Рынок труда в eCommerce: грядут перемены?

Игорь Бахарев
В ближайшие несколько месяцев рынок труда eCommerce ждут серьёзные перемены. С таким заявлением выступил partner B2Basket Сергей Егорушкин. По его мнению, вот-вот в различных крупных начнётся "оптимизация". Многие останутся без работы, многие позиции будут сокращены.

Грядущие изменения эксперт связывает с изменением покупательского поведения и, соответственно, с новым отношением к магазину со стороны потребителей.
"Сейчас те, кто не имеет сложившегося у покупателей опыта покупок в конкретном магазине (а на это влияет и широкий ассортимент, в т.ч) и полностью контролируемой (в идеале своей) последней миле, те стали просто безидейными витринами, скатившимися в ценовые войны", - пишет Егорушкин. Именно в таких магазинах и будут менять команды в первую очередь.
В связи с этим эксперт советует соискателям, у которых "накопилась усталость" от работы, срочно искать новое место.
"Когда на рынок смоет много кандидатов, тогда будет поздно. Для тех, кто не успеет, вариантов будет мало и все так себе. Во-первых, есть риск долго просидеть без работы. Как следствие падение в ЗП, что несколько обрушит уровень ЗП в целом по "больнице". Во-вторых, с конкурса резюме отбор переключится на количество реальных навыков. Придется или больше делать руками, или быстро научиться уметь. В-третьих, насытились смежные отрасли, где ждали с опытом в еком: банки, телеком, фин/фуд/эд/медтехи. Как вариант эволюция в работу с маркетплейсами со стороны мерчанта, но рынок тоже скоро протрезвеет", - прогнозирует он.
Работодателям, в свою очередь, Егорушкин рекомендует научиться понимать кого, зачем и для чего они нанимают.
"Купить звезду с рынка, не объяснить чего хочу и сидеть ждать будет дороже чем обычно. Возможно, придется платить за поиск и отбор кандидатов. Лично у меня был такой кейс: зная заранее отрицание платного поиска, я спросил, сколько компания теряет, пока позиция не закрыта. Оказалось, что 800-1000К в месяц. Кстати, молодцы, быстро посчитали. Так вот, выставленная цена за подбор меньше месячного оклада вызвала негодование. 6-7 месяцев ищут сами, "бесплатно" же", - рассказывает он.
"Согласен. На рыке предстоят серьёзные изменения. Серьёзных вакансий все меньше, роль eCommerce размывается. В последнее время по-настоящему серьёзных кадровых назначений было немного. Например, Леонид Довладбегян, который возглавил eCommerce-направление в "Перекрестке". Это хороший пример, который лишь подтверждает общее правило, сформулированное Егорушкиным", - считает eCommerce-эксперт Алексей Ручкин.

Сооснователь онлайн-университета "Два Сэнсея" София Фридман полагает, что сейчас многие компании пытаются строить бизнес, основываясь на внедрение тех или иных методик и инструментов, забывая о том, что во главе угла надо ставить логику продаж, а именно общение с покупателем.
"Повсеместно я вижу "автоматизацию пустоты" - то есть, применение инструментов без проработки концепции продаж", - говорит она.
По словам Фридман, важная проблема рынка труда в eCommerce в том, что актуальность навыков некоторых топ-менеджеров сейчас стоило бы поставить под сомнение. В реальности менеджеры инхаус часто имеют низкую квалификацию и очень отстают от актуальных проблем рынка. Поэтому кандидатам, которые боятся потерять работу, стоит повышать знания и навыки, смотреть на свои задачи с точки зрения "как бизнесу заработать", а не "куда то деть бюджет" или, что ещё хуже "как сберечь бюджет". Работодателям, в свою очередь, стоит научиться вменяемо ставить задачи сотрудникам.

Быстрый рост рынка eCommerce приводит к возросшим амбициям кандидатов, рассказывала весной в интервью e-pepper.ru руководитель практики Digital/E-commerce и Аналитика Kelly Services Светлана Моталова. По её оценке, средний срок достижения Senior level равен 3 годам, а уровень зарплатных ожиданий выше на 40% медианы рынка.
"Мы видим стремительное увеличение заработных плат за последние два-три года более, чем на 25%. Сокращение средней продолжительности работы связано с мотивацией кандидатов на задачи. Если сотрудник внедрил значимые для компании проекты, то он не готов оставаться только на операционной поддержке. Поэтому через два-три года он снова выходит на рынок и ищет новые амбициозные задачи. На рынке мы наблюдаем возросший интерес кандидатов к проектной работе", - рассказывает эксперт.
Руководитель Antal Digital кадрового агентства Antal Russia Надежда Стяжкина прогнозирует, что рынок постепенно будет трансформироваться. В частности, стоит ждать спроса на руководителей омниканальных продаж и тех, кто может в создать онлайн в офлайновом бизнесе: от металлопроката и автомобильных масел в онлайне, до лакокраски, машин и химического сырья. Кроме того, с прошлого года компании стали больше заботиться о своих показателях, поэтому будет расти спрос на аналитиков по всему сегменту.

А вот те, кто большую часть своего времени находится на бизнес-завтраках, обедах, митапах, конференциях и круглых столах как спикер или участник, ничего хорошего ждать не стоит. Спрос на таких "медиазвёзд" будет падать.
"Потому что пиарить свой бизнес и успех команды, привлекать к себе в команду кадры - это хорошо, а пиарить только себя без существенных успехов своего работодателя за спиной от году к году - это уже дурной тон. Дорога свежим, ярким и постоянно обучающимся карам открыта, здесь безработицы нет", - заключает Стяжкина.
За последние полгода в российский eCommerce пришли дополнительные инвестиции. Спрос продолжает расти. Ценник, соответственно, не будет падать, особенно на "топов", считает Стяжкина. "Война за таланты и война экосистем и маркетплейсов будет мощно создавать героев и низвергать их", - добавляет она.
Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.