LOGO

"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ

Игорь Бахарев
22 Октября 2018, в 00:05, в Новости e-commerce, в сюжете: аналитика
В последнее время сразу несколько спикеров и экспертов рассказали о том, что рынок электронной коммерции в России растёт огромными темпами. В частности, глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что оборот eCommerce в стране к 2024 году может возрасти почти в 3,5 раза. Аналитики банка Morgan Stanley уверены, что в эту сферу вот-вот придут большие деньги, и к 2024 году объем рынка электронной коммерции достигнет 3,491 трлн рублей (что тоже почти в 3,5 раза больше, чем сейчас).

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов показал свои цифры, из которых следует, что перспективы рынка не так уж и радужны. Вот, что он рассказал:

В последнее время все говорят, что уже почти находимся в космосе. В реальности же рост есть, но он мизерный. Конечно на фоне общего падения или даже краха некоторых других отраслей российской экономики, eCommerce как-то растёт, это уже удивительно и вызывает уважение. Однако темпы микроскопические.

Начнем с 2014 года. Это был последний благополучный и рекордный в истории российской торговли год.
В 2014 году число доместик-посылок из интернет-магазинов (речь идёт о внутреннем рынке) составило 125 млн штук. При этом средний чек по внутреннему рынку составлял 4200 рублей. Итого объём рынка можно оценить в $13,8 млрд.

Трансграничный рынок был сильно меньше: 125 млн посылок со средним чеком $25. Итого $3,1 млрд. Итого, весь объём рынка колебался около $16,9 млрд.

Здесь надо уточнить, что говоря о трансграничных посылках я имею ввиду прямой импорт. Размер среднего чека по доместику, в определенной степени, приблизительный, так как далеко не все компании о нём сообщают. Разброс может составлять плюс/минус 10%. По трансграну чек, благодаря ФТС, вычисляется довольно точно.

В 2015 году наблюдался спад по всем фронтам.
  • Доместик - 150 млн посылок, средний чек 3600 рублей, итого $8,7 млрд.
  • Трансгран - 180 млн посылок, средний чек $18, итого $3,25 млрд.
  • Итог - $11,95 млрд
2016 год для рынка стал "дном кризиса".
  • Доместик - 160 млн штук, средний чек 3300 рублей, итого $8,5 млрд
  • Трансгран -235 млн штук, средний чек $12,5, итого $2,9 млрд.
  • Итог - $11,4 млрд.

В 2017 году пошел небольшой рост, в первую очередь на внутрироссийском рынке.
  • Доместик - 190 млн штук, средний чек 3100 рублей, итого $9,5 млрд
  • Трансгран - 290 млн штук, средний чек $10, итого $2,9 млрд
  • Итог - $12,4 млрд.

На дворе 2018 год. Уже понятно, что рост будет. Вот, что мы ожидаем:
  • Доместик - 220 млн. штук, средний чек 2900 рублей, итого $9,7 млрд
  • Трансгран - 350 млн штук, средний чек $9, итого - $3,15 млрд
  • Итог - $12,85 млрд.

Что же мы имеем по итогам? Невооруженным глазом заметно, что рост есть. Причем он заключается, в основном, в числе посылок. Средний чек заметно падает, магазины теряют продажи.

Казалось бы - ну, хотя бы логисты должны быть в выгоде, Но, увы, это не так, ведь себестоимость доставки не падает кардинально, лишь за счет роста объемов. При этом жесткая конкуренция в отрасли и растущие требования интернет-торговли с одной стороны и покупателя - с другой, заставляют вкладываться в сервис. Логисты вынуждены нанимать "дорогих" курьеров, увеличивать скорость доставки и прочее.

В итоге, средняя стоимость доставки одной посылочной единицы за годы, попавшие в наш обзор, снизилась решительно: если в конце 2013-го она составляла 440 рублей за единицу, а прошлой осенью - уже 240 рублей за одну доставку. При, напомню, почти той же себестоимости.

Таким образом, всё, что мы имеем - некий "органический", естественный рост, связанный с тем, что в интернет приходит все больше и больше покупателей. Кстати, за это отдельное спасибо кросс-бордеру, который "рекрутирует" нам 92% процента новых покупателей (именно такова доля "новообращенных", которые свое знакомство с миром интернет-торговли начинают на сайтах иностранных, китайских, прежде всего, интернет-магазинов). И всё это на фоне стабильного падения среднего чека, что четко характеризует нынешнее состояние нашей экономики.

Откуда же такой позитив в речах экспертов и властей? Надо понимать, что далеко не все цифры, которыми они оперируют - реальные. Зачастую дутые, завышенные цифры используются для того, чтобы оправдать усиление регулирования, давление на бизнес. "Барашек подрос, пора стричь", - эта мысль звучит всё чаще. При этом не все понимают, что усиление регуляции увеличивает операционные издержки.

Увы, отрасль у нас до сих пор не оперившаяся, микроскопически маленькая. Как заявил Джек Ма в прошлом году: "Российский eCommerce - это маленький и беспомощный младенец". И разговоров о ней намного больше, чем она заслуживает.
Похожие статьи и интервью
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine
Как оптимизировать сайт перед осенними распродажами: 6 шагов
Кто сколько платит: аналитика с курьерских касс от GROTEM
Ольга Наумова: "Магнит" ищет партнеров для совместной доставки
5 сервисов, необходимых каждому интернет-магазину
Белорусский eCommerce: основные тренды
Клиентский сервис: инструменты и практика
Дмитрий Медведев ("Перекресток"): "буквально на днях мы открываем всё Подмосковье"
Готовимся к осенним распродажам: чек-лист от профессионалов
Роберт Картер (FedEx): "Если вы не будете внедрять блокчейн - ваша компания скоро исчезнет"
Самые важные логистические тренды: сводка DHL
Рынок электроники и бытовой техники: аналитика Data Insight
Как оптимизировать работу интернет-магазина: 5 полезных сервисов
Pay-сервисы в электронной коммерции: пока «не взлетели»
Российский eCommerce в поисках денег
Кейс «Техпорт»: рост конверсии на 20% при перезапуске магазина
Дмитрий Костыгин: "Российские предприниматели должны быть готовы к тюрьме"
Даже если у тебя магазин детских игрушек, продавать лучше…
Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет
Обходим спам-фильтры: несколько практических рекомендаций
Андрей Ревяшко (Wildberries): "Big Data - это не мегамозг из фантастического фильма"
Performance-маркетинг на практике
Выбираем партнёрскую сеть: на что смотреть и что учитывать?
Как не прогореть с Instagram-блогером: несколько советов
О будущем российской электронной торговли
Как интернет-магазину выстроить поддержку клиентов: кейс La Redoute
Рынок срочной доставки: аналитика Data Insight
На практике: Почему не нужно делить покупателей на онлайн и офлайн
Роль цены при выборе покупки падает: исследование Kibo
Мобильные приложения в 2018 году: аналитика Criteo
Онлайн-рынок одежды и обуви в России: аналитика Data Insight
Ещё 4-5 лет, и всё, рынок на выход качественного ретейла…
Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз
Сегодня все должны присутствовать в Интернете. Вопрос…
Visual Content Marketing в fashion и beauty: выжать максимум
Защищаем право на доменное имя: совет юриста
Зачем "Яндекс" закрывает «Заказ на Маркете», и что будет дальше
Интернет-магазины Беларуси: подробная аналитика
Как не нужно делать Ecommerce (на примере №1 екома России)
Как онлайн-магазины теряют клиентов: исследование
Кейс Zarina: рост выручки более, чем на 28% благодаря персональным рекомендациям
Доставка без неприятностей: зачем логистике нужен блокчейн
Повышение прибыли «М.Видео» с использованием актуальной пользовательской базы
"Онлайн-рынок детских товаров": аналитика от Data Insight
Мы идём к тотальному ретейлу
Мы тут как на минном поле работаем
Наша площадка — один из винтиков развития для рынка…
Рынок DIY в 2017-20 годах: аналитика INFOLine
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: данные Data Insight
Блокировки Роскомнадзора: промежуточные итоги и советы юристов
Персонализация интернет-магазина Petrovich.ru: 3 кейса и рост выручки на 11,4%
В Москве за 2 часа заявка на автозапчасти просто теряет…
Самые посещаемые ИМ России: аналитика от Алексея Петровского
Как обеспечить персонализированный подход в онлайне: Кейс МЮЗ
Лояльность в эпоху "постправды": аналитика BrightLocal
Что теряет магазин без мобильного канала продаж
Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ
3 правила успеха применения омниканального маркетинга
Фильтры с ЧПУ для интернет-магазинов: плюсы и минусы с точки зрения SEO
Data Insight назвала лидеров рейтинга E-Commerce Index TOP-100 2017 года
"Яндекс" поменяет формат продажи рекламы: что это даст?