Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery

Игорь Бахарев
Российские интернет-пользователи проявляют все больший интерес к покупке продуктов питания онлайн. 42% респондентов последнего исследования "Цифровая революция определяет привычки потребителей" международной корпорации PwC заявили, что планируют покупать продукты питания в интернете в следующем году.

Ещё год назад данная категория была не очень популярна, отмечают эксперты. Сейчас же 36% респондентов уже покупают онлайн продукты питания.

Пока ещё интерес к продуктовому онлайн-сегменту в России ниже, чем в Китае и Японии, но уже выше, чем в США и Германии. "Данный сегмент по-прежнему нишевой и обладает потенциалом для расширения", - говорят эксперты.

01.png


Как и следовало ожидать, основными точками роста российского eGrocery являются столицы.
"В Москве и Санкт-Петербурге тенденция к увеличению доли покупок продовольственных товаров в интернете прослеживается более отчетливо. Это объясняется тем, что в двух столицах онлайн-магазины продуктов предлагают более разнообразный ассортимент, чем в регионах", - пишут исследователи.
Интересно, что, по данным PwC, целевая аудитория онлайн-магазинов продуктов, в основном, состоит из потребителей старшего поколения, которые менее охотно покупают продовольственные товары каждый день, чем молодежь.

С одной стороны, серьёзные выводы из таких цифр делать рано. В России в опросе приняли участие всего 652 респондента, при этом все респонденты в выборке совершают не менее одной покупки онлайн в год. С другой, данные, полученные PwC, подтверждают цифры исследовательской компании GFK (потребительская панель), а также сделанный в начале 2018 года инвестиционным банком UBS прогноз о том, что ближайшие пять лет самый сильный темп роста в fmcg покажут e-grocery проекты.

Сейчас многие транснациональные fmcg-производители оценивают потенциал российских мегаполисов выше чем многих европейских городов, полагает основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский
"Можно сказать что мы находимся на пороге взрыва рынка e-grocery. Выиграет та компания которая успела подготовиться к этому событию, создала инфраструктуру, накопила компетенции и собрала команду профессионалов", - добавляет он.
Вице-президент Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук не столь оптимистична. От готовности до покупки лежит очень большая пропасть, напоминает она. 
"С одной стороны действительно по статистике food это самая частопосещаемая категория - средний покупатель возвращается за фудом 8,4 раза в год. И действительно, у тех, кто только открыл фуд эта категория растет на 100% в год. Но весь объем продаж продуктов питания по прошлому году можно оценить в 20-25 млрд руб. И дальнейшему росту может поспособствовать легализация продажи алкоголя онлайн. А чтобы конвертировать «готовность» покупателей в реальные заказы уйдут ещё годы и миллионные бюджеты ритейлеров", - считает эксперт. 
Что же на практике?

Лидер сегмента, компания "Утконос", ожидает роста интереса к этой категории.
"Вслед за электроникой, одеждой и детскими товарами покупатели уже готовы приобретать продукты онлайн. Главными барьерами могут стать недоверие к уровню сервиса и качеству товаров. Очень важно оправдать ожидания потребителя. Для нас сейчас это основной фокус внимания - 98% заказов доставляется в указанный клиентом срок, наличие товаров в заказе - почти 100%", - говорит директор по работе с покупателями "Утконоса" Михаил Морозов.
В Goods.ru видят "однозначный и уверенный рост" интереса к заказу продуктов питания онлайн.
"За последний квартал заказы еды на Goods показали семикратный рост в денежном выражении. Для маркетплейса наличие категории grocery наравне с другими товарами FMCG позволяет наиболее полно закрыть ежедневные потребности клиентов и способствует росту числа регулярных заказов", - рассказывает коммерческий директор Goods Константин Маслов.
Для OZON категория "Продукты питания" сейчас самая "молодая" и доступна пока в Московском регионе. Как рассказывает представитель маркетплейса Мария Заикина, в моменте этот сегмент занимает около 5% продаж, но растет быстрее всех, цифры роста трехзначные. В компании полагают, что как только заработает доставка этих товаров в регионы, темп роста еще увеличится. 
"Средний чек в категории составляет около 1 000 рублей, в ассортименте свыше 20 000 позиций - это сравнимо с хорошим оффлайн супермаркетом, и их число растет еженедельно. В потенциале категории точно не стоит сомневаться - рост в 2-3 раза это подтверждает. Если посмотреть на события на Западе, они тоже подтверждают ее перспективность. В августе-сентябре мы проводили очередное исследование наших клиентов, и их «ядро» - в том числе те, кто последние 10 лет покупал у нас только книги - точно готово покупать онлайн помимо электроники, детских товаров, одежды и обуви, косметики еще и еду. Мы планируем направление food активно развивать и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения географии.
Своего рода "взрыв" на рынке eGrocery, на самом деле, начался как минимум с середины 2017 года, когда eGrocery стала основной перспективной категорией. Все ринулись торговать онлайн продуктами. 

Торговая сеть "Карусель" начала онлайн-продажу совместно с интернет-сервисом iGooods. Продуктовый ретейлер "Вкусвилл" вновь запустил услугу доставки на дом или в офис. Кроме того компания начала сотрудничать с GoLamaGo"Ашан" заявил, что начнет продавать скоропортящиеся продукты в сети.  "Глобус" открыл онлайн-продажи продуктов в Подмосковье. Сеть супермаркетов "Глобус гурмэ" объявила о начале сотрудничества с сервисом по доставке еды Gett Delivery. Об онлайне задумался "Магнит", который доселе избегал eGrocery. С третьей попытки полноценную онлайн-торговлю запустил "Перекрёсток"Merlion и "Ситилинк" сделали первые шаги к торговле продуктами. Каталоги продуктов появились в маркетплейсах "Беру" и Goods.  B даже "Почта России"заявила о том, что запускает дистанционную продажу и доставку россиянам продуктов питания через интернет-площадку market.pochta.ru.
Материал по теме

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Материал по теме

Рынок готовой еды: что говорят эксперты

Материал по теме

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

По итогам 2023 года количество аптечных организаций в России достигло почти 79 тыс, сообщают эксперты агентства DSM Group. Для сравнения: в 2009 году их было порядка 50-51 тысяч. Год прошел под знаком ужесточен...

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Средний чек в интернет-магазинах в 2023 году почти вдвое превысил аналогичный показатель в традиционной рознице. Это следует из исследования СберАналитики, изучившего расходы россиян в офлайн- и онлайн-сегм...

Сервис Level Kitchen выходит в офлайн с мобильными кафе

Онлайн-сервис здорового питания Level Kitchen запускает сеть фирменных мобильных кафе. Первое кафе уже отправилось в Ростов-на-Дону, где пройдет этап Russian Drift Series (RDS). В дальнейшем сеть планируетс...

Мегамаркет начал продажу золотых слитков

Мегамаркет, один из крупнейших онлайн-ритейлеров России, рад представить своим покупателям эксклюзивную коллекцию золотых сувенирных слитков. Коллекция, ограниченная 160 экземплярами, включает в себя...

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Уход с российского рынка западных IT-гигантов обнажил острую проблему импортозамещения ПО в области управления данными. Сегодня бесперебойная работа бизнес-процессов и независимость от иностранных поставщико...

Росаккредитация проверила более 21 млн карточек на маркетплейсах

Росаккредитация на сегодняшний день проверила уже более 21 млн товаров на маркетплейсах. Проверка велась более чем на 20 крупнейших российских онлайн-площадках, включая Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет и Ме...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.