Роспотребнадзор бьёт тревогу: как поменялся рынок за 6 лет

Игорь Бахарев
В России в 3,5 раза за последние 6 лет участились жалобы на интернет-магазины, сообщает RNS со ссылкой на слова начальника управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олега Прусакова. По данным чиновника, если в 2012 году в ведомство поступило всего 3,4 тысячи жалоб, то в 2017 году - 11,6 тыс. жалоб.
"Цифровая экономика, электронная коммерция... То обстоятельство, что это единственная сфера, где мы констатируем повышенный рост числа соответствующих обращений с точки зрения соотношения их динамики к общему росту потребительского рынка по отдельным сегментам, это говорит лишний раз о том, что здесь проблемы остаются", - сказал Прусаков.
Чиновник встревожен такой тенденцией и считает, что с ростом рынка "риски будут пропорционально расти". Особенно с учетом роста трансграничной торговли.

6 лет развития

Эксперты, между тем, изумлены такой оценкой ситуации и обращают внимание на то, что далеко не всё так страшно. Мы попросили разных экспертов оценить, как поменялся рынок за последние 6 лет.

По оценке одного из основателей Data Insight Фёдора Вирина, за эти годы число интернет-магазинов в стране выросло примерно в 3.5-4 раза. Мало того, существенно (в пять-шесть раз) увеличилось число онлайн-покупателей. Это всё привело к увеличению суммарного числа покупок с 2012 года в 12-15 раз. Так что такой небольшой рост числа жалоб - это позитивный сигнал рынку.
"Это победа! При росте числа покупок в 10 раз и покупателей в пять число жалоб выросло всего в три с половиной. Хочу сказать, что мы, как исследователи и консультанты, не зря работаем!" - добавляет Вирин.
В прошлом году заместитель директора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов признал, что на традиционный ретейл россияне жалуются в 50 раз чаще в пересчёте жалобы на количество покупок.

По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, более половины жалоб  интернет-покупателей приходится на инфраструктуру. Чаще всего покупатели жалуются на доставку, в частности, на работу "Почты России"

Из этих данных следует, что тысячи претензий приходятся более чем на триста миллионов покупок в онлайне, то есть шанс получить отрицательный опыт составляет примерно 0.001%, что очень хорошо.

Попытки Роспотребнадзора указать на то, что пользователи недовольны зарубежными интернет-магазинами эксперты разбивают контраргументами. Глава НАДТ Александр Иванов напоминает, что количество трансграничных продаж за лет существенно выросло.
"2012 г. – 122.000.000 посылок, 2017-й – 480.000.000. Обороты отрасли выросли в четыре раза. То есть, отрасли растёт быстрее, чем количество жалоб на неё. Поэтому она в целом становится чище", - добавляет эксперт.
Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") считает, что рост eCommerce в стране сделал пользователей более продвинутыми.

"Большинство интернет-покупателей совершили больше покупок и это привело к росту грамотности. Увы, не всегда в области "Как не покупать ночью с рук", но в области законов точно. И, соответственно, этот покупатель прочёл дискриминирующий закон и обнаружил, что ему есть куда пожаловаться на ровном месте. Он при курьере телефон посмотрел, включил, проверил, только потом отдал деньги. Потом решил вернуть - а когда продавец не очень понял, почему должен возвращать - покупатель пошёл в Роспотребнадзор", - приводит пример эксперт. 

Руководитель вертикали eCommerce Cityads Media Андрей Иванов напоминает, что за последние шесть лет только количество зарегистрированных интернет-магазинов в "Яндекс.Маркете" выросло в 2 раза (с 10.6 тысяч магазинов в середине 2012 года до 21.3 тысяч магазинов в середине 2018). При этом ассортимент на "Яндекс.Маркете" за это же время вырос в 4.5 раза: с 31.3 млн единиц до 141 млн единиц.

35859318_2123954600966878_330298550023880704_n.png

"Объём рынка электронной коммерции в 2012 году составил приблизительно 360 млрд рублей (или $11B) до 1 трлн рублей в 2017 ($16B) – что в рублёвом эквиваленте означает рост в 2.7 раза, а в долларовом – в 1.5 раза", - говорит эксперт. По его словам, показатели жалоб, регистрируемые Роспотребнадзором, вполне укладываются в рост ключевых показателей основного игрока.
Глава АКИТ Артём Соколов говорит, что в ассоциации не вели подобную статистику.
"Сейчас где-то 40-45 тыс работающих, но и в прошлом и позапрошлом году их было столько же. Одни уходят, на их место другие приходят. Ни больше ни меньше не становится", - рассказывает он.
Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский считает, что уместно сравнить показатели Роспотребнадзора с долей электронной торговли в России относительно ритейла. 
"В 2017 году доля ЭТ составила порядка 3.3%; тогда как доля жалоб, по мнению господина Прусакова составила 9% (11.6 тысяч жалоб против 123 тысяч в традиционной рознице). Очевидно, что этот более высокий показатель говорит прежде всего о более сложном пути обращения потребителя с жалобами на традиционные ритейл-магазины – и более эффективном, транспарентном канале предъявления претензий – в случае с интернет-торговлей", - говорит эксперт.
В "220 вольт" призывают развязать Роспотребнадзору руки. "С ростом популярности ecommerce растет и количество мошеннических сайтов, на которых потребитель оплачивает заказ, но товар ему не доставляют.  Сайт через некоторое время перестает существовать вовсе. Такие сайты очень тяжело сейчас заблокировать. Причина с сложных бюрократических процедурах, и, пока идет разбирательство в правоохранительных органах, сайт продолжает функционировать. Мы, например, в IQ Technology, ежедневно помогаем десяткам брендов закрывать сайты-мошенники, которые мимикрируют в  их дизайн, по сути, клонируя изветстные популярные интернет-магазины. Выходом из сложившийся ситуации мы видим наделение правом блокировать такие сайты Роскомнадзором по обращению граждан и правообладателей", - говорит GR-директор ГК "220 Вольт" Александр Логунов.

Материал по теме

eCommerce подстегнул мировую инфраструктуру: отчёт CBRE

Материал по теме

ЦБ прекратил ограничивать комиссию по эквайрингу

Материал по теме

Поднять обороты с помощью промокодов: кейс онлайн-ритейлера Lookfantastic

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.