Сергей Байбик (Авто.ру): зайти на наш рынок крайне сложно, да и работать непросто

Игорь Бахарев
Сколько вы знаете крупных интернет-магазинов электроники? А автозапчастей? Вам не кажется странным эта разница? И это при том, что рынок запчастей рос во время кризиса. Люди, потерявшие надежду купить новую машину, решили вложиться в ремонт старой. В результате число покупателей выросло, а сегмент стал настолько популярен, что в него пошли и многие большие супермаркеты. Впрочем, этот рынок существенно отличается от других сегментов, поэтому далеко не у всех получается запустить продажи.

Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев обсудил с руководителем сервиса "Запчасти" Авто.ру Сергеем Байбиком особенности рынка автозапчастей, его развитие и перспективы.
Сергей, в онлайне есть много разных сегментов. Вы можете в двух словах сказать, чем интересны именно автозапчасти?
Если говорить в целом бизнес, то тут немного другие клиенты. Далеко не всегда это непосредственно физические лица. Часто в роли клиентов выступают мастера, которые закупают деталь под владельца автомобиля. Это станции техобслуживания (СТО), консьерж-сервисы для автомобилистов и другие компании.
Есть ли у вас хотя бы приблизительная раскладка по рынку, сколько процентов людей сами ищут детали, а сколько закупается через СТО?
У нас лично такой разбивки нет, так как для нашего сервиса все пользователи одинаковы. В целом, кажется, что всё-таки обычный физический пользователь занимает более 50% наших клиентов. И тут понятно, почему. Автолюбителей, которые готовы покупать запчасти самостоятельно гораздо больше, чем представителей бизнеса. Хотя покупки такие клиенты совершают чаще. В целом, в общем объёме от всех заказов 15-20% будет бизнес, всё остальное — частные клиенты.
Это касается всех деталей или есть различия?
Всё, что касается расходников и каких-то аксессуаров (масла, аккумуляторы, тормозные колодки, свечи...), они постоянно нужны при прохождении ТО, однако их человек может купить и сам, особенно, если он экономит. Поэтому в магазинах можно увидеть целые разделы «запчасти для ТО». Думаю, что на продажу таких деталей приходится около 70% частных клиентов.

Другое дело – сложный ремонт. Дорогие детали, при покупке которых легко ошибиться. Тут экономия уходит на задний план, очень важно, чтобы мастер в автосервисе выбрал бы деталь сам, а потом бы отвечал за ее качество. Такие детали, в основном, покупают представители СТО (до 80% от общего числа заказов).
У нас долго был спад потребительской активности, во время которого спрос на детали пошел вверх. Закончился ли этот тренд?
Еще нет. Люди перестали покупать новые машины и стали больше покупать б/у. А такие автомобили надо чинить. Поэтому рынок запчастей так или иначе растёт. И тут интересный тренд: число игроков постепенно увеличивается, а когда на рынке 1-2-3 игрока, то все они ощущают что «о, у нас прёт покупатель». А когда продавцов слишком много, то спрос размывается и компании чувствуют недостаток покупательской активности.
Много ли игроков? Когда я говорю о рынке фешн, то я точно понимаю, что есть у нас десяток игроков, я могу их назвать влёгкую. Если говорить о рынке деталей, то... Ну хорошо, есть Экзист, есть Emex, есть Автодок, я, по крайней мере, слышал такое название. Всё.
Тут еще одна особенность нашего рынка. Зайти на него крайне сложно, да и работать совсем непросто. Построить бизнес автозапчастей — не то же самое, что открыть онлайн-магазин одежды. Дело в том, что одежда – это товар, который отличается только размером. И если ты увидел на сайте внешне красивую рубашку, которая подходит по размеру – ты её купил. В запчастях существует масса тонкостей, запчасть может подходить для одной комплектации автомобиля и не подходить другой в рамках одного года выпуска, здесь огромный ассортимент. Поэтому тот, кто вышел первый на рынок онлайн торговли в этом сегменте, победил.
А локальные игроки, работающие в пределах одного города?
Да, есть локальные игроки, которые пытаются местными складами перетянуть на себя хотя бы часть рынка, но у них это получается с переменным успехом.
Проблемы с логистикой или с чем-то ещё?
В целом, все крупные дистрибьюторы доставляют свои товары до любого города России. Где-то быстрее, где-то медленнее. Некоторые делают это сами, некоторые через посредников. Но чем крупнее компания, тем проще, потому что у них больше заказов, и им проще довести каждый конкретный товар до определённого региона. Именно поэтому тут важно было прийти первым. Новичкам и мелким игрокам здесь не светит ничего, потому что они не могут конкурировать с крупными.
Раз уж о регионах заговорили. Какие самые популярные регионы при продаже запчастей?
В целом, рынок хорош тем, что тут популярность деталей везде примерно одинаковая. Просто в разных частях страны действуют разные игроки.
Большой ассортимент предполагает большое финансовое плечо. Продавцу легко промахнуться с закупками, тогда на складе зависнут детали для непопулярных машин. Насколько это рисковый бизнес?
У нас таких данных нет, но на самом деле всё понятно. Для того, чтобы начать торговать запчастями, нужна экспертиза. Если ее нет, то это сразу проигрышный вариант. В отличии от одежды, где можно скинуть цену и 60-70% запасов сразу продать, если запчасть не подойдёт к машине, её можно только отдать в металлолом. Поэтому риски огромные.
Это всё означает, что рынок вообще не движется в интернет?
Я бы так не сказал. Запчасти — это сегмент, который не так быстро движется в онлайн, как, например, другие категории: электроника, одежда. Но движение идет. Если человеку нужны запчасти, значит у него возникла какая-то проблема. А сейчас человек привык, что ответ на проблему он обычно ищет в интернете, причем выбирает такое решение, которое будет для него максимально выгодным с точки зрения времени и денег.
Сколько сейчас магазинов в интернете торгуют запчастями?
Сложно сказать. По нашим оценкам, в России есть порядка 30 тысяч магазинов и бизнесов, торгующих запчастями. Это офлайн и онлайн. Сейчас идёт увеличение тенденции на выход в интернет, и даже у компаний, которые продают детали с разобранных автомобилей, бывают свои сайты. Часто это просто сайт-визитка, где написано «мы такие-то, находимся здесь». И тут оценить, кто продаёт, кто не продаёт, очень тяжело. В целом я думаю, что у 70% из этих 30 тысяч есть сайт.
А если мы говорим о сайте, где есть хотя бы 10 покупок в неделю?
Ну, только если совсем уж примерно, я думаю, что не больше, чем пара тысяч. Самый верхний предел — 5000.
Китай оказал какое-то влияние на рынок? Что с Алиэкспресс?
С одной стороны, все говорят, что люди покупают в Китае. На самом деле, в нашем сегменте он настолько мало отъедает от рынка, что на него пока не стоит обращать внимание.
Приход китайских продавцов уменьшил средний чек?
Скорее всего, да. Понимаете, тут проблема контрафакта. Люди часто думают, что покупают оригинальную деталь, а покупают контрафакт. Потому что увидели цену ниже на 30-40%, решили, что акция или скидка, купили, а оказалось, что у них не фильтр, а туалетная бумага, грубо говоря.

Впрочем, в столицах, которые составляют, наверное, процентов 70 по спросу, люди всё-таки имеют достаточный доход, чтобы не ставить на машину совсем дешевые детали. Поэтому покупатель всё-таки предпочитает чуть больше тратить денег, но иметь качественные детали, машину, которая не сломается.
Есть ли еще какие-то причины колебания среднего чека?
Средний чек на этом рынке может меняться, только если есть какие-то колебания валют. Но изменения в количестве покупаемых запчастей в целом по рынку незначительны. Тенденция к росту существует: при улучшении благосостояния потребителей и постепенном уменьшении возраста автопарка.
Материал по теме

Маркетплейс CarClick продаст автомобили через Ozon

Материал по теме

Ozon запускает онлайн-продажу автомобилей в новом формате

Материал по теме

Онлайн-спрос на автозапчасти вырос в 23 раза

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Мегамаркет проанализировал ежегодные весенние покупки пользователей на площадке и составил прогноз по товарам, на которые продавцам стоит сделать упор в этом сезоне. Согласно статистике, среди пользо...

Торговые сети раздувают цены в онлайне

Продуктовые сети в России вводят дифференцированное ценообразование в онлайне и офлайне. Цены на одни и те же товары в обычных и интернет-магазинах могут отличаться на 5-10%. Это связано с растущими затратами н...

Ozon и Wildberries выходят на рынок страхования

Ozon и Wildberries объявили о планах развития страхового направления бизнеса. В частности, Ozon уже во второй половине 2024 года запустит собственную страховую компанию, которая будет предоставлять широкий ...

АУРЭК vs Wildberries: в чём суть обвинений ассоциации

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) обвинила Wildberries в том, что на его складах селлеры регулярно теряют от 2 до 4% годового оборота товаров. Ещё столько же пропадают в пути.  ...

Спрос на специалистов в сфере маркетплейсов вырос в два раза в 2023 году

По данным сервиса "Мое дело", к концу года количество продаж на маркетплейсах выросло более чем в 5 раз, в сравнении с первым кварталом 2023 года. Более того, наблюдался стабильный рост востребованности спе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.