Российский онлайн растёт на китайских посылках
Игорь Бахарев
За 2015 год жители России совершили на 17% меньше покупок в отечественных онлайн-магазинах, тем не менее объем российского рынка e-commerce вырос на 7% и составил 760 млрд руб. Сектор кросс-бордера в 2015 году вырос на 5%, достигнув 219,2 млрд рублей,
Отмечается, что в 2014 году зарубежных посылок было 77 млн, однако за прошлый год их количество увеличилось практически вдвое – до 135 млн. Подавляющее большинство покупок (90%) россияне совершили в китайских онлайн-магазинах.
Самой популярной торговой площадкой у российских покупателей стал AliExpress. Ежемесячное количество уникальных посетителей китайского интернет-магазина составило 23,8 млн. На втором месте оказался Ozon (9,2 млн), а на третьем – eBay (7,4 млн). Доля пользователей, положивших какие-либо товары в корзину, у этих ритейлеров равна 42%, 21% и 11% соответственно.
(От редакции: к составителям данного рейтинга есть ряд вопросов. В частности, непонятно, почему в него не попал магазин "Ситилинк", на сайт которого,
По данным АКИТ, средний чек на AliExpress в 2015 году достиг отметки в 1100 рублей, а средняя стоимость отправления составила 680 рублей. При этом средний чек в рублях вырос с 3300 рублей до 3400 рублей, а в евро – упал с €64,4 до €52,3.
Чаще всего в зарубежных интернет-магазинах жители России приобретают товары из следующих категорий: "Одежда и обувь" (35%), "Бытовая техника и электроника" (32,3%) и "Прочее" (12,8%). Большая часть клиентов, которые делают трансграничные заказы, проживает в Москве (46%).
Несмотря на популярность электроники среди онлайн-покупателей, объем продаж в этом секторе упал на 3% за 2015 год – до 176,3 млн руб. Доля продаж через онлайн-каналы в прошлом году составила 16,2%, что на 1,7% больше, чем в 2014 году.
Также президент АКИТ рассказал, что в прошлом году "Почта России" доставила 51% заказов
Доля клиентов, которые выбирают курьерскую доставку, сократилась до 31% (на 10%), тогда как востребованность пунктов выдачи заказов снизилась до 9% (на 2%). При этом количество покупателей, предпочитающих забирать свой заказ в магазине, осталось неизменным.
По словам представителей ритейлера "Связной", в 2015 году онлайн-продажи в России развивались медленнее, чем в 2014. Такая тенденция актуально и для всего рынка в целом и для покупок, совершаемых в зарубежных магазинах. "Причем если общий рынок вырос всего на 7% (оценка АКИТ), то рынок трансграничной торговли – только на 5%. Основная причина снижения темпов роста – падение реальных доходов населения. Люди стали реже совершать покупки, в частности, реже обновлять свои гаджеты", – прокомментировали в компании.
Также в "Связном" отметили, что растущая активность иностранных игроков не оказала влияния на некоторые сферы электронной коммерции. "Например, в сегменте портативной электроники у зарубежных игроков покупают в основном аксессуары либо редкие гаджеты, недоступные в России. На бизнесе российских продавцов это по сути не сказывается".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте