:31, в Новости e-commerce, в сюжете: аналитика, Data Insight, социальные сети
Годовой объём продаж товаров и услуг, совершенных через социальные интернет-каналы в России за год (март 2017 - март 2018) составил 591 млрд. За год через социальные сети и доски объявлений совершили хотя бы одну покупку 39 млн интернет-пользователей. Такие данные приводят исследователи аналитического агентства Data Insight в своём обзоре "Соцсети, мессенджеры, сайты объявлений и sharing economy как каналы продаж", проведённого совместно с сервисом "Яндекс.Касса"

Аналитики изучили продажи в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и сервисах совместных покупок (как B2C, так и С2С-продажи). Кроме того, в исследование попали сайты sharing economy (многочисленные биржи услуг и маркетплейсов с социальными механиками, вроде AirBnB.ru, Profi.ru, YouDo.ru, BlaBlaCar.ru, BeepCar.ru и так далее).  

06.png

Из рук в руки (С2С)

За год 22 млн интернет-пользователей были вовлечены в социальную коммерцию в качестве продавцов в сегменте C2C. Это 31% от общего числа интернет-пользователей России (14-54). Данные получены на основе опроса 3014 человек.

56% интернет-пользователей, продающих в социальных каналах, продают б/у товары. .

Типичный продавец С2С в возрасте от 25 до 44 лет, живёт в семье из 3 и более человек. 

13.png

У занимающихся продажами интернет-пользователей основной канал - сайты объявлений (71% продавцов).

05.png

Самые популярные площадки у С2С-продавцов - Avito, "Юла", "ВКонтакте".

12.png

Более чем для половины (55%) интернет-пользователей, которые продают через социальные платформы - это их единственный канал продаж. В среднем же на социальные каналы у них приходится 70% онлайн-продаж.

12 пользователей соцсетей за год что-нибудь продавал через этот канал. В мессенджерах этот показатель сильно меньше - всего 3%. (уточним, что эти данные получены при ответах на вопрос "За последние 12 месяцев вы как частное лицо или индивидуальный предприниматель продавали товары или услуги каким-либо из перечисленных способов?")

Более чем для 3 млн россиян социальная онлайн-коммерция - существенный или единственный источник дохода (это около 4,5% интернет-аудитории в возрасте 14-54 лет).

Социально продающие компании (B2C)

76% компаний, торгующих онлайн, используют социальные каналы как один из источников продажи товаров. В среднем у мерчантов, использующих социальные каналы, на них приходится 39,8% выручки с онлайн-продаж.

07.png

Социальные сети — основной канал продаж у B2C-продавцов. Самая популярная у компаний социальная сеть — ВКонтакте. Здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных. На втором месте — Instagram (5,9%), на третьем — Одноклассники (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.

  Лучше всего социальные продажи развиты у небольших компаний. Классические крупные интернет-магазины предпочитают использовать соцсети не для реализации товаров, а для привлечения трафика к себе на сайт.

Аналитики отмечают, что в компаниях, которые выполняют не более 10 заказов в день, на долю социальных каналов приходится 45% выручки от онлайн-продаж. При 10 заказах и более - только 25%. В среднем же по рынку около 39,8% выручки онлайн-продавцов приходится на этот канал.

08.png

Магазинам проще всего продавать в социальных сетях.  94% мерчантов, использующих социальные каналы для продаж, продают именно там.

Компании всё активнее учатся продавать через социальные каналы. У 55% мерчантов доля социальных продаж выросла за последние 12 месяцев. Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 33% организаций, использующих социальные каналы, работают через чат-ботов.

14.png

Что продают?

Самой крупной категорией товаров, продающихся через социальные каналы, является fashion. На продажу одежды и обуви приходится 100 млрд рублей. На втором месте - электроника и бытовая техника, на третьем - услуги по аренде недвижимости (исключительно из-за очень высокого среднего чека, составляющего 6500 рублей). 

02.png

У B2C-мерчантов тройку наиболее популярных товарных категорий составляют детские товары (13% продавцов), товары для дома и ремонта (11%) и цифровой контент (10%).

09.png

Средний чек

В исследовании Data Insight речь идёт не о нескольких крупных покупках, а о 394 млн сделок со средним чеком в 1500 рублей. При этом эксперты не включали в итоговую сумму продажу недвижимости и автомобилей.  

03.png

В результате 73% социальных покупок стоят 3 000 рублей или меньше, а сделки на сумму больше 50 000 рублей составляют лишь 1% от общего числа. Интересно, что в исследовании С2С-продж, которое Data Insight представило в прошлом году, говорилось, что средний чек покупки при частной интернет-продаже приближается к 3 250 рублям. Впрочем, тогда аналитики не учитывали соцсети, где средний чек ниже. 

04.png

В 2017-2018 годах 33% продаж (в денежном выражении) было совершено на сервисах объявлений. Это почти 27% сделок. При этом почти столько же (32%) продаж пришлось на соцсети. 

Как платят? 

У частных продавцов и компаний приём оплаты устроен по-разному. Компаниям доступны готовые платёжные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов. Из C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45% из них — на карту, 15% — на электронный кошелёк, 13% — на банковский счёт, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.

15.png

У компаний, торгующих через социальные платформы, ситуация иная: наличные принимают лишь 36% из них (оплата курьеру или при самовывозе). Для расчёта в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. Каждая третья компания (31%) осознанно заканчивает сделку не на социальной платформе, а на своём сайте, где обычно выбор платёжных опций шире. Тем не менее 5% компаний планируют начать принимать онлайн-оплату непосредственно в социальных каналах.

16.png

Что будет дальше?

Для B2B-мерчантов очевидна позитивная отдача от их активности в соцсетях. 55%, использующих этот канал продаж, собираются уделять ему большее внимание. 

Толчком к развитию социальных продаж, считают опрошенные B2C-компании, станет появление новых технологических решений социальных платформ, которые приблизят социальные сети к маркетплейсам.

Привлекательность социальных платформ как канала продаж будет расти. Так, 28% пользователей хотят освоить платформы, с которыми ещё не работали, 27% — планируют увеличить продажи, 23% — расширить ассортимент.

10.png

Число C2C-продавцов тоже постоянно растёт. В частности, это связано и с появлением новых площадок для торговли.

Буквально на днях интернет-магазин "Юлмарт" запустил сервис частных C2C-объявлений. Ретейлер обещает, что новый конкурент "Юлы" и Avito будет отличаться  возможностью хранить товары на складах "Юлмарта" и получать экспертизу в гарантийных центрах компании. 

В то же время государство может начать контролировать частную торговлю. За год неоднократно появлялись новости об облавах, которые правоохранительные органы проводят против людей, которые зарабатывают на продаже через соцсети. 

Управляющий партнер юридической фирмы "Гин и партнеры" Кира Гин полагает, что рано или поздно такие продавцы окажутся  на "развилке выбора": официально стать ИП или бросить торговлю. 

Полную версию исследования можно скачать на сайте "Яндекс.Денег"

Похожие статьи и интервью
Особенности национального e-Commerce в предновогодний период
Распродажная логистика: проблемы и решения
Куда идём: избранные цитаты знатоков российского eCommerce с конференции FuturEcommerce
Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay
Как пережить «черную пятницу»
Внедрение СМС маркетинга: Страхи, мифы, боли
Ключевые драйверы развития eGrocery до 2025 года: версия Tetra Pak
Покупка онлайн-кассы: несколько советов
Чек-лист: как провести ребрендинг
Лидия Палубина (Reckitt Benckiser): eCommerce — один из самых выгодных каналов
Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель
Кейс Rozetka: как увеличить продажи из соцсетей на 88% с помощью оптимизации контента
Сила согласия: как заниматься рассылками и не нарушать закон о рекламе
Что ищут ваши покупатели: предновогодний обзор "Яндекса"
Рейтинг лучших колл-центров в eGrocery
"Всех излечит, исцелит": как "фидотерапия" поможет вашим продажам
Эра ecommerce-2018: когда Россия догонит Запад
Денис Васильев ("Перекрёсток") о eCommerce-планах компании
Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon
Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет
Обходим спам-фильтры: несколько практических рекомендаций
Андрей Ревяшко (Wildberries): "Big Data - это не мегамозг из фантастического фильма"
Performance-маркетинг на практике
Выбираем партнёрскую сеть: на что смотреть и что учитывать?
Как не прогореть с Instagram-блогером: несколько советов
О будущем российской электронной торговли
Как интернет-магазину выстроить поддержку клиентов: кейс La Redoute
Рынок срочной доставки: аналитика Data Insight
На практике: Почему не нужно делить покупателей на онлайн и офлайн
Роль цены при выборе покупки падает: исследование Kibo
Мобильные приложения в 2018 году: аналитика Criteo
Онлайн-рынок одежды и обуви в России: аналитика Data Insight
Ещё 4-5 лет, и всё, рынок на выход качественного ретейла…
Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз
Сегодня все должны присутствовать в Интернете. Вопрос…
Visual Content Marketing в fashion и beauty: выжать максимум
Защищаем право на доменное имя: совет юриста
Зачем "Яндекс" закрывает «Заказ на Маркете», и что будет дальше
Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика